Организация поселений. Поселения в горах и на равнине у осетин называются
"хъæу". Это слово служило обозначением, как для поселений городского типа, так и для сел. Решающее значение при выборе места поселения имели соображения безопасности и обороны, близость водных источников и другие хозяйственные интересы.
Село делилось на кварталы -
"сых". Несколько сел составляли территориально-политическое объединение - гражданскую общину. Например, в составе Цимитинской гражданской общины, расположенной в Куртатинском ущелье, было четыре селения: Цимити, Харисджын, Кадат и Урыкау. Заключая между собой союз, гражданские общины образовывали большие общества. В Куртатинское общество входили несколько таких общин: Куртатинская, Цимитинская, Лац, Кора, Хилак.
Гражданские общины имели свой комплекс святилищ - как правило, их было семь. Переселяясь на новое место, осетины
"переносили с собой и святилище" -
"дзуар хастой". Для этого они брали с собой из основного святилища горсть земли и какой-нибудь предмет (стрелу, колокольчик). Новое место, где не было святилища, считалось вместилищем темных сил, и для того, чтобы оно стало пригодным для жизни, его нужно было "освятить", поручить его покровительству высших сил.
В каждом селении было свое кладбище, состоящее из фамильных склепов. Таким образом, жизнь в традиционном осетинском селе протекала как бы на трех уровнях - верхнем (храмы), среднем (жилая зона) и нижнем (кладбище).
Селения могли называться именем местности или по какому-либо характерному признаку. Селения обычно делились на фамильные кварталы. Если фамилия основывала собственный отселок, то он мог носить фамильное название - например,
"Абайты хъæу" ("поселение Абаевых"), "Гутъиаты хъæу" ("поселение Гутиевых").
Горные селения не имели улиц, их заменяли переулки, по которым можно было пройти пешком или проехать верхом на лошади. Посторонний человек с трудом ориентировался в большом горном поселении. Коста Хетагуров писал о родном Наре и окружающих его селениях: "Вы не найдете ни улиц, ни дворов, не определите, какому хозяину принадлежит та или другая крыша или стена". Центром общественной жизни осетинского села являлась обычно площадь народного собрания
("ныхас"), где обсуждались и решались самые важные вопросы. В селении Лац сохранился ныхас с креслообразными сиденьями, высеченными из камня.
Равнинные селения осетин первоначально строились так же, как горные - без определенного плана. Это было удобно и в военном отношении, позволяя успешнее держать оборону, дезориентировать нападавших. Во второй половине XIX в. архитектурный облик равнинных поселений был упорядочен - проведены прямые широкие улицы, проложены дороги.
Основные формы архитектурных сооружений. Традиционная осетинская архитектура отличалась практичностью и была хорошо вписана в горный ландшафт.
"Хæдзар" - обычный жилой дом. Большинство строений в любом осетинском селении принадлежали к этому типу.
"Мæсыг" - боевая или сторожевая башня. Такие башни составляли собственность сильных фамилий ("тыхджын мыггаг'). "У тыхджын мыггаг, - писал Коста Хетагуров, - имелась фамильная башня в 5-7 ярусов, в которой могло при обороне от неприятеля укрыться все население аула с его утварью и жизненными припасами".
В крупных горных селениях - например, в Даргавсе, Даллагкау, Лисри, Абана - было от 8 до 12 башен. Строительство их обходилось очень дорого и было по силам немногим.
Своеобразие внешнего вида осетинских башен - в плоских крышах. У соседей осетин (сванов, хевсуров, ингушей) боевые башни строились с покатой четырехугольной ступенчатой крышей из шиферных плит.
"Гæнах" - жилая башня в три этажа. На первом этаже помещался хлев ("скъæт"), на втором - жилище хозяев ("хæдзар"), на третьем - гостиная ("уазæгдон"). Жилая башня могла одновременно выполнять и боевые функции. В стенах второго и третьего этажей делались бойницы, туда забирались по приставным деревянным лестницам. У ганаха всегда была плоская земляная крыша.
"Галуан" - укрепленный дом-крепость, включающий боевую башню и двухэтажный каменный дом. На первом этаже галуана располагались хозяйственные, а на втором - жилые помещения.
"Фидар" - скальная крепость, которая располагалась в наиболее важном стратегическом пункте, который господствовал над местностью. Такая крепость строилась обычно в центре вырубленной в отвесной скале площадки, с несколькими боевыми башнями и жилыми постройками, обнесенными с внешней стороны каменной стеной. Известны, например, неприступные крепости близ селений Нузал и Урсдон в Алагирском обществе, в селении Дзивгис Куртатинского общества.
"Зæппадз" - склеп. Рядом с поселениями осетин в горах располагались некрополи с многочисленными склепами, которые были построены в разные эпохи и подразделяются на три основных вида: подземные, полуподземные и надземные.
На равнине облик поселений определяли жилые и хозяйственные постройки, строительство башен и склепов не получило распространения.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Базовые
силовые упражнения,обучающее видео.
Лучшая каменка для бани на сегодня это
harvia 10 , сама поддаст пару в парилке !