|
|
|
Основным источником изучения одежды древних эпох служат археологические памятники. К сожалению, от костюма древнего населения сохранились главным образом украшения. Они дают представление о способах скрепления одежды (булавки, фибулы), ее отделке (бляшки, подвески, накладки), а также об отдельно надеваемых украшениях (кольца, браслеты, серьги, цепочки). Но восстановить облик костюма полностью, его материал и особенно покрой почти невозможно. Одежда древнего населения Северного Кавказа не является предметом изучения в данной работе. Но одежда средневекового периода может многое подсказать в понимании более поздних форм костюма. Тем более, что в археологических находках этого периода, кроме украшений, часто встречаются куски тканей, а в ряде случаев — отдельные предметы одежды, позволяющие судить о ее покрое и составе, о привозных и местных тканях и изделиях. Богатый археологический материал, относящийся к аланам X—XIII вв. — предкам осетин, дают раскопки у станицы Змейской. Не менее ценны данные о культуре адыгов, полученные при изучении Белореченских курганов, могильников близ Карраса (район Пятигорья), датируемые XIV—XV вв. Одежда тюркоязычных предков карачаевцев и балкарцев в какой-то мере характеризуется изваяниями, известными под названием «каменные бабы».
|
|
|
|
|
|
|
Северный Кавказ — один из самых многонациональных регионов нашей страны. Кроме десяти коренных народов (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы и ингуши), населяющих автономные республики и области, здесь проживают русские, украинцы, армяне, грузины, греки и др. Все коренные народы региона являются автохтонами Северного Кавказа. Однако этногенетические процессы, которые привели к формированию основных этнических общностей на данной территории, были сложными и хронологически весьма протяженными. Их основным содержанием в течение веков было глубокое взаимодействие и глубокий синтез между аборигенным этнокультурным миром и пришлыми этническими волнами, которые разновременно достигали подножий Кавказских гор, оставляя каждый раз зримые следы своей исторической роли в сложении той этнокультурной мозаики, которая по сию пору отличает данный регион. Достаточно ярким показателем путей формирования местных народов является их этнолингвистическая классификация. Адыги — адыгейцы, черкесы, кабардинцы — говорят на языках абхазо-адыгской группы северокавказской семьи языков; на языке, относящемся к этой же группе, говорят абазины. Языки родственных народов — чеченцев и ингушей — составляют нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи. Карачаевцы и балкарцы, так же как ногайцы, по языку принадлежат к кыпчакской группе тюрских языков. Наконец, осетинский язык относится к иранской группе индоевропейских языков.
|
|
|
|
|
|
|
Переход в "истинный мир". Для того, чтобы понять смысл похоронных и поминальных обрядов, надо помнить: осетины верили, что душа человека уходит после смерти в "истинный мир" - "æцæг дуне". Представления об этом мире отразились в нартовском сказании "Сослан в стране мертвых" и в текстах обрядовой речи "Бæхфæлдисын" - "Посвящение коня покойнику". Основной смысл этих представлений заключается в том, что праведники блаженствуют на том свете, а люди, прожившие лживую и корыстную жизнь, испытывают мучения. Умерших хоронили на фамильном кладбище. Согласно древним обычаям, закончивших свою жизнь самоубийством не позволяли хоронить там и совершать по ним похоронные обряды. Считалось, что им путь в истинный мир закрыт, и душа их будет скитаться между мирами. Похороны у осетин всегда были очень многолюдными. "Мах хуызæн мардмæ нæ цæуынц æндæр рæтты" ("Нет похорон многолюднее наших"), - писал Коста Хетагуров. Все родственники, соседи и знакомые, услышав печальную весть, спешили выразить соболезнование семье умершего и считали своим долгом проводить его в последний путь. Для того, чтобы сообщить о случившемся, в дальние кварталы села и в соседние селения посылали вестников. Сообщающий горестную весть назывался "хъæргæнæг" (букв, "кричащий"). Его было легко узнать по тому, как он держал плеть (не в правой, а в левой руке) и как сходил с коня (не слева, а справа). Проезжая мимо ныхаса, такой вестник не спешивался, а сообщив печальное известие, не заходил в дом.
|
|
|
|
|
|
|
Вступление в брак. Вступление в брак было ответственным моментом в жизни человека, поэтому и отношение к нему было серьезное. В традиционной осетинской жизни разводы встречались крайне редко. Молодые люди высматривали себе будущих невест, как правило, на праздниках во время танцев. Осетины придерживались определенных правил брачной политики. Жениться предпочитали на девушке равного или более высокого происхождения. Но выдать девушку могли и в менее знатную фамилию. По этому поводу существовала такая пословица: "Сау лæгæй чызг ма ракур - дæ мыггаг фесафдзынæ, фæлæ сау лæгæн дæ чызджы ратт, æмæ йын йæ мыггаг аива" ("Не женись на дочери человека из низшей среды - испортишь свою фамилию, но можешь отдать дочь простолюдину, она улучшит его поро-ду"). При выборе невесты большую роль играло мнение о том, какой была мать девушки. Осетины говорили: "Мад фæрс æмæ чызг кур" ("Спрашивай о матери и женись на дочери").В девушке ценили такие качества, как скромность, приветливость и хозяйственность. Мнение девушки при заключении брачного договора не было решающим, однако к нему старались прислушиваться. Время между сговором и свадьбой могло длиться до года, а в некоторых случаях и дольше. Это время уходило на то, чтобы семья жениха собрала необходимый брачный выкуп, а семья невесты подготовила приданое. Обе стороны готовились также к расходам, которых требовало свадебное угощение и обязательное одаривание новых родственников.
|
|
|
|
|
|
|
Центральное место в традиционной культуре и религии осетин занимает народный праздник. Писавшие об Осетии ученые и путешественники не раз отмечали, что праздников у осетин бесчисленное множество. Всеволод Миллер предложил такое разделение осетинских праздников: «1.Праздники общеосетинские, календарные, справляющиеся в определенные месяцы года и на-ходящиеся в связи с календарем. 2. Праздники местные, справляемые в том или другом ауле в память какого-нибудь события. 3.Праздники семейные, т. е. круг обрядов, сопровождающий известные события домашней жизни, рождение ребенка, свадьбу и т. д.»
Праздник объединяет мир земной с миром небесным через молитву, пиршество и игрище. Являясь формой отправления религиозного культа, осетинский праздник разворачивается как строго ритуальное действо. Он противостоит будням, наполненным трудом и повседневными заботами, предполагает обновление жизни и снятие социального напряжения. сайт севастополя SevastopolOnline. купить коллекционные автомобили - MegaMachinesПраздник связан с мифологическими представлениями о цикличности времени. К концу цикла мир приходит в упадок, иссякают его жизненные силы. В таком случае его может спасти только чудо, равное чуду первого творения. Расчленением жертвенного животного ("кусарт") работа хаоса как бы доводится до конца. Лишь теперь может начаться новое творение, постепенное преодоление хаотических сил. Части разъятой жертвы собираются и отождествляются с разными космическими зонами: голова ("сæр') - верхний мир, шея ("бæрзæй") - средний мир, курдюк ("дымæг") - нижний мир.
|
|
|
|
|
|
|
Хорошим он был человеком и умер, Добрый конь для него нужен. Коня, достойного его, нигде не могут найти. К табуну Терк-Турка поехали, С левой стороны обозревая, С правой стороны наблюдая, Коня, достойного его, нигде не могли найти. В небесах под желтой скалой У Уастырджи, слава ему, Есть три авсурга. Не выводи того, что с этой стороны, - Он кусается. Не выводи того, что с той стороны, - Он бьет копытом. Выведи среднего. К Курдалагону небесному отведи ты его: Подковы из стали, Гвозди булатные,
|
|
|
|
|
|
|
Самое большое значение в личной и семейной жизни люди традиционной культуры придавали рождению, браку и смерти. Эти события справлялись согласно древним обычаям при активном участии родственников и соседей. Считалось, что в эти моменты святые покровители находятся рядом с людьми. Рождение ребенка. Каждая осетинская семья всегда мечтала иметь много детей, особенно сыновей. Уже на свадьбе осетины в молитвах обращались к небожителям с просьбой даровать молодой семье многочисленное потомство. Женщину, ожидающую ребенка, окружали заботой и оберегали от волнений и выполнения тяжелых работ. В то же время обычай предписывал ей "стыдиться" своего положения, не показываться на глаза старшим мужчинам, избегать посещения общественных мест, свадеб, похорон. В старину в горах роды проходили в нежилом помещении - это обычай, который известен многим народам мира. Роженице помогал кто-нибудь из опытных женщин - старшая невестка семьи, другая родственница или соседка. В молитве женщины просили помощи у Бога и святых: Уастырджи (конечно, не называя его по имени) и Мады Майрам. Все обряды, которые совершались с момента рождения ребенка в течение нескольких месяцев, были охранительного свойства - то есть имели целью оградить новорожденного от воздействия злых сил.
|
|
|
|
|
|
|
Гостеприимство. Это одно из самых отрадных явлений в жизни осетин: оно украшает во многом тяжелые условия обыденной жизни и делает пребывание среди осетин в высшей степени приятным. Редкий образованный турист не восхищался при виде дисциплинированных обычаем осетин, когда они утонченно вежливо, с ласковою предупредительностью, приглашают к себе в уазæгдон поесть с ними „хлеба и соли" - "цæхх æмæ кæрдзын" и когда они, осчастливленные тем, что гость согласился остановиться у них, ухаживают за гостем, всячески ему угождая. По мнению доктора Пфафа, это явление заключает в себе „отражение высочайшей нравственной цивилизации золотого века осетин". По моему мнению, гостеприимство в таком виде, как оно существует у осетин, прежде всего, указывает на ум и нравственную высоту народа. Гость гостю рознь - не перед всяким гостем стоит осетин-хозяин, и эта сторона гостеприимства многими авторами неправильно истолкована. Если гость одних лете хозяином или старше его, то гость пользуется всеми правами старшинства: т. е. осетин-хозяин стоит перед гостем или же, когда разница в годах между ними небольшая, садится по просьбе гостя. Все остальные члены семьи обязательно стоят перед гостем и прислуживают, за исключением женщин, которые в гостиной не появляются. Часто бывает, что гостям прислуживает и девица, если нет сыновей в доме. Но если гость моложе, то не может быть речи, чтобы хозяин, старше его летами, стоял перед ним; в таком случае гость садится перед хозяином по просьбе последнего или же вовсе не садится, если разница больше 10-15 лет.
|
|
|
|
|
|
|
Этикет - совокупность правил поведения и вежливости, принятых в каком- либо обществе. Правила этикета являются социальными нормами и опираются на обычай. Следование этикету было обязательным условием жизни в осетинском обществе. Выдающийся русский ученый Всеволод Миллер писал, что в бедных осетинских домах "соблюдается этикет строже, чем в европейских раззолоченных палаццах".Речевой этикет. Существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия. Встречаясь, осетины непременно должны были поздороваться, даже если они были незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь в позднейшее время. Еще в 70-х годах XIX в. приветствовали друг друга сгибанием правой руки в локте и обменом фразами: "Дæ бон хорз уæд!", "Дæ хъуыддаг раст уæд!" ("Да будет день твой хорош!", "Да будет дело твое правым!")Существовали также строго регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в общественных местах не допускался азартный разговор. симферопольский форум, сайт симферополяБеседа всегда протекала плавно, без резких оборотов, не допускалась какая бы то ни было грубость или вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне неприличным считалось, если кто-либо начинал говорить, не выслушав до конца собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со стариками.
|
|
|
|
|
|
|
Уже к девочке 6-8 лет начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам. Девочки одного возраста с мальчиками не будут, подобно им, свободно бегать по полям и лугам. Обыкновенно они собираются небольшими группами за домом и здесь упражняются почти целый день в национальных танцах. Иногда девочки забудутся и начинают устраивать совместные с мальчиками игры; в таких случаях старшие дают понять им, что не следует играть с мальчиками, и они мало-помалу начинают обособляться. К 10-12 годам девочки уже не допускают к своей компании мальчиков и с этого времени начинают помогать матери в хозяйстве, обучаются понемногу рукоделию и игре на гармонии под руководством более старших. К 12-14 годам девушка выступает на публичных танцах. К этому времени она уже знает, какие требования предъявляет к ней обычай. Она теперь ни в коем случае не позволит себе поговорить с незнакомым мужчиной, а если чужой мужчина и обратится к ней, то она не будет ему отвечать. Не побежит она через улицу к соседям, а ее должны сопровождать мать, брат или кто-нибудь из родственников. Она идет по улице чинно, медленно шагая. Если мужчина переходит улицу, она должна остановиться и пропустить его и только после этого имеет право перейти улицу. Перед старшими женщинами и перед мужчинами даже своего возраста она должна стоять.
|
|
|
|
|
|
|
Календарь |
|
|
|
« Октябрь 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|
|
|
|
|