.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Трудное задание, или испытания жениха
Традиционное осетинское общество сохранило духовные структуры, типологически и генетически близкие западноевропейскому средневековью. Речь идет о рыцарской культуре.
Типологическая близость обусловлена формационной общностью, так как осетинские общества переживали к середине XIX в. разные стадии развития феодальных отношений. А рождение рыцарства связывается с развитием феодальных отношений.
Генетическая близость западноевропейской и осетинской рыцарской культуры обусловлена общими корнями. Итальянский исследователь Ф. Кардини отмечал, что возникновением средневекового рыцарства Запад во многом обязан иранским пародам, находившимся к северу от Кавказа - скифо-сарматам.
Особенность рыцарского или аристократического этноса, отмечает исследователь по истории морали М. Оссовская, заключается в убеждении, что честь и достоинство личности выше любых материальных благ, выше самой жизни. Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. В людях же среднего и низшего сословия главенствующим мотивом поведения являлись собственные интересы, надежность и безопасность существования.
Автор: Humarty    Просмотров: 4177 | Комментировать | Читать дальше
Сватовство и его мифологические основы
Одним из распространенных мотивов индоевропейского фольклора является «трудное задание», или «испытание жениха».
На материале русской волшебной сказки данный мотив хорошо изучен В. Я. Проппом, и суть его сводится к следующему. Невеста в ответ на сватовство героя предлагает ему «трудное задание», от выполнения которого зависит ее ответ. При этом невеста - это всегда не просто девушка, а «царевна». Цель же задания заключалась в том, чтобы выяснить, обладает ли герой магическими свойствами, или волшебным помощником.
Мотив «испытание жениха» мы находим в самых разных жанрах осетинского фольклора.
Автор: Humarty    Просмотров: 5552 | Комментировать | Читать дальше
Обряд снятия фаты
Обряд снятия фатыСнятие фаты (хызисæн) - один из центральных свадебных ритуалов в доме жениха.
Как отмечают исследователи, обычай покрывания невесты фатой имел двойственную природу. С одной стороны, это было необходимым предохранительным средством от вредоносной силы, исходящей от лиминального существа, с другой, - это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил.
В традиционном жилище данный ритуал происходил в хадзаре - помещении, где находился очаг. Хадзар, как известно, делился на две части: правую (мужскую) и левую (женскую). Согласно Б. П. Гатиеву, шафер подводил молодую в западный угол, на женскую половину, где находился украшенный рогами домашних животных священный столб, называемый Сæрызæд. Став перед ним с невестой, шафер произносил следующую молитву:
Автор: Humarty    Просмотров: 9779 | Комментировать | Читать дальше
Некоторые свадебные действия и обряды
Свадебные действия и обряды можно условно разделить на три части, относящиеся к предсвадебному периоду, собственно свадьбе и послесвадебному периоду.
Предсвадебный период включал выбор невесты, сватовство, заключение брачного договора, утверждение жениха в статусе зятя (сиахсдзыд) и подготовку к свадьбе.
Сама свадьба состояла из ряда действий и обрядов, происходивших в доме жениха (чындз-хаст) и в доме невесты (чызгæрвыст). В доме жениха готовили свадебный поезд, отправляли его. В доме невесты шла подготовка к приему свиты жениха и свадебному пиру. После свадебного пира и обряда одевания невесты происходило прощание последней с домашним очагом. Свадебный поезд привозил невесту в дом жениха. Ее приобщали к домашнему очагу, совершался обряд угощения свекрови и старших женщин смесью меда и масла из чаши, которую невеста привозила с собой. Другой важнейший обряд - это снятие фаты. В доме жениха устраивался свадебный пир.
Из послесвадебных обрядов можно выделить скрывание молодоженов и вывод невесты к воде.
Автор: Humarty    Просмотров: 4574 | Комментировать | Читать дальше
Мечта о золотом дожде
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов XX столетия, когда Осетия, наконец, очнулась от наваждения денационализации, началось постепенное возвращение к идеям и целям национальной культуры. Осетинская гуманитарная традиция была все еще жива благодаря безупречному примеру Васо Абаева и стойкости не смирявшихся литераторов и ученых. А на долю поколения, пришедшего в осетиноведение в эпоху перемен, пришлась непростая задача - после полувекового идеологического перерыва вернуться в изменившийся контекст мирового гуманитарного знания.
Валентина Солтановна Газданова была самой младшей в этнологической фракции «нового поколения». В 1987 г. она с отличием окончила исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета, начала работать в Республиканском лицее искусств, в 1990 г. перешла в Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, поступила учиться в аспирантуру московского Института этнологии и антропологии Российской академии наук и в 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Традиционные социальные институты в общественном сознании осетин XIX в.».
Она не вдруг нашла свой путь, свои темы в осетиноведении. Она не сразу обнаружила и само осетиноведение в сплетенной для других целей паутине учебных программ советского исторического образования. Открытую, умную и талантливую студентку приглашали специализироваться по нескольким кафедрам истории и общественных наук, ее первые ученические работы были посвящены сюжетам, весьма далеким от осетинской истории и культуры. Лишь на последнем курсе университета, выбирая тему дипломного сочинения, Валя решительно отбросила прежние увлечения - выбор в пользу традиционной культуры осетин был сделан окончательно и бесповоротно. Ей пытались помешать, уговаривали заняться чем-то другим, «более надежным и перспективным». Не сломали, не уговорили: в трудных обстоятельствах ей всегда помогали сильный характер и происхождение.
Автор: Humarty    Просмотров: 6456 | Комментировать | Читать дальше
Мандала в этнической культуре осетин
Многие народы Азии обладают ритуальными предметами, в которых отразилась космограмма Вселенной. Один из них - мандала - важнейший предмет буддийского и в особенности ламаистского культа, геометрическая символика коей отражала структуру Вселенной, являясь как бы своеобразной энциклопедией буддийских и добуддийских представлений о мироздании. Практическое применение мандалы было разнообразно: от жертвенного блюда до одноразовых мандал, рисовавшихся на земле и по окончании обряда уничтожавшихся.
Общий вид мандалы таков: круг вписан в квадрат, вписанный в свою очередь в круг. Внутренний круг схематически выглядит как восьми-лепестковый лотос. Иногда это не восемь лепестков, а восемь сегментов, на которые круг поделен расходящимися из центра лучами-радиусами. Смысл геометрической символики мандалы восходит к весьма отдаленным по времени символам природы: круг к знакам солнца, квадрат - земли, треугольники - гор и плодородия.
«Ригведа» - священная книга ведических ариев, памятник древнеиндийской культуры, сформировавшейся ко второму тыс. до н.э. - состоит из десяти частей, называемых мандатами, поскольку «Веда» - это священное знание, а «Ригведа» - веда гимнов, включавших в себя вся сумму знаний о человеке, окружающем мире (богах, демонах, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и проч.). Т.Я. Елизаренкова отмечает, что «мандала» буквально означает «диск», «круг».
Автор: Humarty    Просмотров: 6422 | Комментировать | Читать дальше
Магический круг
Мандала является одним из центральных символов этнической культуры осетин и присутствует на всех ее уровнях, в архитектуре, хореографии, визуальных изображениях, ритуальной пище, тем самым оказывая огромное положительное воздействие на психику, как отдельного человека, так и на психологию этноса в целом.
Важнейшим элементом в системе этнической культуры является пища. Пищу принято делить на повсед невную и ритуальную. Последняя имеет, как правило, глубокий знаковый характер.
Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехмастной структуры мироздания, воплощения Солнца, богов и Земли.
В погребальной и поминальной обрядности используется два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами. Отсутствует символ среднего мира - Солнце.
Автор: Humarty    Просмотров: 7245 | Комментировать | Читать дальше
Традиционные социальные отношения в общественном сознании осетин XIX века
В историографии Осетии существует ряд работ, в которых так или иначе затрагивались и решались вопросы о социальных отношениях в традиционных осетинских обществах. Мы предлагаем взглянуть на эти общества глазами современников. Это становится возможным благодаря сохранившимся письменным источникам середины и второй половины XIX в., а именно: «прошениям», «заявлениям», «объяснениям», подававшимся осетинами в комитеты по разбору поземельных и сословных прав горцев.
С середины XIX в. сословный вопрос в Осетии становится одним из злободневных в общественной жизни. Данная ситуация была обусловлена попытками российской администрации на Кавказе разобраться в сущности социальных отношений в этом крае для проведения определенной сословной и земельной политики. Более того, подготовка к проведению крестьянской реформы в России 1861 г. вызвала необходимость осуществления этого проекта на окраинах империи.
Автор: Humarty    Просмотров: 7208 | Комментировать | Читать дальше
Сафа и Сæрызæд
Для выявления символики осетинской свадебной обрядности большой интерес представляет такой персонаж мифорелигиозной системы осетин, как Сафа. В современной этнографической науке его принято определять как создателя и покровителя надочажной цепи. Наиболее полно этнографический материал о Сафа был систематизирован Л А. Чибировым.
Надо сказать, что уже в рамках традиционного осетинского общества происходило реформирование элементов свадебной обрядности. Касается это и обрядов, связанных с домашним очагом.
Согласно архаическому обряду, невеста, прощаясь с домом отца, должна была трижды обойти вокруг очага в сопровождении шафера с произнесением молитвы.
Автор: Humarty    Просмотров: 5579 | Комментировать | Читать дальше
Руймон: Имя и образ
В фольклорных текстах, записанных от дигорцев, существуют мифологические образы по имени Руймон.
Первая запись такого текста была сделана В. Ф. Миллером от С. А. Туккаева и в переводе на русский язык опубликована в т.2 «Осетинских этюдов» в 1882 г. Текст был приведен в разделе «Домашние обряды», где Руймоном называлось змеевидное чудовище, принесенное в жертву, тело которого служило для обновления душ в загробном мире.
В тексте, записанном М. К. Гардановым, содержанием которого являются космологические процессы, именем Руймон названо атмосферное (непроглядное, черное, шарообразное, движущееся тело, вертящееся «безумным ураганом - смерчью...», черное змеевидное (змея Руймон) явление.
Третий известный нам. текст, где упоминается «Руймон», представляет вариант сказания Нартовского эпоса осетин о гибели Сослана. Согласно большинству вариантов мотива и смерти Сослана, герой умирает от колеса, которое переезжает по уязвимым, незакаленным коленям Сослана. В одном из вариантов колесо носит имя Руймон.
Автор: Humarty    Просмотров: 4766 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама