Религиозно-мифологический смысл. Ритуальная пища осетин в первую очередь включала престижный комплекс: выпечка - пироги с начинкой из свежего сыра; отварное мясо - обычно бычка, реже барана, из напитков - пиво. Приготовление ритуального стола являлось формой моделирования мифологического пространства и общения с высшими силами, к которым обращались с просьбами о ниспослании благодати во всех ее проявлениях.
Каждый переходный момент в жизни человека и общества (рождение, брак, смерть, смена сезонов года, конец недели и др.) воспринимался в традиционной культуре как конец одного временного цикла и начало другого. Конец цикла соотносится в мифологическом сознании с истощением всех жизненных сил и разрушением порядка, наступлением хаоса. В этот момент и совершался ритуал, призванный возродить мир. Через ритуал люди должны были повторить то, что некогда совершил Бог, сотворивший вселенную и разделивший ее на три части - верхний, средний и нижний мир.
Три части жертвенного животного (голова, шея, курдюк) собирались на столе в качестве модели упорядоченного мира. Та же идея составляет смысл трех ритуальных пирогов, которые символизировали три зоны мифологического пространства. Глава застолья, держа в руках чашу, наполненную пивом, произносил молитву, в которой рассказывал о том, как Бог сотворил мир, святых и людей. Пиво, изготовленное первой брачной парой - Сатаной и Урузмагом - при помощи небожителя Уастырджи, символизирует напиток бессмертия. В нем соединяются мужское и женское, земное и небесное начала. Причащение пивом, ритуальными пирогами и мясом жертвенного животного знаменует начало нового цикла, приобретение человеком необходимых жизненных сил.
Помимо основного комплекса, существовали, и другие виды ритуальной пищи. Некоторые блюда было принято готовить к конкретным праздникам. Так, например, каша из различных зерен
("дзæрна") выражала идею бессмертия, а фигурное новогоднее печение - идею плодородия.
Виды и формы выпечки. Выпечка была важнейшей частью престижного комплекса ритуальной пищи. Это были непременно пироги из пшеничной или кукурузной муки, с начинкой из свежего сыра. В зависимости от обрядового предназначения, пироги могли быть по форме круглыми
(мн. ч. "хæбизджынтæ"уæливыхтæ","чъиритæ"кæрдзынтæ"), треугольные
(мн. ч. "æртæдзыхонтæ", "сæфсæдтæ') или овальные (ед. ч. "гуыл'). В случае праздника число пирогов составляло три, а в случае тризны и поминальных столов - два. Круглые пироги после посвящения Богу разрезаются в соответствии с определенным правилом на восемь частей. Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.
В цикле календарной обрядности пеклись круглые пироги, посвященные Богу, и треугольные пироги, посвященные различным святым. Вместе с тем, существовали и другие виды ритуального печения. Отдельным святым пеклись маленькие круглые пироги под названием
"губорæ" (Мады Майрам, Сафа) или небольшие тонкие лепешки, называвшиеся у дигорцев "уæлвицгæтæ" (Аларды); пироги в виде полукруга
(Афсати).На свадьбу в доме невесты готовили большой обрядовый пирог с начинкой из сыра и курятины -
"гуыдын", входивший в состав свадебных даров для дома жениха. На Новый год в каждой семье пекли большой пирог с обильной начинкой из сыра и масла, посвященный Сафа - "æртхурон". Небольшие обрядовые пирожки посвящали отдельным домашним духам.
На Новый год пекли большую лепешку -
"деда" и множество мелких -
"лæппынтæ", которые носили название различных орудий: сохи, ярма, бороны и т. д. Они предназначались для взрослых и были связаны с аграрным культом. Для детей, колядовавших всю ночь, приготовлялись обрядовые лепешки под названием "басылтæ" - в форме человечков, зверушек и предметов хозяйства.
Фигурная выпечка готовилась и для других праздников календарной и семейной обрядности осетин. Во всех случаях ее количество и форма не были случайными и имели свое ритуальное значение.
Виды мясных блюд. Престижной ритуальной едой являлся шашлык. Он чаще всего готовился из мягких частей баранины, реже - из молодой и жирной говядины. Осетины знали разные виды шашлыка. Из них наиболее древний -
"фарсы физонæг" приготавливаемый из реберной части бараньей туши. Шашлык жарился на деревянном вертеле ("уæхст") над раскаленными древесными углями.
Для ритуального шашлыка используются также некоторые внутренности - особенно легкие, затем печень и почки. Нарезанные на куски внутренности оборачиваются пластом сальника, надеваются на шампур и жарятся на углях - этот ритуальный шашлык называется
"æхсæрфæмбал".Престижной пищей считался пирог с рубленой говядиной -
"фыдджын". Его подавали на праздничный стол в конце пиршества. Этот своеобразный осетинский "десерт" служил для гостей знаком того, что застолье вступило в завершающую фазу.
Напитки. Самым почетным ритуальным напитком - можно сказать, напитком богов - у осетин является пиво ("бæгæны"), приготовленное из ячменного солода и хмеля. Осетинское пиво имеет достаточно сложную технологию, его приготовлением традиционно занимались мужчины. Пиво варили в специальных больших медных котлах к определенному празднику. Существовало несколько сортов осетинского пива - например, так называемое черное пиво
("сау бæгæны'), пиво из семи злаков
("авд хоры бæгæны').Особый сорт пива
"æлугпон" осетины называли сказочной пищей,
"утоляющий голод навсегда".Для приготовления этого напитка в пиве вываривали овечьи курдюки или целые туши.
В нартовском эпосе многократно упоминается
"ронг" - хмельной напиток из меда, который мастерски готовила Сатана. Секрет приготовления ронга, к сожалению, не дошел до нашего времени.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Культура дыни в Армении и Грузии известна с незапамятных времен, куда она попала из соседних стран (Сирия, Египет и Месопотамия) через торговые связи раньше, чем ее узнали персы и турки.
Культура дыни в Средней Азии зародилась еще до нашей эры. В Узбекистане она насчитывает более 2 тыс. лет.
биография Бритни СпирсНо как вижу
по последним данным, что я очень сильно ошибалась.
Шварцвальд