.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Символика ритуальной пищи осетин
Осетины - этнос, корни которого уходят так далеко, что наука, с присущей ей строгостью и объективностью, не всегда может дать ответы на интересующие вопросы. Из глубокой древности дошли до нас, выражаясь языком Э. Тайлора, «пережитки», смысл и значение коих затемнен для современного сознания. Никакие исторические трагедии и драмы не стерли в традиции народа знание, эзотерическое содержание которого грандиозно, охватывает явления не узкоэтнические и временные, а глобальные, космические.

B.C. Уарзиати осветил ряд вопросов, связанных с сохранением в ритуальной пище осетин архаичной сакральной символики и представлений о мироздании. Мы ставим своей задачей анализ семантики трех ритуальных круглых осетинских пирогов как своего рода космограммы циклических процессов во Вселенной.

Прежде чем перейти к проблеме, отметим, что слово - «ритуал» восходит к ведийскому «рита», выступавшему в Ведах как ключевое понятие ведийского мировоззрения, обозначавшее универсальный космический закон, с помощью которого хаос превращался в космос и который обеспечивал сохранение основных условий существования Вселенной и человека. Самое распространенное определение «риты» (иранская форма «арта») - «путь солнца», а сама она представлялась иногда в виде колесницы, которой управляют боги. Противоположным термином выступала «анрита» - тьма, хаос, а ее вместилище - темная половина года.

Ритуал был призван повторить то, что однажды произошло в результате космогонического акта и приходило в упадок к концу цикла, обозначавшегося чаще всего, как колесо.

Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехчастной структуры мироздания: верхнего, среднего и нижнего миров (воплощения солнца, богов и земли).

В погребальной и поминальной обрядности используются два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами.

Ритуальные пироги у осетин бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные. Круглые пироги пекутся при обращении основной молитвы к Создателю, Абсолюту - Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага). Треугольные пироги посвящаются конкретным дзуарам - духам-покровителям (Уастырджи, Уацилла, Аларды и др.). Овальный пирог (гуыл), как правило, печется в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребенку, молодой невестке. В этих случаях он не освящается молитвой. Но, например в с. Нар Дигорского ущелья, на праздник Сослана для основной молитвы приготовляется девять пирогов: три круглых, три треугольных и три овальных. Один большой круглый пирог - Артхурон (Огонь Солнцевич) - печется на Новый год.

Узнать больше о достопримечательностях Рима вы можете их статьи http://italiya-dost.ru/page/glavnye-dostop...hatelnosti-rima, а также на этом сайте вы найдете много интересной информации о Италии

Особо обращает на себя внимание следующий факт. Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а разламываются руками на произвольные части. Артхурон делится по числу членов семейства и только ритуальные круглые пироги (три или два) разрезаются ножом по определенному правилу в том случае, если они посвящаются Хуыцау. Пироги круглой формы, посвященные Мады Майрам и Сафа, также разламываются руками. Конечной фигурой разрезанных крутых пирогов, посвященных Создателю, является восьмисегментный круг.

Восьмисегментный круг - колесо - широко известен, но многих культурных традициях как солярный символ.

На обратной стороне зеркала, найденного в Келермесском кургане, принадлежавшем скифам, мы видим поделенный па восемь частей круг. Из центра круга образуется лотос (по два лепестка в каждом сегменте), смысл которого становится ясен при рассмотрении изображений птиц и животных в каждой из восьми частей круга. Согласно методике анализа, выработанной Д. С. Раевским при изучении изображений на предметах из скифских погребений, семантика композиции зеркала отражает троичную структуру мироздания в идеологии древних индоиранских племен, деление на верхний (боги), средний (солнце) и нижний миры (земля). Таким образом, Келермесское зеркало в одной плоскости отразило, как и осетинские пироги, троичную структуру мироздания.

Многие народы Азии обладают ритуальными предметами, в которых отразилась космограмма Вселенной. Один из них - мандала - важнейший предмет буддийского и в особенности ламаистского культа, геометрическая символика коей отражала структуру Вселенной, являясь как бы своеобразной энциклопедией буддийских и добуддийских представлений о мироздании.

Практическое применение мандалы было разнообразно: от жертвенного блюда до одноразовых мандал, рисовавшихся на земле и по окончании обряда уничтожавшихся.

Реставрация ретро-автомобилей

Общий вид мандалы таков: круг вписан в квадрат, вписанный в свою очередь в круг. Внутренний круг схематически выглядит как восьмилепестковый лотос. Иногда это не восемь лепестков, а восемь сегментов, на которые круг поделен расходящимися из центра лучами-радиусами.

Смысл геометрической символики мандалы восходит к весьма отдаленным по времени символам природы: круг - к знакам солнца, квадрат - земли, треугольники - гор и плодородия.

«Ригведа» - памятник древнеиндийской культуры - состоит из десяти частей, называемых мандалами, поскольку «Веда» - это священное знание, а «Ригведа» - веда гимнов, включавших в себя всю сумму знаний о человеке, окружающем мире (богах, демонах, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и проч.).

Т. Я. Елизаренкова отмечает, что «мандала» буквально означает «диск», «круг».

Ученые находят графическую мандалу в традиционных культурах народов Старого и Нового Света. Круг, поделенный на восемь равных частей, широко распространен в орнаментах многих народов, в том числе осетин.

Восьмигранные склеповые строения были обнаружены при археологических разысканиях в Осетии.

Архитектурная форма храмов древности и мегалитических сооружений заключала в себе важнейшие принципы мироздания.

Анализ форм, используемых при изготовлении ритуальных осетинских круглых пирогов, позволяет, на наш взгляд, раскрыть сакральную символику восьмисегментного круга, воссоздать семантику эзотерического знания осетин.

Первая геометрическая фигура, возникающая при изготовлении ритуальных круглых осетинских пирогов, - это круг. Круг - геометрический символ, известный во многих традициях как беспредельность, дремлющий перед пробуждением космос. Кроме того, круг - это женский символ.

Вторая фигура осетинских ритуальных круглых пирогов - круг с точкой в центре. Данная фигура широко известна как символ мирового яйца. «Ригведа», «Упанишады», «Брахманы» содержат в себе космогонический образ мирового яйца, из которого возникло все сущее.

«... Не сущим было это [мир] вначале. Сущим было это. Оно обратилось в яйцо. Оно лежало в течение года. Оно раскололось. Эти обе части скорлупы стали [одна] серебряной, а [другая] золотой.


2. Серебряная часть - это земля, золотая - небо...». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир.

Образ космического яйца встречается в космогонических мифах самых разных народов, что свидетельствует, по мнению К. Н. Бонгард-Левина, о генетическом родстве, восходящем к далекой эпохе индоевропейской общности.

«Мировое», «космическое яйцо» выпекается под действием высокой температуры, форма застывает, затем снимается с противня и обильно смазывается маслом. Ритуальные осетинские пироги начинкой своей имеют жирный осетинский сыр. В Нартовском эпосе, когда Шатана (центральный женский образ) хотела обратиться к высшим силам, она пекла три круглых медовых пирога. Можно было бы считать это утилитарными частностями, но в «Ригведе», большая часть гимнов которой посвящена Агни - богу огня во всех его проявлениях - на земле (жертвенный костер), на небе (солнце) и в воде, есть неоднократные обращения к жиру и меду, а также специальный гимн «К жиру», который, как и мед, является своего рода проявлением огня:

Потоки жира, как рыжий скакун,
Ломающий преграды, набухая волнами,
Они кидаются к Агни...


Готовые пироги ставятся, по традиции, на жертвенный столик - фынг - и старший на пиру, в доме, в святилище произносит молитву, первая часть которой всегда обращена к Абсолюту, Создателю, Хуыцау:


Дуне ни сфæлдыста, иунæг æмæ кадджын Хуыцау,
Табу дæхицæн!


(Мир, Вселенную сотворивший, единый и славный Бог, Слава тебе!)

Хуыцау, ахъаз бакæн. Хуыцау, радт дæ зæдты хорзæх,
Уæларв дæ дзуæрттæн барст фæуæд, Зæххыл та дæ кувæндæттæн...


(Создатель, окажи нам содействие, дай нам свою милость,

На небе пусть будут угодны (эти пироги) твоим
небожителям, А на земле твоим святилищам, И пусть легко доходит до тебя наша молитва...).


Далее в молитве перечисляются имена всех дзуаров, у которых просят благополучия, защиты, процветания, здоровья.

Пироги могли ставиться и на камень, и на траву для освящения, что вызывает аналогию с ритуалом «Ригведы». Как отмечает Т. Я. Елизаренкова, «место, где приносились жертвы (vedi) было возвышенным и пустым (никаких упоминаний храма нет)».

После произнесения молитвы, структура которой состоит из двух основных частей - прославления Создателя и просьб к нему, прославления дзуаров и просьб к ним, - пироги разрезаются ножом.

Третья геометрическая фигура, получаемая при разрезании пирога, - это круг, пересеченный диаметром. Известно, что покровительница женщин у осетин (Мады Майрам) часто почитается в виде круглого камня. На территории Кабардино-Балкарии сохранился аланский обычай почитания круглого камня, как бы перерубленного поперек, как символа Мады Майрам. Данный геометрический символ означает потенциальную творческую Матерь-Природу, его можно проиллюстрировать и иначе. Известно, что число «10» образуется путем вынесения диаметра за окружность. Эзотерический смысл «10» наряду с тем, что он означает конец одного цикла и начало другого, становится ясным, если вспомнить пожелание невесте на осетинской свадьбе и при посещении святилища Майрам, находившегося, как правило, вблизи каждого селения. Вот как описывает его Е. Г. Пчелина: «Впереди процессии бежали мальчики и кричали: «О, Майрам! О, Майрам! Дай нашей невесте девять мальчиков и одну синюю девочку!». Исследовательница отмечает, что «цъæх чызг» означает «синюю девочку» в смысле полузадушенную, с пожеланием ей смерти, и что фразу эту она неоднократно проверяла в горных ущельях как Северной, так и Южной Осетии. «Синеокая девочка» («цъæх цæст чызг»), считает Е.Г. Пчелина - это перефразировка народного выражения в позднее время.

В сумме новобрачной желали числа «10», магический смысл которого означает соединения мужского и женского начал. Символически это понятие могло выражаться как круг с диаметром, пересеченный под прямым углом радиусом.

На современных осетинских свадьбах часто слышится пожелание не «девяти мальчиков и одной синей девочки, а «семи мальчиков и одной синеокой девочки», что является поздней контаминацией, заменой одного сакрального числа другим, коим является число «7».

Следующая фигура осетинских круглых ритуальных пирогов - это крест в круге, полисемантический символ, наряду с ориентацией по четырем сторонам света, означающий средний мир, появление человека.

Согласно «Тайной доктрине» Е. И. Блаватской, человечество развивается по общим космическим законам, одним из которых является принцип семиричности (семь цветов радуги, семь нот, семь чудес света, семь небес и т.д.). Человечество, соответственно, проходит в своем развитии семь периодов, обозначающихся в «Тайной доктрине» как «семь рас». Современные люди, по этой схеме, принадлежат к пятой расе. Одна раса отличается от другой иной энергетической структурой, своими связями с космосом.

Последовательный анализ геометрической символики, соблюдаемой при изготовлении и разрезании круглых ритуальных осетинских пирогов, посвященных Создателю, приводит к следующим размышлениям. Ритуал обращения к Хуыцау у осетин воспроизводил в символической форме основные этапы и программу космогенеза и антропогенеза. Если первые геометрические фигуры при изготовлении и разрезании пирогов символизируют космогенез, то восьмисегментная мандала - конечная фигура разрезанных пирогов - должна являть вы ражение циклического конца космо - и антропогенеза.

ЦИКЛ


Совершенно очевидно, что в данной последовательности заложена система десятеричного счета и представления о цикличности. Известно, что, согласно Пифагору, единице соответствует точка, двойке - прямая, поскольку она соединяет две точки, и т.д. Наше предположение о десятеричности подтверждается тем, что название единицы на арийских языках (aika) соответствует названию яйца в осетинском - aik/aika. Используя рассмотренный космогонический код, возможно, на наш взгляд, применить его для анализа образа Сослана Нартовского эпоса осетин, так как нам известны два принципиальных момента его биографии: рождение из камня и гибель от колеса, по одному варианту, а по другому - от камня. Сослан, как отметил в своих исследованиях Ж. Дюмезиль, - это солнечный герой, а его рождение напоминает рождение Митры - солнечного божества. Но есть еще один важный момент - брак с дочерью солнца. Таким образом, вырисовываются четыре важнейших момента в мифологической биографии Сослана: зачатие, рождение, брак, смерть. Закаливание Сослана после рождения и уязвимость его колен - мотив, хорошо известный в фольклоре многих народов, показывающий обреченность героя (Ахиллес, Зигфрид и др.).

Известно, что солнце символически обозначалось как круг, крест в круге и свастика в круге. Если круг и крест в круге - это полисемантические фигуры, то свастика в круге - это однозначный символ солнца. Свастика, у которой убирается один хвостик, образует триквестр - символ домашнего очага.

В дигорских вариантах сказания о Сослане его называют Сослан, рожденный из «сос-камня» (сос-дора игурд).

Д. С. Раевский, анализируя скифскую генеалогическую легенду, записанную Геродотом, отмечает, что Колаксай является персонификацией солнца на земле, как и золотые предметы (чаша, плуг, секира), а скифский религиозный праздник - сон с золотыми предметами - ритуальным венчанием двух огней, царя и солнца.

Анализируя основные моменты мифологической биографии скифского царя, ученый пришел к их сопоставлению с основными моментами в годовом цикле солнца:

Символика ритуальной пищи осетин


Как отмечает В. Н. Топоров, связь макрокосма и микрокосма становится еще более тесной и очевидной в свете обнаруженного глубочайшего параллелизма между космогонией и эмбриогонией.

Иными словами, ритуальные круглые осетинские пироги отражают не только вертикальную структуру мироздания, но и горизонтальную цикличную структуру времени в мифо-поэтической традиции древних народов. Применение данного космологического кода к анализу «пережитков» этнической культуры осетин и фольклору позволит, на наш взгляд, воссоздать древние архетипы мышления и раскрыть их сакральную семантику.

Литература


1. Алборов Б. А. Легендарное колесе Нартских сказаний//Некоторые вопросы осетинской филологии. Орджоникидзе: Ир, 1976.
2. Аргуэлес X., Аргуэлес М. Мандала как форма искусства//'Человек, 1992, №2.
3. Бдаватская Е.П. Тайная доктрина. Адьяр-Уитон-Лондон: Теософское издательство, в 2-х томах. Т.1.
4. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М.; Наука, 1980.
5. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XVbb М.: Наука, 1988.
6. Виноградова И. А. Иконографические каноны японской космогонической картины Вселенной — мандала//Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973.
7. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси//СА, 1960, 1960, №4.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях философов. М.: Мысль, 1986.
9. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990.
10. Есаян С. Я. Амулеты, связанные с культом солнца из Арме- ЮШ//СА, 1968, №2.
11. Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» — великое начало индийской литературы/'/Ригведа, Мандалы 1-4. М.: Наука, 1989.
12. Жуковская М.Л. Ламазим и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.
13. Осетинское народное творчество. Орджоникидзе, 1964 (на осет. яз), 1.



Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007





Документальные фильмы смотреть онлайн в хорошем качестве бесплатно.



Инструмент влияния поведенческие факторы программа на ранжирование сайта в поисковиках
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама