|
|
|
По инициативе директора Северо-Осетинского института гуманитарных исследований С.П. Таболова в июне этого года сотрудники института - зав. отделом социологии X. В. Дзуцев и научный сотрудник отдела археологии и этнографии В. С. Газданова - провели этносоциологические наблюдения празднования жителями с. Даргавс праздника Тбау-Уацилла и Цыргь Обау в с. Ольгинское. Предлагаем читателям «Северной Осетии» познакомиться с некоторыми материалами исследования.
Религиозные верования осетин отличаются синкретизмом. В них тесно переплелись племенные культы и элементы мировых религий - христианства и ислама. При молитве, по какому бы случаю, она ни произносилась, осетины первым находят имя Великого Бога, сотворившего мир («Дуне чи сфæлдыста иунгег кадджын Хуыцау»), а дальше имена дзуаров (духов-покровителей). Наряду с Уастырджи, Аларды, Майрам, Тутыром, Фалвара одним из популярных и почитаемых дзуаров был Уацилла (св. Илья - грозовое божество, покровитель урожая), который имел несколько посвященных ему святилищ. Самое известное из них находилось в Тагаурском обществе, на склоне горы Тбау-хох, отсюда, название святилища - Тбау-Уацилла. Дзуарылаги (жрецы) святилища по традиции выбираются из фамилии Гуцевых, жителей Цагат Ламардона. Помимо этого у каждого села (Даргавс, Хуссар Ламардон, Какадур и Джимара) были свои святилища, посвященные Тбау-Уацилла, где жители справляли этот праздник. Наиболее сложной обрядностью отличалось святилище, где дзуарылагами были Гуцевы. Описания его появляются в записках путешественников уже в XVIII веке - у Штедера (1781 г.), Рейнеггса (1796). В XIX веке святилище описывают Клапрот (1808 г.), Шегрен (1846 г.) и другие. Содержательны этнографические зарисовки Дз. Гатуева (1914 г.) и Б. Каргиева (20-е гг. нашего столетия).
|
|
|
|
|
|
|
Сценография Осетинского драматического театра - тема обширная, содержательная, многосложная и потому достойная специального серьезного искусствоведческого исследования. Такую тему, разумеется, невозможно исчерпывающе изложить в докладах, предназначенных для приуроченной к 50-летию Осетинского драматического театра научно-практической конференции, проведенной в октябре 1985 года. Следовательно, в данном тексте, где сведены воедино материалы двух докладов, автор ни в коей мере не претендует на полноту картины и подробное освещение всех периодов эволюции осетинского декорационного искусства. Мои задачи значительно скромнее: в тезисном, конспективно-сконцентрированном виде рассказать о важнейших вехах истории развития сценографии в Осетинской драме, показать значение вклада художника Ю. Федорова в становление и формирование изобразительных традиций театра-юбиляра, продемонстрировать непреходящую роль данного наследия для театрально-декорационного искусства республики, и охарактеризовать состояние и тенденции современной; осетинской сценографии в пределах Осетинского драматического театра.
|
|
|
|
|
|
|
Северо-Осетинский Государственный Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр... Отныне так будет начинаться каждая афиша и программа нашего театра. Да, нашему театру 50 лет. Этот срок не так велик в истории нашего народа; тем величественнее его успехи в области экономического и культурного роста. Это можно легко проследить даже на примере творческой жизни осетинского театра в такой маленькой республике, как наша. 10 ноября 1935 года. В этот день впервые открылся занавес профессионального национального театра. Сбылась мечта многих просветителей, литераторов, передовых людей народа и осетины обрели «признак совершенства нации - театр (по словам великого русского драматурга А. Н. Островского). История создания нашего театра аналогична истории многих национальных театров страны, рожденных Великим Октябрем - наглядный пример торжества ленинской национальной политики нашей партии.
|
|
|
|
|
|
|
Я работала в разных театрах, каждый театр по-своему увлекал меня, но осетинский театр всегда был и остается для меня самым дорогим. Я знала его на разных этапах его пути, но сейчас хочется вспомнить далекое время его рождения и становления. Осетинской студией при ГИТИСе в Москве руководил народный артист В. Я. Станицын, со своим верным помощником И. М. Раевским, оба - ученики К. С. Станиславского. В. Я. Станицын был замечательным руководителем. Имея дело с осетинской молодежью - безусловно, талантливой, театральной по природе, эмоциональной и непосредственной, но в большинстве своем только в Москве начавшей учиться - он избрал единственно верный путь. Молодежь еще только знакомилась с таким сложным и непривычным понятием, как театр. Теоретизирование на этом этапе ни к чему бы не привело, и он обратился к эмоциональной восприимчивости студентов, к заложенной в них самой природой подлинной здоровой театральности. Это дало результаты, которым долго удивлялись в ГИТИСе.
|
|
|
|
|
|
|
Двадцать два года... В этом возрасте молодые люди только вступают в жизнь. И, хотя не совсем уверенно, но начинают чувствовать себя деятельной силой. Уважительное отношение к старшим, к их авторитету и жизненной практике и почти полное отсутствие своего жизненного опыта, взамен которого имеется лишь молодой идеализм вместе с прекраснодушными мечтами, - вот с чем вступает в жизнь молодой человек, собираясь начать ее. Мы к этому привыкли. И это справедливо. И как-то трудно говорить после этого о человеке, который уже в двадцать дна года завершил жизнь. Такой факт и удивляет и огорчает. Но если к этому добавить, что человек оставил после себя, кроме горя по поводу несправедливо короткого века, еще и нечто, ставшее для него вечным памятником, а для породившего его народа и частью национального духовного достояния, то такой факт вызывает уже и острое любопытство к столь неординарному человеку. Особенно - если этот человек - женщина...
|
|
|
|
|
|
|
Ранние классические постановки осетинского театра наметили определяющие тенденции его творческого своеобразия. Природа национального характера осетинских актеров обусловила явное тяготение коллектива к яркой театральной, игровой стихии в жанре комедии, к масштабности, обостренному драматизму, романтизации образов в драме, трагедии. Театр пошел по пути развития героико-романтического направления, наиболее ярко реализовав свое творческое кредо в классическом репертуаре в постановках произведений Шекспира. К пятидесятым годам складывается определенный круг драматургов-классиков, которые с успехом ставятся на осетинской сцене: Гольдони, Мольер, Шекспир, Шиллер. До сих пор творческие достижения осетинского театра в прочтении классического наследия были связаны прежде всего с постановкой западной классики. Стихийное совпадение национального характера с природой образов этих драматургов позволило осетинскому театру создавать спектакли, согретые индивидуальным видением, понятные своему зрителю.
|
|
|
|
|
|
|
Вся творческая жизнь Раисы Захаровны Гассиевой, заслуженной артистки ГССР, была сплошное восхождение. Она одолевала ступеньки мастерства одну за другой и, не задерживаясь на освоенной позиции, брала следующую. Природа к тому же наградила ее редкой артистичностью и именно поэтому, в самую большую похвалу актрисе, следует сказать, что у нее нет амплуа. Богатейшая пластика, отшлифованная долгим творческим трудом и постоянно пополняемая, дает актрисе возможность играть самые разнохарактерные роли. Она занимает собой все пространство образа, напоминая этим свойством благородный металл, который заполняет весь объем формы при художественном литье. Но одной артистичности и даже таланта, в наличии которого с первого уже появления актрисы на сцене никто никогда не сомневался, все, же было бы мало. Талант, этот свет души, нуждается в энергии, которой является творческий труд. Природа и здесь оказалась щедрой к актрисе, ибо наградила ее поразительной работоспособностью и великим любопытством. И потому не красного словца ради, а по истине можно утверждать, что Р. Гассиева является своим собственным творением. Творец и творение соединились в ней во впечатляющей гармонии, в одну из самых лучших актрис осетинского театра. У нее не было школы, которой для большинства актеров становятся или театральный институт или студии при центральных или национальных театрах страны - У Р. Гассиевой было только самообразование во вспомогательном составе театра.
|
|
|
|
|
|
|
Календарь |
|
|
|
« Декабрь 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|
|
|
|
|