.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Могилы алан
И оставят меня в земле, куда никто не хочет входить, и будет дуть надо мной ветер, когда попрощаются со мной...
Абд ат-Тамими, VII в.

Могилы аланОдна из интереснейших сторон жизни древнего общества - это магические обряды и культы и роль, которую они играли в ней, пронизывая все формы существования. Археологу она открывается, прежде всего (если не считать достаточно редких случаев исследования древних святилищ) при углубленном анализе погребальных ритуалов, о которых мы можем судить лишь по тем далеко не полным данным, которые засвидетельствованы материалами раскопок. Мы не знаем, как происходило обряжение покойного, какие ритуалы совершались над ним, какие песни пелись, какие заговору произносились.

Археологическое изучение погребального обряда Центрального Предкавказья - это сложная комплексная тема, требующая анализа целого ряда моментов: сюда входят характер могильника, в том числе взаимное расположение могил, наличие или отсутствие тризны и жертвоприношений; конструкция погребального сооружения, его параметры, число погребенных в одном сооружении; способ захоронения умершего - поза, ориентировка; характер сопровождающего инвентаря. Все детали погребального ритуала могут быть рассмотрены во времени и в пространстве.

При исследовании раннесредневековых древностей, как мы уже говорили, особое внимание исследователи обращали на тип погребального сооружения, видя в нем один из самых надежных показателей этнической принадлежности погребенного, но последние работы показали, что этот вопрос зачастую решался слишком однозначно.

В могильниках эпохи раннего средневековья на Северном Кавказе представлено большое количество типов могильных сооружений. Сюда входят грунтовые могильники с погребениями в простых ямах (подчас перекрытых плитой) и каменных ящиках; каменные склепы: подземные (иногда их называют грунтовыми каменными гробницами), полуподземные и надземные; подбои, одинарные или двойные; катакомбы различных типов - земляные, вырытые в склонах подкурганные и скальные (иногда их называют на скальными).

Этот перечень далеко не исчерпывает всего разнообразия погребальных сооружений, использовавшихся северокавказским населением в эпоху раннего средневековья. Каждый из указанных типов погребальных сооружений может быть подвергнут дальнейшему членению на основании анализа целого ряда частных признаков, в результате чего будут выделены варианты. Подобно сопоставление по частным признакам позволяет упорядочить во времени и пространстве ряд параллельно существовавших эволюционных рядов различных типов погребальных сооружений. Разнообразие погребальных сооружений на Северном Кавказе наряду с длительностью существования почти всех типов заставляло в свое время исследователей смотреть на этноисторическую информативность погребального обряда пессимистически. Только после появления монографии В. А. Кузнецова «Аланские племена Северного Кавказа», остающейся до сих пор лучшей сводкой всех данных по распределению различных могильных сооружений на Северном Кавказе, погребальный обряд, в частности конструкция погребального сооружения, занял особо важное место при определении этнической принадлежности погребенного.

При решении же вопросов хронологии тип погребального сооружения не «работал», он сам нуждался в дополнительных основаниях для привязки к тому или иному периоду. Для этого не только было недостаточно материала, но, главное, полевые исследования производились без учета тех требований, которые можно предъявить к нему, то есть не совсем полно и квалифицированно. Вслед за монографией В. А. Кузнецова появился ряд общих и частных региональных исследований, где типам погребальных сооружений, их генезису и датировке уделено специальное внимание.

По характеру наземного сооружения мы выделяем захоронения бескурганные (подавляющее большинство) и курганные (они представлены только катакомбами гуннского времени). По типу погребального сооружения можно выделить две группы. К первой относятся одно-
(картинка 073)
компонентные сооружения, здесь для погребения используется могильная яма, стенки и перекрытие которой оформлены по-разному, но погребаемый всегда вносится сверху. Сюда входят: Iа - простые грунтовые ямы без использования камня (не считая заполнения); Iб - ямы с заплечиками (перекрытие, очевидно, деревянное); Iв - ямы с заплечиками, перекрытые камнем; Iг - ямы, частично обложенные камнем; Iд - каменные ящики (или «плиточные могилы»: стены из четырех- шести плит, поставленных вертикально); Iе - каменные гробницы (или «подземные склепы»), стены которых сооружены из горизонтально положенных насухо камней, перекрытия - из плит.

Во вторую группу входят двух и трехкомпонентные погребальные сооружения, состоящие из погребальной камеры, входной ямы (дромоса) и соединяющего их входного отверстия. Погребаемого вносили в камеру не сверху, а сбоку. К этой группе относятся катакомбы, подбои и каменные склепы (полуподземные и наземные): IIа - грунтовые катакомбы с камерой подквадратной, подтреугольной, круглой или же овальной формы, с входным отверстием, заложенным камнем, и длинным узким дромосом (иногда со ступеньками), расположенным под прямым углом к камере; II6 - грунтовый подбои с камерой овальной или подквадратной формы, с короткой и широкой входной ямой, в длинной стенке, которой располагается широкое входное отверстие, заложенное камнями или досками; IIв - скальные катакомбы с камерой овальной, квадратной и полуовальной формы, вырубленной в отвесной скале, с небольшим входным отверстием, заложенным плитой, и изредка с дромосом (как частный случай бывают камеры, длинная ось которых продолжает собой ось входного отверстия); IIг - скальные подбои с камерой полуовальной формы, часто использующие естественные углубления в скале, с широким входным отверстием, заложенным каменной кладкой на земляном растворе; IIд - скальные захоронения (или скальные склепы) с камерой прямоугольной формы, использующие естественные каменные неглубокие пещеры, где боковые и передняя стенки выложены из камня на земляном растворе и имеют входные отверстия, заложенные камнем; IIе - полуподземные склепы: подземные камеры прямоугольной формы со стенками, сложенными из горизонтальных рядов камня, перекрытые плитами, с входным отверстием в виде небольшого коридора, расположенного, как правило, выше уровня дна камеры, с такими же каменными стенками и перекрытием; IIж - наземные склепы: камеры прямоугольной формы со стенками, сложенными из горизонтальных рядов камня, с каменными перекрытиями, с входным отверстием в узкой стенке.

Это один из возможных путей классификации погребальных сооружений, когда за основу упорядочения взято оформление погребальной камеры с учетом способа захоронения (сверху или сбоку), но далее каждый тип должен описываться как сочетание целого ряда признаков (качественных и количественных).

Анализ погребальных сооружений, так же как и других деталей погребального обряда (коллективность погребений, положение костяка, ориентировка, сопровождающий материал, наличие и характер наземных сооружений, и многое другое), позволяет уловить пространственно-временную приуроченность отдельных элементов погребального обряда. Так, подкурганные катакомбы и подбои составляют невысокий процент от общего числа захоронений (около 3% при колебании от 1,6 до 4,8%) и равномерно распространены в степной части Северного Кавказа. Грунтовые катакомбы в то же время широко известны и в предгорьях Предкавказья (Подкумок, Клин-Яр, Нижний Джулат), чтобы во второй половине I тысячелетия составить около трети всех погребальных сооружений. Наименьший процент их в верховьях Кубани (20,7%), а наибольший - в районе Кавказских Минеральных Вод (54,7%) и Северной Осетии (34,1%), где они проникают глубоко в горы, вплоть до перевалов. Из района Пятигорья происходят наиболее ранние катакомбы гуннского времени и большое количество катакомбных могильников VI-VII вв.; именно пот район можно считать той территорией, где располагалось основное ядро алан и откуда аланское население - носитель катакомбного обряда погребения - продвигалось на запад, в верховья Кубани (Байтал-Чапкан и Кумыш-Баши V-VIII вв.), и на восток (Кабардино-Балкария, Осетия и Чечено-Ингушетия), где преобладают катакомбные могильники VIII-IX вв., хотя в достаточном количестве представлены и комплексы VI- VII вв.

Иным образом распределяются скальные захоронения, очень наглядно уменьшение их доли от верховьев Кубани (48,6%) на восток - 29,7% в районе Кавминвод, 8,1% в Кабардино-Балкарии и 9,2% в Чечено-Ингушетии. Самые ранние комплексы в верховьях Кубани датируются рубежом VII-VIII вв., расцвет относится к VIII-IX вв. (только тогда появляются они на Подкумке и далее на восток), широко представлен этот обряд и в X-XII вв. По происхождению скальные захоронения могут быть связаны как с катакомбами или подбоями, вырытыми в земле или вырубленными в скале, - и тогда закономерна их связь с аланами, так и с подземными каменными гробницами или же с каменными ящиками и с каменными полуподземными склепами, исконно кавказскими типами, поскольку скальные захоронения объединяют ряд достаточно отличающихся конструктивно между собой различных погребальных сооружений в отвесных скалах, скальных склонах и под навесами.

Выше мы высказывали предположение о существовании определенной связи между такими фактами, как появление в слоях поселений остатков юрт кочевнического типа или иного керамического комплекса, и приходом из степей в верховья Кубани и в район Кавказских Минеральных Вод тюркского (болгарского) населения ни рубеже VII-VIII вв. Появление на этой же территории нового типа могильных сооружений - скальных захоронений - также может предположительно быть связано с этой миграцией, так же как и распространение грунтовых захоронений (в частности, грунтовых ям с заплечиками, составляющих в Кабардино-Балкарии 24,3%). Каменные же ящики, а также плиточные могилы, подземные каменные гробницы наряду с грунтовыми могилами, как уже говорилось, являются исконной формой местных погребальных сооружений, восходящих к предшествующим культурам Они занимают горные районы, достигая в Карачае, Осетии и Чечено-Ингушетии 30-38%, тогда как в предгорьях они составляют всего 5% (район Кавминвод).

Однако характер погребального сооружения - это лишь одна из составных частей погребального обряди большую важность, представляет анализ положения по гребенного, количество, характер и расположение погребального инвентаря. Особую тему представляет и анализ структуры могильника в целом - как он растет, можно ли выделить семейно-родовые группы и т.д. Этими данными, к сожалению, мы на сегодняшний день совсем не располагаем, и положение здесь гораздо хуже, чем, например, для времени кобанской культуры, Собственно, подобный анализ может быть осуществлен лишь для катакомбных могильников в Байтал-Чапканс и Мокрой Балке, однако его реализация - дело будущего.

Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М., 1984
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама