.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Домашние ремесла
В условиях натурального хозяйства большое значение в жизни осетин имели домашние ремесла. Осетины были хорошими мастерами по обработке кож и шкур, валянию войлока, обработке дерева.

Обработка кожи и шкур. Среди домашних промыслов не последнее место занимала обработка кож и шкур. С древнейших времен до второй половины XIX в. этот род деятельности не терял своего значения. Из овчин, обработанных домашним способом, шили шубы и тулупы, а из барашковых шкурок - папахи, мужские шаровары, ноговицы.

Шкуры овец, коз и крупного рогатого скота обрабатывались разными способами. Существовало также разделение труда между мужчинами и женщинами. Все работы по обработке шкурок и овчин, шедших на изготовление одежды, выполнялись женщинами.

Обработкой кожи крупного рогатого скота, ее выкройкой и шитьем занимались исключительно мужчины. Из сыромятной кожи делали обувь, которая называлась "æрчъитæ" подошвы для чувяков. Из хорошо обработанной кожи осетины делали ремни для поясов, плети, детали конского снаряжения и узды, другие необходимые вещи.

Козьи шкурки шли на выделку сафьяна. Из черного сафьяна шили парадную мужскую обувь, а из цветного - праздничную женскую обувь.

Обработка шерсти и ткачество. Шерсть собирали два раза в год: весной и ранней осенью. Весной, когда овцы начинали линять, свободно отделяющуюся шерсть ("фист") в течении месяца собирали женщины и дети. Сезон стрижки овец приходился на середину августа. Это была тяжелая работа, и ею занимались мужчины. Осетинки были мастерицами в изготовлении тканой и нетканой материи. К первому виду относились превосходные "осетинские сукна" ("ирон тын"), ко второй - войлоки ("нымæт").

Суд я по археологическому материалу, изготовлением сукна очень высокого качества занимались еще средневековые аланы. Осетинки ткали сукно на старинных ткацких станках ("тынуафæн бандон"). Но прежде шерсть мыли, сортировали, расчесывали на ручной чесалке ("пирæн"), били лучком ("фæтдзæгъдæн"), затем шерсть пряли вручную, используя веретено ("æлхуый').

Лучшее сукно делали из белой или серой шерсти, оно ценилось выше, чем окрашенное. Для окрашивания сукна использовали растительные и минеральные краски, отличавшиеся большой устойчивостью.

Сукна изготавливали в каждой крестьянской семье. Из домотканого сукна осетинки шили всю необходимую одежду: черкески, бешметы, рубашки, штаны, башлыки.

Валяние войлока. Войлок валяли из овечьей шерсти. Делали простые войлоки для подстилки ("бинаг нымæт"), бурки и войлочные шапки.

Домашние ремесла


Для валяния войлока на полу раскладывали несколько циновок или плетень. На них тонкими слоями укладывали грубую шерсть, затем слегка сбрызгивали ее водой. Всю эту массу сворачивали в трубку и начинали ритмично укатывать. Для выполнения такой работы требовалось одновременно 4-5 человек. Женщины садились в ряд и укатывали шерсть. Для согласованности действий они распевали песню "Онай". Ритмичный припев песни организовывал синхронность их движений.

Онай, йæ онай, усгуры нымæт у. Онай, йæ онай, усгур та ахæм у, Онай, йæ онай, цæхæрцæст лæппу у, Онай, йае онай, чызджыты æвзары Онай, йæ онай, йæ ехсы бырынкъæй, Онай, йæ онай, къул худы бынæй сæм Онай, йæ онай, худгæбыл каст кæны.

(Онай, йе, онай, это бурка жениха. Онай, йе, онай, а жених этот такой, Онай, йе, онай, у него сверкающие глаза, Онай, йе, онай, выбирает он девушек Онай, йе, онай, концом кнута своего, Онай, йе, онай, из-под шапки набекрень Онай, йе, онай, улыбаясь смотрит на них.)

Бурки и войлоки изготовлялись в каждой крестьянской семье. Бурка была важнейшим элементом мужской одежды, защищала человека в холод и зной. Свернутая за ненадобностью в небольшой валик, она занимала за седлом незначительное место.

Войлоками-коврами, разрисованными цветным растительным орнаментом, осетины украшали стены жилища.

Обработка дерева. Деревообработка имела у осетин древнюю традицию и занимала среди домашних ремесел одно из первых мест по практической значимости. Из дерева изготовляли орудия труда, бытовые вещи, архитектурные детали и целые сооружения. Многовековую историю имеет комплекс святилищ в Цее, построенных из дерева без единого гвоздя.

Осетины делили лес на строевой и мебельный. К первой группе относили бук ("тæрс"), липа ("сусхъæд") и сосну ("нæзы"), ко второй - ясень ("кæрз"), клен ("уисхъæд"), карагач ("сывылдз"), дуб ("тулдз"), грушевое дерево ("кæрдо").

После такого подразделения древесных пород выбор поделочного материала определялся качествами твердости и гибкости, вкусовыми свойствами. Так, изделия, изготовленные из липового дерева, считались лучшими для содержания в них жидкостей (воды, молока, пива), так как вкус дерева был нейтрален по отношению к ним.

Мелкую деревянную посуду вырезали из твердых пород дерева, а чтобы ложки и миски не трескались, их варили в воде с золой и затем пропитывали маслом или жиром. Пивные чаши, чашки, бокалы отличались большим изяществом отделки.

Среди орудий труда, изготовляемых крестьянами для своего хозяйства, наиболее важное значение имел земледельческий инвентарь, включающий деревянные детали: плуг, соха, борона, вилы, грабли, лопаты. Из дерева мастерили и транспортные средства.

Особых навыков требовало возведение строений и изготовление предметов способом плетения из прутьев. Так делали заборы ("кау"), корзины ("чыргъæд"), сапетки ("къугпу") и др.




Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С




Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама