.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Язык Богов в Нартовском эпосе
Язык Богов в Нартовском эпосе
Даже если погибнем все, пусть этот фандыр пребудет вовеки, а кто будет играть на нем и вспоминать нас, тот и будет нашим.
Нарты.


Одним из центральных мотивов осетинских нартовских сказаний о Сырдоне является «похищение коровы». Аналогичный мотив известен и в других фольклорных традициях индоевропейцев. Так в «Ригведе» мотив «похищения коровы» является дублетом основного индоевропейского мифа о громовержце. В греческой традиции данный мотив связан с Гермесом.

В вариантах сказаний о Сырдоне кража коровы является самостоятельным мотивом и объясняется причиной голода у нартов, либо враждой Сырдона с Хамыцем. В одном из вариантов корова принадлежала Урызмагу.

В Нартовском эпосе хозяева коровы находят ее с помощью собаки, к которой привязывается клубок пряжи или веревки (мотив лабиринта), и она приводит их в келью Сырдона, где в котле варится мясо коровы. Известно пять вариантов мотива «похищения коровы» Сырдоном.

В двух вариантах к основному мифу примыкает мотив «появления арфы» у нартов. По одному варианту Сырдон изготавливает арфу из плечевой кости своего сына. Согласно другому варианту, арфа хранилась в углу дома Сырдона.

В «Ригведе» Индра находит коров, похищенных у божественных певцов Ангирасов и спрятанных в скале Вала - при помощи божественной собаки Сарамы. Здесь отсутствует мотив появления арфы.

В гимнах, посвященных Гермесу, к мотиву «похищение коровы» примыкает мотив «обретения лиры», но нет мотива, связанного с собакой.

Осетинскую и греческую традиции объединяет и то, что арфу/лиру изготовляют трикстеры, близкие по своим характеристикам (Сырдон и Гермес).

В нашей статье мы ставим своей задачей раскрытие семантики мотива «похищение коровы».

Во многих древних памятниках индоевропейцев (индийцев, иранцев, греков, ирландцев и др.) исследователями выявлена оппозиция так называемого «языка богов» и «языка людей». В этих текстах слова «божественного языка», в отличие от «языка людей», стилистически маркированы, выступают как замены, перифразы обычного имени. Для затемнения смысла «божественного языка» с целью сделать его понятным лишь для посвященных использовались различные лингвистические процедуры (рассечение и искажение слов, использование архаизмов и родственных слов, иноязычных заимствований и т.п.).

Одним из слов «тайного языка» Ригведы является «корова», или «тайное имя коровы».

Как отмечает Т. Я. Елизаренкова, главным для ария Ригведы домашним животным была корова - источник его материального благополучия, богатства. Она давала ему продукты питания. Быков и яловых коров приносили в жертву богам, за стадами коров совершались различные набеги на соседей. Коровами награждали жрецов, и вообще они служили меновой стоимостью. Корова в Ригведе называется приблизительно 15 синонимами. Образы коровы и быка пронизывают все поэтическое творчество ведийских риши, служа основой для построения системы символов (корова - и грозовая туча, и утренние зори, и поэтическая речь). Надо сказать, что образ коровы использовался в мифологиях многих народов. Так в египетской мифологии богиня Исида - «та, у которой тысяча имен» и богиня Хатор представлялись в виде коровы.

Рассмотрим семантику мифа «освобождения коров» в Ригведе.

В Ригведе существует несколько вариантов мифа Вала (имя скалы, в которой были спрятаны коровы), или иначе мифа об Ангирасах.

По основной версии, главным героем мифа об освобождении коров является Индра, сопровождаемый толпой марутов (небесных духов). Согласно другим вариантам, Индра пробил скалу Вала с помощью полубожественных певцов Ангирасов. По третьему варианту, Ангирасы проломили скалу без Индры, с помощью мощного пения. Четвертый вариант - скала раскрыта богом молитвы Брихаспати, сопровождаемым Ангирасами.

По мнению комментаторов Ригведы, корова в мифе Вала символизирует жертвенные возлияния (тогда миф толкуется как направленный против враждебных племен, противящихся ведийским жертвоприношениям), или утренние зори и свет утреннего солнца (тогда миф приобретает космологический характер), или просто богатство, изобилие, благоденствие.

По мнению П. А. Гринцера, все эти смыслы в определенных контекстах могут присутствовать в мифе, но превалирующим смыслом мифа в гимнах Ригведы является уподобление коровам священной речи и гимнов.

Отождествление слов «корова» - «речь»/«гимн» дает, но мнению Гринцера, новый ключ для истолкования мифа Вала или мифа об Ангирасах.

Ангирасы - великие риши, божественные певцы, посредники между богами и людьми. У семи божественных певцов некие демоны Пани похитили коров и спрятали их в пещере Вала. Лнгирасы вместе с Индрой и его собакой Сарамой отправляются на поиски коров, находят их и освобождают, расщепляя скалу своим пением.

Ангирасы избавив скот от пут.
Они запели песнь, они нашли свет,
Они овладели гимнами.
Этот убийца Вритры, этот самый Индра, выпустил с помощью песнопений
Коров (утренние зори) вместе с молодняком, вместе с жертвенными возлияниями.



Таким образом, согласно П. А. Гринцеру, одним из основных смыслов мифа Вала - это обретение, овладение Ангирасами тайной речью, олицетворением которой выступает корова.

П. А. Гринцер отождествляет понятия «корова» и «тайное имя коровы» в Ригведе.

На наш взгляд, миф об освобождении коров Ангирасами имеет несколько иной смысл.

Существует большая разница между семантикой слова «корона» и «тайное имя коровы». Именно «тайное имя коровы» надо отождествлять с понятием сакрального языка, или тайной речи. Сам же образ коровы, и здесь мы согласны с комментаторами Ригведы, символизирует свет солнца, богатство, изобилие.

Таким образом, главный смысл мифа об Ангирасах заключается в том, что божественные певцы - риши - обретают изобилие, богатство через знание «тайного имени», сакрального языка.

По мнению немецкого индолога Г. Людерса, Ангирасы освободили коров при помощи риты (rta).

Через RTA должны выйти коровы,
Которых нашел Брихаспати, скрытых. С душой, жаждущей захватить коров, они уселись под песнопение, создавая себе путь к бессмертию. Это самое сидение и сейчас часто (бывает) у них - Закон, с помощью которого (долгие) месяцы они хотели добыть (коров).



Пение Ангирасами культовых гимнов является, по мнению Г. Людерса, метафорическим описанием действия доения молока из древнего семени, представляющего, в данном случае RTA.

Напомним, что слово «рита» является одним из ключевых понятий мировоззрения ведических ариев. Рита (rta) - это универсальный космический закон, который определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности.

Таким образом, миф Вала отражает идеологию риши, певцов культовых гимнов, которым была доступна сакральная речь и знание тайных имен. Иначе говоря, доступен звуковой код RTA, использование которого было путем для овладения разного рода благодатью, олицетворением которой в Ригведе выступала корова.

Для понимания особенностей интересующего нас мотива в Ригведе и в Нартовском эпосе необходимо четко представлять себе идеологическую разницу этих памятников. Ригведа - это культовый памятник, создателем которого были риши - певцы, шаманы, исполнявшие гимны, целью которых было привлечение богов на сторону ариев. Поэтому миф об Ангирасах отражает идеологию риши. Содержание его следующее: знание «божественного языка», которое дано только риши, дает возможность обращаться к богам и обеспечивать ариям благополучие и изобилие.

Для осетин, воспевавших героев-нартов, мотив «похищения коровы» сохранился в цикле о «странном нарте», обладающем «странными способностями (оборотничество), Сырдоне. Корову здесь не освобождают, а съедают, но вдруг появляется из угла арфа, благодаря которой нарты принимают Сырдона в свои ряды.

Известно, что Мартовский эпос отражал идеологию Ахсартаггата - сословия кшатриев, воинов. Но первоначально, в своем архаическом варианте, это был памятник, отражавший, как и Ригведа, идеологию жрецов, исполнителей гимнов. Как отмечает В. И. Абаев, в архаическом эпосе эпический герой это, прежде всего, маг, чародей, волшебник, заклинатель, колдун, шаман.

В героическом эпосе образ шамана изживается, окончательно складывается воинская, героическая эстетика. Шаман Сырдон превращается в трикстера, хитрого и коварного плута, злого гения нартов». О шаманских корнях Сырдона напоминает нам двенадцатиструнная арфа, которая, как отмечает К. К. Кочиев, служила ему, как шаманский бубен, в его магической практике.

Нартовский эпос, будучи героическим, сохранил многие черты архаического шаманского эпоса, в том числе многие элементы сакрального языка, или «языка богов», воплощением которого в мотиве нартовского эпоса «похищение коровы» является сырдонова арфа.


Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама