.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Возрастные классы у мужчин
руки.Возрастные классы у мужчинДети, отроки, юноши и взрослые мужчины входили в зависимости от возраста и физического состояния в различные возрастные классы ("фæлтæр"). Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался "обрядами перехода", включавшими различные испытания ("фæлтæрæн").
От рождения до трех и от 3 до 7 лет. Важным моментом после рождения мальчика было наречение именем. Осетины, как правило, давали ребенку два имени: домашнее и для общества.
До трех лет мальчик находился среди женщин. По достижении трех лет во многих районах Осетии устраивался специальный обряд "цæуæггаг". Мальчику шили мужскую одежду: шапку, черкеску, бешмет и др., мастерили деревянный кинжал и стрелу и несли в святилище, где приобщали к святому-покровителю мужчин. После этого обряда мальчик становился полноправным членом общества. Старшие могли брать его на "куывд" (обрядовый пир), где давали причаститься пивом. Ребенка с этого возраста, если он умирал, хоронили на общем кладбище.
От 7 до 10 лет. Следующим возрастным рубежом было семилетие. О семилетнем мальчике говорили, что он уже в состоянии играть луком и стрелой ("Фат æмæ æрдынæй хъазынхъом фæци"). За неделю до пасхи устраивался праздник "Къутугæнæн". В преддверии этого праздника дети сами или при помощи взрослых изготовляли лук и стрелы и усиленно тренировались в меткости глаза и твердости
Автор: Humarty    Просмотров: 6971 | Комментировать | Читать дальше
Из труда В. Б. Пфафа "Народное право осетин" (Юридические случаи из практики осетинских народных судов)
Воровство. Дигорец Дзанбулат Тотоев объявляет, что у него пропало 4 быка. Он узнает, что эти быки были угнаны в Ардон Бердом Урумовым и что по дороге туда Берд вместе с быками три дня скрывался в лесу, что видел пастух Дзитоев. Затем Тотоев узнал от частного обвинителя Мерденова, который между тем умер, что Урумов действительно вор и что он в Ардоне продал быков Зигуле Зангиеву. Обвинитель Мерденов получил от Тотоева 20 рублей и столько же было ему обещано. Затем суд без околичностей постановил: Зангиев и Урумов должны принять присягу, вместе с одним из ближних родственников, для очищения себя от взводимого на них преступления. Пастух Дзитоев должен принять присягу, что он быков Тотоева не видал в лесу. Они не присягнули, и обвиненные, поэтому были приговорены удовлетворить истца по обычному праву.
Заем. Майор Крым-Султан Дударов 7 марта 1866 года предъявил иск на Сафара Кубатиева за неплатеж данных ему взаймы 150 рублей. Отец Сафара, подполковник по имени Иналуко, был еще жив. Затем народный суд при представлении долговой расписки решил так: во-первых, так как, по обычаю народа, отец отвечает за "проступок" своего сына, и во-вторых, в газетах напечатанное Иналуком объявление в 1865 году, что он не отвечает за долги своего сына, идет наперекор народному обычаю и не освобождает его от ответственности, Иналуко обязан, из опасения задержки его жалованья, удовлетворить Дударова до курбан-байрама вполне.
Автор: Humarty    Просмотров: 3993 | Комментировать | Читать дальше
Родственные отношения
Родственные отношенияОсобое место в жизни человека традиционной культуры занимали отношения родства. Фундаментом и опорой родственных связей являлась семья. Отношения родства в более широких рамках, чем семейные, были основаны на признании происхождения разных семей от общего предка. Такие семьи составляли родственные объединения и группы, которые называют патронимиями ("иу артæй байуаргæ"), фамилиями ("мыггаг") и фамильными братствами ("æрвадæлтæ").
Семья. Осетинская семья ("бинонтæ") обычно включала два поколения: родителей и детей. Взрослые сыновья разделялись, основывая самостоятельные семьи. В отдельные периоды истории из-за нехватки земельных угодий семейный раздел мог привести к разорению. Чтобы не допустить этого, несколько братьев могли сохранять общую семью - жили одним домом, вместе трудились. Как правило, в осетинской семье было много детей - это считалось признаком счастья и благополучия. Лучшее пожелание невесте у осетин - подарить семье семерых сыновей и дочь-красавицу. Семья считалась главной общественной и хозяйственной единицей. Семье принадлежали пахотные и сенокосные земли. От каждой семьи выставляли воина в народное ополчение, работника - на общественные работы, участника праздничного пира и молитвы.
Патронимия. "Когда большая семья разрастается, она сегментируется и делится. Образовавшиеся от этого разделения семьи сохраняют между собой более или менее глубокую и прочную связь.
Автор: Humarty    Просмотров: 9738 | Комментировать | Читать дальше
Одежда
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда осетин - от головных уборов до обуви - изготовлялась женщинами.
Женский праздничный костюм. Основными элементами женского праздничного костюма являлись рубаха, кафтанчик, распашное платье, шапочка, шаль, обувь.
Девушка начинала носить кафтанчик ("куырæт"), когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Кафтанчик надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его, по возможности, из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Кафтанчик туго схватывал и стягивал фигуру от плеч до талии. Его ворот, борта, подол украшались галуном и вышивкой золотыми нитками. Из-под платья были видны лишь отдельные части кафтанчика - это привело к тому, что он распался на отдельные части: нагрудник с застежками, нижние полочки на пояске, нарукавники, воротничок.
Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки ("æгънæджытæ"), которые пришивались на платье или кафтанчик.
Автор: Humarty    Просмотров: 26221 | Комментировать | Читать дальше
Торжество в честь исполнения года
Когда новорожденному исполняется год, ему устраивают праздник. Ребенок пока не ходит, но может уже сидеть. Бывают и такие, кто начал ходить. В честь исполнения года пекут пироги, посреди комнаты расстилают войлок или что-нибудь другое и на него кладут всевозможные вещи и игрушки: перочинный нож, бумагу, газырь, патрон, пирожок, карандаш и прочее. Ребенка вносят и сажают среди всего этого. По тому, что из вещей он в первую очередь возьмет, заключают какова будет его специальность, когда он вырастет. Но если ребенок голоден, он, конечно же, сначала возьмет пирожок. Или ту из игрушек, которая нравилась ему больше других.
Когда ребенок берет какую-либо вещь, взрослые возносят молитву о том, чтобы выбор этот был счастливым. Они верят, что еще в утробе матери ему была предначертана выбранная вещь.
Автор: Humarty    Просмотров: 4808 | Комментировать | Читать дальше
Ритуальная пища
Религиозно-мифологический смысл. Ритуальная пища осетин в первую очередь включала престижный комплекс: выпечка - пироги с начинкой из свежего сыра; отварное мясо - обычно бычка, реже барана, из напитков - пиво. Приготовление ритуального стола являлось формой моделирования мифологического пространства и общения с высшими силами, к которым обращались с просьбами о ниспослании благодати во всех ее проявлениях.
Каждый переходный момент в жизни человека и общества (рождение, брак, смерть, смена сезонов года, конец недели и др.) воспринимался в традиционной культуре как конец одного временного цикла и начало другого. Конец цикла соотносится в мифологическом сознании с истощением всех жизненных сил и разрушением порядка, наступлением хаоса. В этот момент и совершался ритуал, призванный возродить мир. Через ритуал люди должны были повторить то, что некогда совершил Бог, сотворивший вселенную и разделивший ее на три части - верхний, средний и нижний мир.
Три части жертвенного животного (голова, шея, курдюк) собирались на столе в качестве модели упорядоченного мира. Та же идея составляет смысл трех ритуальных пирогов, которые символизировали три зоны мифологического пространства. Глава застолья, держа в руках чашу, наполненную пивом, произносил молитву, в которой рассказывал о том, как Бог сотворил мир, святых и людей.
Автор: Humarty    Просмотров: 12547 | Комментировать | Читать дальше
Формы общественного самоуправления
Общественная жизнь осетин на протяжении веков регламентировалась традиционным или обычным (от слова "обычай") правом. Свод этих неписаных законов - "ирон æгъдæуттæ" ("осетинские обычаи") являлся полноценным кодексом правил общественной жизни. В нем были представлены не только права и обязанности человека в семье и гражданском обществе, но также нормы морали, правила поведения и приличия. "æгъдау" - обычай имел силу закона, нарушить который никто бы не отважился. Он передавался из поколения в поколение. Знание его являлось такой же необходимостью для осетина, как воздух, ибо забвение и неисполнение обычаев настраивало против него всех людей. Этнограф Н. Г. Берзенов писал в 1850 г.: "У осетин обычаи заменяют законы. Осетин никогда не нарушит обычая, утвержденного давностью, и осужденный приговором общества, без сопротивления склонится перед карающим обычаем, без ропота понесет наказание".
Ныхас. Управление селом и целым обществом происходило через народное собрание - ныхас. Ныхасом называлось и само место собраний. Некоторые из таких мест, например - в селениях Лац и Донифарс, назывались "нартовскими ныхасами", что говорит о древности этой формы общественного самоуправления.
На верховный ныхас большого общества собирались по делам особой важности или в момент чрезвычайных событий. Здесь решались вопросы объявления войны, заключения мира, отправки посольства и др.
Автор: Humarty    Просмотров: 6876 | Комментировать | Читать дальше
Общинные отношения
Фундаментом общественной жизни осетин были общинные отношения. Осетинская община - сложный социальный организм, основанный на территориальных связях. Соседские сельские общины, в которых осуществлялась хозяйственная деятельность, входили в общественно-политическое объединение - гражданскую общину. Союзы гражданских общин, сложившиеся в пределах определенной территории, называют горными обществами - хорошо известны, например, Алагирское, Куртатинское, Дигорское, Кударское, Ксанское и др. осетинские общества позднего средневековья.
Сельские общины. Члены сельской общины были связаны тесной соседской солидарностью и общей собственностью на пастбища и лесные угодья. Сельская община регулировала проведение коллективных хозяйственных работ - ирригацию, строительство мостов и дорог, устанавливала правила пользования лесом и порядок пастьбы скота на общественном пастбище.
Для общинной жизни характерны разные формы хозяйственного объединения соседей ("цæдис"). Чаще всего несколько дворов, не имевших достаточно рабочего скота, объединялись для пахоты ("галæмбал"). Совместный труд был удобен потому, что для эффективного использования плуга необходимо несколько пар быков и не менее пяти работников.
Автор: Humarty    Просмотров: 9760 | Комментировать | Читать дальше
Из "Записок о быте осетин" Саввы Кокиева
Все, что касается приготовления и приема пищи, обставлено у осетин чрезвычайной обрядностью и даже таинственностью. Женщина, приготовляющая пищу, обязана предварительно вымыть чисто руки, будь это в десятый раз, засучить рукава и т. д., иначе ее приготовления никто не станет есть. Осетин никогда не приступит к пище, пока не воздаст должной благодарности Богу, своим святым и их помощникам. Из них он никого не должен оскорбить, а сказать каждому несколько горячих благодарственных слов. Таким образом, перед пищей и после нее совершается как бы целое богослужение с большою торжественностью и со строгим подразделением всех этих божественных сил по иерархическим степеням. Между стариками часто попадаются опытные и искусные молитвословы, которых молодежь всегда слушает с величайшим благоговением, с обнаженными головами, повторяя за каждой их фразой слово "Аммен" (аминь) и приготовляясь в будущем к такой же роли. Несмотря на такое уважение к пище, осетин относительно ее отличается необыкновенной умеренностью, воздержанием и выносливостью. Неумеренность и обжорство считается большим пороком. Малейший намек на страдания голода считается высшим бесстыдством, бессовестностью, почему осетин действительно стоически может переносить голод, не заявляя никому никогда об этом. Хорошо, что обычай отнесся к этому вопросу так разумно, обязав хозяина, с своей стороны, никогда не спрашивать гостей "хотят ли есть" (это признак величайшей скупости, недостойной человека), а подать все, чем богат, и просить настойчиво гостей покушать.
Автор: Humarty    Просмотров: 7409 | Комментировать | Читать дальше
Поселения
ПоселенияОрганизация поселений. Поселения в горах и на равнине у осетин называются "хъæу". Это слово служило обозначением, как для поселений городского типа, так и для сел. Решающее значение при выборе места поселения имели соображения безопасности и обороны, близость водных источников и другие хозяйственные интересы.
Село делилось на кварталы - "сых". Несколько сел составляли территориально-политическое объединение - гражданскую общину. Например, в составе Цимитинской гражданской общины, расположенной в Куртатинском ущелье, было четыре селения: Цимити, Харисджын, Кадат и Урыкау. Заключая между собой союз, гражданские общины образовывали большие общества. В Куртатинское общество входили несколько таких общин: Куртатинская, Цимитинская, Лац, Кора, Хилак.
Гражданские общины имели свой комплекс святилищ - как правило, их было семь. Переселяясь на новое место, осетины "переносили с собой и святилище" - "дзуар хастой". Для этого они брали с собой из основного святилища горсть земли и какой-нибудь предмет (стрелу, колокольчик). Новое место, где не было святилища, считалось вместилищем темных сил, и для того, чтобы оно стало пригодным для жизни, его нужно было "освятить", поручить его покровительству высших сил.
Автор: Humarty    Просмотров: 10062 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама