.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Народный артист СССР Владимир Тхапсаев
Народный артист СССР Владимир ТхапсаевТеатр Северной Осетии невозможно представить без Владимира Тхапсаева. Здесь он вырос, сыграл огромное количество ролей, стал народным артистом СССР. Сегодня Владимиру Васильевичу Тхапсаеву семьдесят.
Он - нынешний день театра и его живая история, которую сам создавал и которую помогал создавать другим, молодым.
Он - старейший артист труппы и по-настоящему современен, ибо обладает совершенным слухом на время и его проблемы.
Он истинно и глубоко предан театру.
Думая сегодня о Тхапсаеве, я думаю и о коллективе в целом, о глубочайшей, взаимопроникающей их неразрывности, о влиянии этой мощной художнической личности на творчество всех, об ответственности успеха, о небудничном, высоком ощущении профессии, о соотношении таланта и времени.
Артистический старт Тхапсаева был стремительным. Юноша, которого привела в город из села мечта о большом искусстве, он начал скромно - поступил в 1933 году в студию при Русском драматическом театре, одновременно став рабочим сцены, а через два года перешел в Осетинский театр в качестве актера вспомогательного состава и помощника реквизитора. Однако очень скоро он не только вошел в основной состав труппы, но и занял в ней видное положение. Что определило столь быстрый его взлет?
Автор: Humarty    Просмотров: 8383 | Комментировать | Читать дальше
Народный артист РСФСР Юрий Леков
Как это происходит, когда из разрозненных фрагментов сценического материала, из подчас взаимоисключающих и сменяющих друг друга положений и решений начинает вдруг выкристаллизовываться цельное, обозримое взглядом и постигаемое мыслью произведение, а именно - новый спектакль? А если это еще и музыкальный спектакль?
Процесс этот вполне уловим в деталях - вот поиски оптимального сценографического решения, вот нахождение и акцентирование опорных драматургических и музыкальных точек, постановка актерских задач, мизансценическая раскадровка. Но до самого последнего момента, до этого важного и волнующего дня - дня премьеры - процесс рождения спектакля остается неуловимым в главном. Великая тайна искусства так и остается тайной. И лишь когда заискрится светом сотен внимательных глаз зрительный зал, когда эта «четвертая стена» сомкнётся со сценой в едином порыве контактности и сопричастности - только тогда перед нами, зрителями, возникнет результат, этот долгожданный конечный пункт на пути поисков, сомнений и внезапных озарений на совсем еще неизведанных путях.
Автор: Humarty    Просмотров: 5310 | Комментировать | Читать дальше
Музыка и ее роль в раскрытии идейной сущности спектакля (на примере спектаклей Северо-Осетинского драматического театра)
Музыка и ее роль в раскрытии идейной сущности спектакля (на примере спектаклей Северо-Осетинского драматического театра)Интересные страницы взаимодействия музыки и драмы раскрывает более чем полувековая история Северо-Осетинского Государственного драматического театра.
Театр, рожденный в 1935 году, с первый дней существования проявлял свою самобытность через утверждение таких качеств, как героико-романтичеекий пафос, эмоциональная наполненность, музыкальность. Все эти свойства были органически присущи труппе осетинских актеров, как черты национального темперамента и духовной культуры народа.
Тесная взаимосвязь музыкального и драматического начал характерна для некоторых видов осетинского национального творчества. В представлениях ряженых, в искусстве народных певцов сказителей, сопровождавших свое пение и игру на кисын-фандыре кукольными представлениями, в играх и обрядовых танцах, таких как, например «Чепена» и «Цоппай» естественно сочетались элементы музыки и театрализованного действия. Синкретическое единство музыкально-поэтического и драматически-игрового начал осетинского фольклора повлияло на характер зарождавшегося профессионального драматического театра и послужило одной из главных предпосылок акцентрированиого участия музыки в его спектаклях.
Автор: Humarty    Просмотров: 12222 | Комментировать | Читать дальше
Кукольная педагогика (Заслуженный деятель искусств СОАССР М.Гаев)
Кто-то умный заметил, что память - это детская, в которой постаревшие дети пытаются играть старыми сломанными игрушками. Но в таком случае, игра маленьких детей вполне добротными, например, куклами, это гостиная, в которой еще не повзрослевшие взрослые играют в будущую взрослую жизнь. Во всяком случае работа любого кукольного театра зиждется на этом предположении, ибо кукольный театр является чем-то вроде школы для подготовки детей к неизбежным гражданским обязанностям и отношениям, в которые общество ставит каждого взрослого, хочет он того или нет. И нравственные правила в этой особенной школе с кукольным миром персонажей остаются в сущности теми же, что и у вполне добропорядочных граждан цивилизованного общества. По крайней мере, вполне достоверно можно утверждать, что эти различия здесь менее существенны, чем между куклой и живым человеком, ибо хорошо известно, что детское переживание по поводу вымысла, разыгрываемого в кукольном спектакле, чаще всего оказывается даже более глубоким, чем чувства взрослых людей в реальной жизни по поводу самых достоверных событий сходного характера.
Автор: Humarty    Просмотров: 5021 | Комментировать | Читать дальше
Взлеты и падения осетинской драматургии (80-ые годы)
Взлеты и падения осетинской драматургии (80-ые годы)Имеем ли мы право на оптимизм относительно нынешнего состояния осетинской драматургии?..
Вот вопрос, который не может не возникнуть после знакомства, литературного и сценического, с последними произведениями этого рода художественной литературы у нас в Осетии.
К сожалению, вопрос, поставленный столь категорично, не имеет категорического же ответа, потому что истинное состояние нашей драматургии неоднозначно, и, следовательно, ответ должен находиться между двумя взаимоисключающими утверждениями на этот счет - между «да» и «нет». А раз это так, то нам никак не обойтись без более или менее обстоятельного разбора произведений интересующего нас жанра, причем сразу же оговариваемся, что имеем в виду только пьесы, появившиеся в последнее десятилетие.
Автор: Humarty    Просмотров: 5514 | Комментировать | Читать дальше
Болгарская пьеса в театрах Северной Осетии
Дружба многонациональной России и Болгарии уходит в далекое прошлое. Она скреплена крепкими узами мирного и военного времени в борьбе за свободу и независимость с поработителями и османским игом в 1877 - 1878 годах. Тогда в составе русских войск сражались и добровольцы из числа осетинского дивизиона всадников. В память об этом в софийском музее хранятся черкески, кинжалы, сабли горских воинов, а Шипка хранит прах погибших воинов.
Кровью скреплена дружба советского государства с Болгарией и в борьбе с фашистскими захватчиками во второй мировой войне. Многочисленные факты этих кровных связей давно стали традицией и продолжают укрепляться в послевоенные годы. Различные формы содружества, начиная с городов-побратимов, утвердили во всех сферах экономической и культурной жизни наших стран. В число многих побратавшихся городов в послевоенное время, вошли около тридцати лет назад и города Кырджали и Орджоникидзе. Ежегодно с 1962 года проводился обмен делегациями во имя обмена опытом, знакомства с историей и культурой братских народов. Это были делегации металлургов и ученых, библиотекарей и педагогов, медиков и студентов, партийных и комсомольских групп и обмен стройотрядами.
Автор: Humarty    Просмотров: 5825 | Комментировать | Читать дальше
Бимболат Ватаев в роли короля Лира
Бимболат Ватаев в роли короля ЛираПрошло ровно 30 лет с тех пор, как на осетинской сцене был поставлен тот самый спектакль «Король Лир», главную роль в котором играл знаменитый Владимир Тхапсаев. И вот, спустя три десятка лет, театр вновь обращается к этой шекспировской трагедии, заглавную роль в которой исполняет уже другой осетинский актер - Бимболат Ватаев...

Тогда е 1958 году Бибо (так по- домашнему зовут его в народе и стар, и мал) юношей с мечтой о сцене наблюдал за игрой великого осетинского трагика из кулис, а сегодня сам вышел на эти же подмостки, в этой же самой роли, будучи уже известен в нашей стране как талантливый артист советского многонационального кинематографа. Отнюдь не для того, чтобы просто восполнить многолетнее отсутствие на сцене осетинского трагика. В этой роли он вышел для того, чтобы через посредство своего талантливого искусства показать и приумножить непреходящее значение тех исполнительских традиций Тхапсаева, которые были заложены им в сценическом постижении творений великого Шекспира.
Автор: Humarty    Просмотров: 6387 | Комментировать | Читать дальше
Обмеры и описания
Хъисын-фӕндыр № 4833 из коллекции Северо-Осетинского музея краеведения.
Инструмент в музей поступил в 1960 г. Принадлежал известному сказителю Нартовских сказаний и народному певцу Таутиаты Дрису. Сохранность удовлетворительная. Корпус представляет собой чашу, выдолбленную из дерева твердой порода (бук). Имеет несколько овальную форму. На дне чаши, в центре, имеется отверстие диаметром в 2,5 см. В чашу-корпус вставлена ручка-гриф из дерева мягкой породы (сосна). Чаша обтянута кожаной мембраной (пузырь), которая нахлестом на 12 см захватывает гриф. Кожаная мембрана имеет дефект (порвана в одном месте). Ширина грифа неравномерна: ниже от головки, на расстоянии 8,5 см от нее, на протяжении 11,5 см он несколько сужен.
Автор: Humarty    Просмотров: 6984 | Комментировать | Читать дальше
Струнные инструменты. Смычковые.
Давность существования смычковых инструментов в настоящее время с точностью пока еще не установлена, как не установлено и место их первого появления. В науке есть предположение, согласно которому колыбелью смычковых инструментов был Древний Восток, в частности — Индия и Китай. Данное предположение аргументировано в основном тем, что в странах этого региона есть множество всевозможных смычковых инструментов, сохранивших свой первозданный облик до настоящего времени. Есть и другое мнение, сторонники которого предполагают, что «предком» современных смычковых инструментов является арабский «рэбаб» или «рэбэб». Они считают, что этот древний инструмент был завезен в Европу арабскими музыкантами, которые, в свою очередь, заимствовали его у египтян, персов и индусов. Существует, наконец, и третье предположение, сторонники которого допускают зарождение смычковых инструментов в странах севера, хотя, сегодня, известно, что смычковых инструментов Европа не знала вовсе, по крайней мере, до V века н.э.
Автор: Humarty    Просмотров: 6823 | Комментировать | Читать дальше
Ритмика осетинских народных песен
Ритмика осетинских народных песенИзучение ритмической организации мелодики осетинских народных песен представляется чрезвычайно важным звеном в цепи постижения закономерностей становления и развития народного музыкально-образного мышления.
Будучи одним из основных выразительных и формообразующих средств музыкального искусства, ритм в органической связи с другими музыкально-выразительными средствами обретает исключительное значение в образном отражении явлений реальной действительности, т.к. является важным элементом в передаче тех или иных эмоциональных состояний — порывистых, возбужденных, спокойных и т.п.
Автор: Humarty    Просмотров: 4995 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама