.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Промыслы
Охота. Охота - одно из древнейших занятий человечества, красочно описанное в нартовских сказаниях и других произведениях устного народного творчества. Покровителем охоты и хозяином лесных зверей у осетин является Афсати. В посвященном ему стихотворении Коста Хетагуров пишет:
Фсатийæ зæронддæр Дауджытæм кæм и? Хæхтæй дæр бæрзонддæр Чиу, уый йæ фæци.
(Старше Афсати Кто из небожителей? Самая высокая гора И та досталась ему.)
Наилучшим новогодним пожеланием семье было следующее:
Уæ лæг саг амара, Уæ ус тыр ныййара!
(Пусть ваш муж убьет оленя, Пусть ваша жена родит богатыря!)
Охота в осетинском языке обозначается словом "цуан", охотиться - "цуаны цæуы", охотник - "цуанон".
Охотой занимались в свободное от полевых работ время, она являлась некоторым подспорьем в хозяйстве горца. Имена знаменитых охотников были хорошо известны среди осетин. Объектом охоты являлись в основном туры, косули, кабаны, олени, медведи. На пернатую дичь было не принято охотиться.
Автор: Humarty    Просмотров: 5326 | Комментировать | Читать дальше
Профессиональное ремесло и прикладное искусство
Орнамент. В Осетии орнамент ("нывæфтыд") был одним из наиболее распространенных видов художественного творчества. Орнаментами украшали культовые строения, жилье, одежду, домашнюю утварь, надгробные памятники.
В основе осетинского орнамента лежали обычно растительные, геометрические или зоологические мотивы. Формы орнамента позволяют проследить преемственность с древних времен, начиная с Кобанской культуры. На скифских, средневековых аланских и поздних осетинских орнаментах имеются похожие изображения Богини Матери, мирового древа, фарна и др.
Орнаменты выполняли эстетическую (украшение), информационную и магическую функции.
Особенно распространена была в Осетии резьба по дереву. В этом отношении большой интерес представляют памятники деревянного зодчества культового комплекса Реком.
Из поколения в поколение осетины передавали ритуальные пивные чаши с резным узором. Богато украшался орнаментом центральный опорный столб в доме, деревянная мебель - например, кресло ("къæлæтджын") для старшего в семье, диван, стулья и др.
Автор: Humarty    Просмотров: 8319 | Комментировать | Читать дальше
Устное народное творчество
Устное народное творчествоУстное народное творчество осетин включает в себя многочисленные сказки, эпические сказания, предания, легенды, песни, притчи, пословицы, поговорки и загадки. Созданные на протяжении веков, они передавались из поколения в поколение. Для каждого осетина, независимо от его положения в обществе и благосостояния, возможность присутствовать при исполнении эпических сказаний и других произведений фольклора была радостным, волнующим событием. Один из путешественников, попавший когда-то в бедный крестьянский дом, написал с удивлением: "Часто целые длинные зимние вечера в темной сакле, вокруг чадящего очага проводят они в безмолвном наслаждении, слушая старого сказочника или песенника".
Сказитель. Особая роль в сохранении и развитии осетинского фольклора принадлежала сказителю. «Кадæггæнæг» - так осетины называли исполнителя эпических сказаний. Это мужское занятие было сродни функциям священнослужителя. Ученые сравнивают сказывание эпических песен с культовым действием, вводившим слушателей в мифологическое время и пространство, мир предков и героев. Коста Хетагуров писал: "Игра на двух - и двенадцатиструнном фандыре (род скрипки и арфы) и длинные повествования под их аккомпанемент были исключительной привилегией наиболее даровитых мужчин".
Сказители не только сохраняли и передавали эпическую традицию следующим поколениям, они творчески перерабатывали ее, создавали новые произведения. В обществе сказители пользовались высоким уважением. Они исполняли свои произведения на народных собраниях, семейных и общественных праздниках. Между сказителями устраивались состязания на лучшее исполнение нартовских сказаний.
Автор: Humarty    Просмотров: 9871 | Комментировать | Читать дальше
Собрание нартов
Собрание нартовИменитые нарты сидели на собрании своем в резных своих креслах. Совет держали они о судьбе нартовского народа. И один из старейших нартов сказал:
- Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо не смело греметь над их головами, когда умели они умирать за свой народ, и когда каждый умел сдерживать свои страсти. Нарты были тогда настоящими нартами, когда из уст нартовского человека выходила одна лишь правда. Наш народ только тогда может называться по-настоящему народом, когда гордо держит он голову и ни перед кем ее не клонит. Высокие двери делали в наших домах, чтобы входить в дом, не сгибая головы. Не хотели мы, чтобы подумал Бог, будто мы кланяемся ему!
И взял тут слово второй старейшина:
- Соседние народы только до тех пор завидовали нартам, слава о нартах только до тех пор разносилась по всему миру, пока воздержаны были нарты в еде и знали меру в питье ронга. Не предавались обжорству и разгулу, как предаются сейчас, и от чрезмерного пьянства не теряли стыд, не теряли отвагу и разум.
- Только до той поры народ наш может называться нартовским народом, пока младший будет уважать старшего и почет оказывать ему, пока все мы будем прислушиваться к словам друг друга и пока никто из нартов не будет из-за женщины терять свое достоинство и свою совесть, - так сказал третий старейшина.
Автор: Humarty    Просмотров: 3712 | Комментировать | Читать дальше
Жилище
ЖилищеВыбор места для жилья и строительство дома. Осетины тщательно выбирали место для постройки дома. В некоторых районах Осетии существовал такой обычай: там, где предполагалось строительство дома, зарывали в землю глиняный кувшин с налитым в него до половины молоком. Кувшин этот открывали через месяц, и если молоко забродило, то считали, что Покровитель места (Бынатыхицау) согласен и место счастливое.
На новом месте перед началом строительства осетины разжигали костер, чтобы "прогнать" злых духов.
Архитектурный облик осетинского дома в разных районах Осетии мог различаться деталями. В высокогорье преобладали каменные постройки с небольшими окнами и плоскими земляными крышами, на юге строили каменно-деревянные дома с четырехскатными крышами из дранки. Каждое помещение имело свое предназначение. Если дом был двухэтажным, то первый этаж отводился под хлев, а во втором этаже располагали жилые комнаты.
Жилища равнинных осетин коренным образом отличаются от горного жилища. Во время массового переселения на равнину в начале XIX в. осетины строили здесь дома подобно домам русских казаков - сплетенные из хвороста, обмазанные изнутри и с внешней стороны глиной, с двускатной соломенной крышей. В конце XIX в. под влиянием быстрого роста экономики произошло коренное изменение всего облика осетинского равнинного села.
Автор: Humarty    Просмотров: 8962 | Комментировать | Читать дальше
Народная медицина
Народная медицина - это область народных знаний, связанных с поддержанием физического и психического здоровья человека. Народные медицинские знания включают представления о возникновении, течении и лечении болезней, о методах и средствах, применяемых при лечении, а также о сопутствующих обрядах и ритуалах.
История народной медицины осетин уходит в глубокую древность, способы лечения различных болезней у предков осетин - скифов описаны еще Геродотом.
Методы лечения. Лечение больных у осетин происходило самыми разными способами, включавшими в себя эмпирические и магические методы. Многие путешественники и ученые, побывавшие в Осетии в XIX - начале XX в., отмечали высокую эффективность методов, которыми народные лекари пользовались при лечении хирургических болезней.
Популярным в народе методом лечения различных заболеваний было использование лекарственных трав, из которых делались отвары и настойки, порошки и мази.
Автор: Humarty    Просмотров: 5780 | Комментировать | Читать дальше
Из статьи М. С. Туганова "Элементы театра в осетинском народном творчестве"
(О ряженых на Дзивгисском празднике). В старой Осетии в Куртатинском ущелье в селении Дзивгис ежегодно праздновался день местного дзуара. Сюда собиралось огромное количество людей всех возрастов, женщин и мужчин. Для увеселения народа одного из наиболее способных юношей наряжали в "маймули" (букв, обезьяну). На голову его надевали самодельную маску, с рогами и козьей бородой, с красными ободками вокруг глазных отверстий. Шуба выворачивалась наизнанку, подпоясывалась матерчатым поясом, деревянные, большого размера ружье, кинжал и шашка дополняли наряд шутника. "Маймули" обычно бормотал что-то бессмысленное, никому непонятное, и все это должен был "переводить", а вернее всего сам изобретать, другой юноша - "переводчик". "Маймули" громким голосом разговаривал с народом через "переводчика". А тот с "публикой" и шепотом, на ухо - с "маймули". На все вопросы и шутки собравшихся "маймули" должен был отвечать также остроумно. Это особенно поднимало праздничное настроение собравшихся. Наиболее меткие фразы и шутки "маймули" надолго оставались в памяти народа.
Другого рода представления имели место под Новый год, в день "Басилта". Мальчишки в масках с утра обходили дома с поздравлением и с песней "Ой, басилтæ", а к вечеру появлялась уже группа взрослых юношей в масках. Маски были самодельные, сшитые из крашеного черного или серого сукна, с бородой и с усами и длинными рогами, наподобие козьих или оленьих. Назывались маски "саджы сæр". Войдя во двор юноши пели:
Автор: Humarty    Просмотров: 3525 | Комментировать | Читать дальше
Из статьи Е. Г. Пчелиной "Осетинская мельница къада куырой"
Пашни осетин различались по их расположению на южном и северном склоне горы. На "южных пашнях" из-за большего количества падающих на них лучей солнца посевы созревали быстрее, чем на "северных пашнях", что было важно из-за обычных в горах ранних заморозков. По своему качеству пашни делились тоже на две категории: "внутреннюю" и "внешнюю" земли. Первые находились на дне ущелий, имели ровную поверхность и глубокий, естественный слой плодородной почвы. Таких пашен в Осетии было всего 10 % от общего количества пахотной земли. Вторые, которых было 90 %, располагались по склонам гор с уклоном от 45 до 70 градусов, часто находясь вдали от селений.
Труд, вкладываемый осетинами в создание и обработку пашни, породил у них широко распространенное в горах поверие, что если с хлебом обращаться непочтительно, то из него закапает кровь. То же говорится и в Мартовском эпосе. В одном из осетинских сказаний юноша Силач пошел искать по свету человека сильнее себя. Встреченный им Великан сказал ему: "Нет никого сильнее тех, кто своим трудом обрабатывает пашню". В осетинском языке труд человека обозначается тем же словом, что трудность, страдание, мука, что имеется и в других языках. У осетин так же издревле существовало понятие о святости и чистоте зерна. В средневековых известиях об аланах, под 1306 г. имеется упоминание о ссоре воинов из аланского наемного отряда с другими наемниками, окончившейся гибелью алан.
Автор: Humarty    Просмотров: 3393 | Комментировать | Читать дальше
Из работы М.С. Туганова "Народные танцы осетин"
Из работы М.С. Туганова "Народные танцы осетин""Нæртон симд"- "Симд нартов". Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом с тридцати до сорокапятилетнего возраста, которые отличались силой и ловкостью.
Построение симда:
а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек. Участвовала вся округа.
б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса, друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держались левой рукой за пояс соседа, правой верхний танцор держал пояс соседа с другой стороны, как показано на рисунке. Таким образом, верхний ряд был менее стеснен в движениях, чем нижний.
Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу.
Танец этот имел название и "Нартовский" и "æддæгуæлæ кафт" (танец один поверх другого)...
Старики рассказывали, что предки осетин - "подлинные нарты" для того, чтобы на плечи нижних навалились большие тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят.
Автор: Humarty    Просмотров: 5133 | Комментировать | Читать дальше
Из предисловия Ж. Дюмезиля к подготовленному им французскому изданию осетинских мартовских сказаний
Эпические герои - Нарты известны не одним осетинам. Их соседи чеченцы и ингуши, все северо-западные кавказцы (черкесы, убыхи, абхазцы, горские татары, в меньшей степени кумыки на северо-востоке) тоже рассказывают интересные варианты "нартовского цикла". Но есть много оснований полагать, что, как и название "Нарт", которое так или иначе происходит от индоиранского названия героического мужа nаr, представление о Нартах и главнейшие персонажи, воплощающие это представление, родились в Осетии, а потом уже были восприняты другими народами, а порой даже получили новую жизнь или обогатились новыми чертами...
Осетины представляют себе этих героев седой старины существами сверхъестественными (один появился на свет из камня, у другого - стальное тело, в промежутках между подвигами он удаляется на небо) и в то же время горцами на свой лад, сохранившими некоторые скифские черты, утраченные их потомками. Представляется, что Нарты живут в селении на склонах горы, разбитом на три квартала, расположенных на трех уровнях, каждый из которых занят одним из трех основных родов: наверху живут Ахсартагата, в самом низу - Бората, а посередине - Алагата. Так вот, осетинский фольклор сохранил нам отличительное определение каждого из трех родов: "Бората, - говорится в тексте, опубликованном в 1925 г. М. С. Тугановым, - были богаты скотом; Алагата были сильны умом; Ахсартагата отличались храбростью, были сильны людьми".
Автор: Humarty    Просмотров: 5996 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
распродажи в сша;internet77.ru Бренд Ёта;купить бин бузлд в Украине;уборка после ремонта;астигматические контактные линзы купить