.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Ритуальная пища
Религиозно-мифологический смысл. Ритуальная пища осетин в первую очередь включала престижный комплекс: выпечка - пироги с начинкой из свежего сыра; отварное мясо - обычно бычка, реже барана, из напитков - пиво. Приготовление ритуального стола являлось формой моделирования мифологического пространства и общения с высшими силами, к которым обращались с просьбами о ниспослании благодати во всех ее проявлениях.
Каждый переходный момент в жизни человека и общества (рождение, брак, смерть, смена сезонов года, конец недели и др.) воспринимался в традиционной культуре как конец одного временного цикла и начало другого. Конец цикла соотносится в мифологическом сознании с истощением всех жизненных сил и разрушением порядка, наступлением хаоса. В этот момент и совершался ритуал, призванный возродить мир. Через ритуал люди должны были повторить то, что некогда совершил Бог, сотворивший вселенную и разделивший ее на три части - верхний, средний и нижний мир.
Три части жертвенного животного (голова, шея, курдюк) собирались на столе в качестве модели упорядоченного мира. Та же идея составляет смысл трех ритуальных пирогов, которые символизировали три зоны мифологического пространства. Глава застолья, держа в руках чашу, наполненную пивом, произносил молитву, в которой рассказывал о том, как Бог сотворил мир, святых и людей.
Автор: Humarty    Просмотров: 9944 | Комментировать | Читать дальше
Религиозные представления осетин
Религиозные представления осетинОсетинская религия отличается последовательным единобожием и глубокой древностью. Она продолжает религиозную традицию индоиранцев и сохраняет аналогии со скифской религиозной системой.
Осетины в первую очередь в молитве обращаются к единому Богу - Хуыцау. В отличие от осетинских святых, наделенных индивидуальными характеристиками, Хуыцау мыслится как абстрактный образ Творца, обладающего абсолютным совершенством и всемогуществом.
Посланники и представители Бога, покровительствующие людям по Его поручению - святые-покровители (дзуары).
У осетин существовал культ семи святых ("авд дзуары'), известны святилища, посвященные "семи святым" - например, святилище "Авд дзуары" в селении Галиат. "Семеричный трафарет", характерный еще для скифов, в осетинских молитвах может включать разных святых. Для того же, чтобы не прогневать святого, имя которого не было произнесено, существует специальная молитвенная формула, позволяющая и к нему обратить просьбу о снискании его благодатной помощи.
Уастырджи - один из самых почитаемых святых у осетин. Женщины не имеют права произносить его имя, а называют его "Лæгты дзуар" - "Покровитель мужчин".
Автор: Humarty    Просмотров: 13459 | Комментировать | Читать дальше
Символика ритуальной пищи осетин
Осетины - этнос, корни которого уходят так далеко, что наука, с присущей ей строгостью и объективностью, не всегда может дать ответы на интересующие вопросы. Из глубокой древности дошли до нас, выражаясь языком Э. Тайлора, «пережитки», смысл и значение коих затемнен для современного сознания. Никакие исторические трагедии и драмы не стерли в традиции народа знание, эзотерическое содержание которого грандиозно, охватывает явления не узкоэтнические и временные, а глобальные, космические.
B.C. Уарзиати осветил ряд вопросов, связанных с сохранением в ритуальной пище осетин архаичной сакральной символики и представлений о мироздании. Мы ставим своей задачей анализ семантики трех ритуальных круглых осетинских пирогов как своего рода космограммы циклических процессов во Вселенной.
Автор: Humarty    Просмотров: 14869 | Комментировать | Читать дальше
Свадебная одежда
Свадебная одеждаОдним из ярких элементов этнического своеобразия народов является одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. К последней относятся свадебные костюмы жениха и невесты. Традиционный костюм бывает ограниченным больше этнически, чем сословно, что является свидетельством единства мифопоэтических представлений о мире. В этом отношении интересно замечание Т.Д. Равдоникас о том, что аланская одежда была одинаковой для мужчин и женщин, а социальные отличия ее заключались в качестве материала и украшений (низшие слои общества носили этнические формы одежды из простых домотканых материалов, а костюм феодальной знати отличался лучшим качеством материала, большим количеством украшений). Это верно и в отношении осетинской одежды.
У осетин различия в одежде и ее элементах были связаны также с различными возрастными классами.
К сожалению, осетинскому костюму было уделено недостаточно внимания в осетиноведении. Эта тема интересна как с точки зрения описания и систематизации материала, так и выявления генезиса элементов осетинской одежды и их семантики.
Автор: Humarty    Просмотров: 17499 | Комментировать | Читать дальше
Скрывание молодоженов
В брачной обрядности осетин, как и ряда других народов Северного Кавказа, существовал обычай свадебного и послесвадебного скрывания молодожена, или пребывания жениха в «чужом доме».
Д. Т. Шанаев отмечал, что «с момента сватовства жених становился существом совершенно пассивным, как в деле сватовства, так и в деле свадьбы вообще».
«Какой позор для него (молодожена. - В. Г.), - писал М.А. Мисиков, когда кто-либо из старших увидит его выходящим из своей комнаты: скажут - он женолюбив».
В традиционном обществе молодожен должен был жить в «чужом доме» до года или до рождения ребенка, со временем этот срок сокращался. В наше время этот обычай почти не соблюдается. Человек, у которого он жил (шафер или какой-либо родственник), назывался «фысым» (оказывающий гостеприимство), а сам молодожен назывался «хъан». (Вообще «хъаном» у осетин называли воспитанника аталыка. Но, как отмечает В. И. Абаев, данное осетинское слово, вероятно, восходит к тюркскому «хан», «царь». Воспитанник назывался так потому, что был окружен особой заботой и почетом).
Автор: Humarty    Просмотров: 4398 | Комментировать | Читать дальше
Мысайнаг
Важнейшей частью ритуальных приношений осетин при посещении святых мест (мест молений святым-покровителям) являются mysajnag, nysajnag, которые В. И. Абаев определяет как предмет или деньги, оставленные в качестве приношения. В старину это были наконечники стрел, позднее пули, а также «кусок белой материи в 1/4-1/2 аршина, в которой завернута серебряная 20-копеечная монета, несколько серебряных ниток и клочок ваты». Второе значение этого слова - подарок (залог) невесте от жениха при сватовстве.
Приношение могло совершаться как в дни календарных праздников, связанных с посещением святых мест, так и в цикле семейной обрядности осетин. Во всех случаях, когда они приходили к святому месту для совершения обряда, то наряду с ритуальной пищей приносили приношение - мысайнаг.
Автор: Humarty    Просмотров: 7897 | Комментировать | Читать дальше
Мыдыкус – «Напиток бессмертия»
В современной свадебной обрядности ритуал угощения невестой медом свекрови и пожилых женщин происходит непосредственно после снятия фаты. В наше время он соблюдается во всех уголках Осетии. Однако, согласно описаниям осетинской свадьбы Д.Т. Шанаева (1870г.) и Б.М. Каргиева (1928 г.), полевым этнографическим материалам, обряд, связанный с мыдыкъус (чаша со смесью меда и масла), происходил до снятия фаты.
На второй день вечером, после прибытия молодой в дом жениха, писал Д. Т. Шанаев, «шафер в сопровождении девушек, поющих «алай - алай», ведет молодую под руку в местонахождение домашнего очага, где ее уже ожидает свекровь с чашкой в руке, наполненною смесью меда и масла. Шафер подводит невестку к свекрови. Приподняв у невестки немного завесу лица, так, чтобы оно все-таки оставалось полузакрытым, он приглашает ее опустить указательный палец в чашу и, взявши им маленькую частицу смеси, положить ее в рот свекрови, которая затем в свою очередь делает то же самое по отношению к невестке. После этого обряда присутствующие мальчики выхватывают чашку смеси из рук свекрови и, выбежав на двор, делят смесь между собою. Совершение этого обряда имеет, - пишет автор, значение следующего народного заключения: «Да будут так сладки свекровь и невестка друг другу, как сладка людям эта смесь».
Автор: Humarty    Просмотров: 7117 | Комментировать | Читать дальше
Трудное задание, или испытания жениха
Традиционное осетинское общество сохранило духовные структуры, типологически и генетически близкие западноевропейскому средневековью. Речь идет о рыцарской культуре.
Типологическая близость обусловлена формационной общностью, так как осетинские общества переживали к середине XIX в. разные стадии развития феодальных отношений. А рождение рыцарства связывается с развитием феодальных отношений.
Генетическая близость западноевропейской и осетинской рыцарской культуры обусловлена общими корнями. Итальянский исследователь Ф. Кардини отмечал, что возникновением средневекового рыцарства Запад во многом обязан иранским пародам, находившимся к северу от Кавказа - скифо-сарматам.
Особенность рыцарского или аристократического этноса, отмечает исследователь по истории морали М. Оссовская, заключается в убеждении, что честь и достоинство личности выше любых материальных благ, выше самой жизни. Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. В людях же среднего и низшего сословия главенствующим мотивом поведения являлись собственные интересы, надежность и безопасность существования.
Автор: Humarty    Просмотров: 5394 | Комментировать | Читать дальше
Сватовство и его мифологические основы
Одним из распространенных мотивов индоевропейского фольклора является «трудное задание», или «испытание жениха».
На материале русской волшебной сказки данный мотив хорошо изучен В. Я. Проппом, и суть его сводится к следующему. Невеста в ответ на сватовство героя предлагает ему «трудное задание», от выполнения которого зависит ее ответ. При этом невеста - это всегда не просто девушка, а «царевна». Цель же задания заключалась в том, чтобы выяснить, обладает ли герой магическими свойствами, или волшебным помощником.
Мотив «испытание жениха» мы находим в самых разных жанрах осетинского фольклора.
Автор: Humarty    Просмотров: 7542 | Комментировать | Читать дальше
Обряд снятия фаты
Обряд снятия фатыСнятие фаты (хызисæн) - один из центральных свадебных ритуалов в доме жениха.
Как отмечают исследователи, обычай покрывания невесты фатой имел двойственную природу. С одной стороны, это было необходимым предохранительным средством от вредоносной силы, исходящей от лиминального существа, с другой, - это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил.
В традиционном жилище данный ритуал происходил в хадзаре - помещении, где находился очаг. Хадзар, как известно, делился на две части: правую (мужскую) и левую (женскую). Согласно Б. П. Гатиеву, шафер подводил молодую в западный угол, на женскую половину, где находился украшенный рогами домашних животных священный столб, называемый Сæрызæд. Став перед ним с невестой, шафер произносил следующую молитву:
Автор: Humarty    Просмотров: 12059 | Комментировать | Читать дальше
««« 1 2 3 4 5 6 »»»

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама
Медицинская стоматологическая мебель беларусь. Мебель для стоматологического кабинета прайс-лист.;tkani5.com.ua ткани- шифон в розницу купить;hyperline ttc;заронтин купить москва