.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Религиозные представления осетин
Религиозные представления осетинОсетинская религия отличается последовательным единобожием и глубокой древностью. Она продолжает религиозную традицию индоиранцев и сохраняет аналогии со скифской религиозной системой.

Осетины в первую очередь в молитве обращаются к единому [b]Богу - Хуыцау.[/b] В отличие от осетинских святых, наделенных индивидуальными характеристиками, Хуыцау мыслится как абстрактный образ Творца, обладающего абсолютным совершенством и всемогуществом.

Посланники и представители Бога, покровительствующие людям по Его поручению - святые-покровители (дзуары).

У осетин существовал культ семи святых ("авд дзуары'), известны святилища, посвященные "семи святым" - например, святилище "Авд дзуары" в селении Галиат. "Семеричный трафарет", характерный еще для [b]скифов[/b], в осетинских молитвах может включать разных святых. Для того же, чтобы не прогневать святого, имя которого не было произнесено, существует специальная молитвенная формула, позволяющая и к нему обратить просьбу о снискании его благодатной помощи.

Религиозные представления осетин


[b]Уастырджи[/b] - один из самых почитаемых святых у осетин. Женщины не имеют права произносить его имя, а называют его "Лæгты дзуар" - "Покровитель мужчин".

Хотя в современном народном сознании образ [b]Уастырджи[/b] больше связан с покровительством мужчинам и путникам, осетинский фольклор свидетельствует о том, что у святого множество других функций, охватывающих все стороны жизни человека: он покровительствует земледелию и бедным труженикам, мореплавателям и свадебному обряду, занимается врачеванием и др.

Уастырджи называют "æргом дзуар" (то есть "открытым", "являющимся" святым), подчеркивая тем самым, что святой может явить свой образ людям. Согласно легендам и гимнам, [b]Уастырджи[/b] - всадник в белой бурке, сидящий на белом коне, его эпитеты - "Златокрылый" ("Сызгъæринбазырджын"), "Сидящий на вершине" ("Бæрзондыл бадæг"). По всей Осетии существует большое число святилищ, посвященных Уастырджи.

Другие осетинские святые, оказывая покровительство людям в самых разных обстоятельствах, больше "специализируются" в какой-либо одной сфере. Так, Аларды является святым, которому подвластна такая болезнь как оспа. Рыныбардуаг "заведует" эпидемиями и эпизоотиями. Мады Майрæм покровительствует детям, женщинам, бракам, чадородию.

[b]Алания-Осетия[/b]пережила несколько этапов христианизации, поэтому некоторые осетинские дзуары восприняли имена христианских святых. Так, повелитель грома и покровитель земледелия Уацилла - святой Илья. Покровитель изобилия Мыкалгабыр (или Мыкалгабыртæ) - это архангелы Михаил и Гавриил. Фæлвæра - покровитель домашнего скота, а именно овец, - объединяет в своем имени святых Флора и Лавра.

Святилища и святые места. Основные правила поведения. Святое место - "кувæндон", "дзуарыбын" - это, прежде всего место общения людей со святыми. Существует пословица "Дзуар сыгъдæг уарзы" ("Святой любит чистоту"), которая имеет весьма широкое значение. По осетинской традиции паломники в святые места должны стремиться к чистоте как телесной, так и духовной. Существовали обряды подготовки к посещению святых мест, включавшие пост, омовение, приготовление "чистой" ритуальной пищи и напитков. Как во время богослужения, так и после него паломники следовали установленным правилам поведения и даже специальным нормам речи. В памяти народа сохраняется множество легенд о том, как святые помогали паломникам и молящимся или наказывали людей за дурные поступки.

У каждого святилища был свой служитель - "дзуарылæг". В праздничные дни, после многодневного поста, он облачался в белые одежды и совершал богослужение. В его обязанности входил также постоянный контроль за порядком в святилище.

Посещение святого места считалось праздником, поэтому оно должно было происходить в бодром и радостном настроении. После богослужения устраивались танцы, игры, состязания в силе и ловкости.

Осетинская молитва. Осетинские молитвы, обращенные к высшим силам, имеют определенную композицию и подчинены строгим правилам. Вначале молящийся всегда обращается к единому Богу, творцу всего сущего ("Дуне чи сфæлдыста, стыр иунæг цытджын Хуыцау, табу дæхицæн!" - "Вселенную сотворивший, великий единочтимый Бог, слава тебе!").

Религиозные представления осетин


Затем идет обращение к Уастырджи и наиболее почитаемым в данной местности дзуарам (Уацилла, Тыхост, Мады Майрам и др.). Их прославляют и обращают к ним свои просьбы.

Молитвы произносятся в самые ответственные моменты, наступающие в жизни отдельного человека и всего общества (рождение, брак, смерть, календарные праздники и др.). Поскольку каждая молитва возвращает человека к началу творения мира, она делает его как бы причастным к этому процессу. Недаром Коста Хетагуров написал:
"Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое".

В этой знаменитой формуле выражено свойственное осетинской культуре отношение к окружающему миру, опирающееся на традиционное религиозное сознание.

Религиозные представления осетин


Мировые религии в Осетии. Наряду с собственной религиозной традицией, в Осетии представлены также христианство и ислам. С учением Христа алан познакомил Святой апостол Андрей Первозванный. Православное христианство стало государственной религией Алании в начале X в. Присоединившись к России в XVIII в., осетины стали паствой Русской Православной Церкви. Старинное аланское христианство оказало заметное влияние на традиционную культуру осетин - в частности, на имена популярных святых, календарь и др.

Ислам получил некоторое распространение в Алании-Осетии с конца XIII в. Первоначально мусульманское меньшинство формировалось из зажиточных горожан, а в период замкнутой жизни в горах - в основном из представителей высших сословий северных осетинских обществ.

Религиозные представления осетин


Осетинам свойственно уважительное отношение к любым религиозным убеждениям. Поэтому в Осетии священнослужители и верующие всех религий всегда находились в полной безопасности.




Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С








Производство кованых изделий,сварочные работы в Краснодаре от"Кубанской кузни"

Топонимический словарь Крыма[/b] - Жизнь человека тесно связана с различными местами, которые обозначаются с помощью особых слов – географических названий, или топонимов (от греческого слова topos «место» и onoma/ onyma «имя, название»). Изучением географических названий, выявлением их своеобразия, историей возникновения и анализом изначального значения слов, от которых они образованы, занимается топонимика – одна из отраслей языкознания, или лингвистики (науки о языке).
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама