.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Как родилась Сатана
Мать Бораевых была Сасана. Однажды пришел к ней Уастырджи и послал к ней человека сказать:
— Хочу тебя сделать своей любовницей.
Сасана сказала Уастырджи:
— Я никого не буду слушать, кроме моего мужа!
Уастырджи сказал ей:
— Когда умрешь, куда ты от меня денешься, я не оставлю тебя и мертвую!
И когда умирала Сасана, то просила своих сыновей Хамыца, Урызмага и Созрыко:
— Вот, сильный муж мне угрожал, поэтому прошу вас, сыновья мои, три ночи караульте меня в могиле.
Сасана умерла, и первую ночь караулил ее Урызмаг. Уастырджи пришел в полночь; рассвело, и засияло солнце, и всякий выгонял свой скот к пастуху. Вот и сказал Урызмаг Уастырджи:
— Лукавый муж, этим меня не обманешь!
Урызмаг остался там сидеть и караулить, а когда рассвело, пошел к себе домой.
Автор: Humarty    Просмотров: 1759 | Комментировать | Читать дальше
Пути сообщения и средства передвижения
Пути сообщения. Окруженные высокими скалами и глубокими ущельями, обитая на гребнях гор, осетины могли общаться между собой, передвигаться из села в село только по пешеходным тропам. "Общая ширина тропы, служившей главным путем сообщения, - писал в XIX в. чиновник-землеустроитель М. 3. Кипиани, - равняется диаметру лошадиного копыта. В некоторых местах на ней не могут разъехаться даже два встречных всадника".
Наиболее опасны были тропы на перевалах через горные хребты. Но прежде чем добраться до перевала, предстояло преодолеть тяжелый крутой подъем. По этим тропам поддерживалось сообщение между различными селами, обществами и ущельями Северной Осетии, а также с другими странами Кавказа.
На территории Осетии 15 основных перевалов с 18 перевальными маршрутами, основная часть их перерезает Главный Кавказский хребет. Из перевальных дорог, которыми аланы-осетины пользовались издревле, следует назвать дороги, шедшие по Дарьяльскому, Алагирскому и Дигорскому ущельям. Значение этих дорог было подлинно историческим и выходило далеко за рамки внутренних интересов Осетии.
Автор: Humarty    Просмотров: 8246 | Комментировать | Читать дальше
Народные знания
Счет. У осетин имелось несколько систем счета. Наиболее распространенной была десятично-двадцатичная система, в которой десятичный принцип действует при обозначении натуральных чисел от 1 до 20, а числа больше 20 обозначаются при помощи двадцаток. Так, например, говорят "иу æмæ ссæдз" ("двадцать один", букв, "один и двадцать"), "дæс æмæ ссæдз" ("тридцать", букв, "десять и двадцать") и т. д.
Помимо этого существовала система, которую сами осетины называли "пастушеским счетом" ("фыййæутты нымад'). Счет в ней ведется парами: "дыууæ" (два), "цыппар" (четыре), "æхсæз" (шесть), "аст" (восемь) и т. д., а также десятками: "дыууын" (двадцать), "æртын" (тридцать), "цыппор" (сорок), "фæндзай"(пятьдесят), "æхсай" (шестьдесят), æвдай" (семьдесят), "æстай" (восемьдесят), "нæуæдз" (девяносто), "сæдæ" (сто).
До середины XIX в. осетины пользовались счетом, основанным на числе восемнадцать ("æстдæс"), которое использовалось в качестве главной единицы. Этот древний счет фигурирует и в Нартовском эпосе, а на практике он использовался в деловой сфере (торговые и другие сделки, уплата калыма за невесту и др.). Так, чтобы выразить стоимость земельного участка, говорили, что он стоит "девять раз восемнадцать" ("фараст æстдæсы") коров.
Автор: Humarty    Просмотров: 6448 | Комментировать | Читать дальше
Народная хореография и театр. Игры и спорт
Народная хореография и театр. Игры и спортНародная хореография. Народная хореография осетин настолько разнообразна и выразительна, что до настоящего времени служит основой профессионального танцевального искусства не только Осетии, но и соседних стран. Танцы были тесно связаны с праздничной обрядностью и в то же время являлись одной из любимейших форм досуга и развлечений.
"Судя по нартовским сказаниям, - писал Васо Абаев, - песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта. Нарты предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают даже о смертельной военной опасности. По сказаниям, время, не заполненное войной и пиром, отдавалось спортивным играм, песням и пляскам".
Нарты устраивали состязания в танцах на поле Зилахар. В организации пространства центральных осетинских святилищ были предусмотрены специальные площадки для танцев, называемые "симды фæз", "хъазты фæз", где после богослужения устраивались различные виды состязаний и игр, в том числе и танцы. Все это имело смысл самостоятельного культового действа.
К древнейшим осетинским танцам относятся различные виды хороводного массового танца "симд" ("Нæртон симд" - "Нартовский симд", "Тымбыл симд" - "Круговой симд", "Чепена"- обрядовый хоровод с пением).
Автор: Humarty    Просмотров: 5996 | Комментировать | Читать дальше
Этногенез осетин
Этногенез осетинВышеизложенные данные о проникновении и оседании скифов, а затем сармато-алан на Северном Кавказе являются убедительным доказательством наличия двух больших волн ираноязычной миграции в этом районе - скифской и сармато-аланской. Это, конечно, не исключает возможность проникновения на Северный Кавказ отдельных скифо-сарматских племен вне рамок этих больших переселений. В письменных источниках по Северному Кавказу не наблюдается сколько-нибудь заметного разрыва между скифами и сармато-аланами. Скифо-сарматские племенные названия сохраняются вплоть до I в. н. э., когда они покрываются именем алан, что явилось результатом образования аланского союза племен, объединившего под эгидой алан подавляющее большинство скифо-сарматских племен центрального Предкавказья. Поэтому, начиная, по крайней мере с VII в. до н. э., когда часть скифов прочно обосновалась на Северном Кавказе, мы сталкиваемся в этом районе с непрерывной цепью ираноязычных племен, остатком которых являются современные осетины. Этногенез осетин - это, прежде всего результат длительного внутреннего развития скифо-сармато-аланских племен Северного Кавказа.
Однако поскольку этот процесс проходил на территории, которую до появления здесь ираноязычных племен занимали какие-то племена иберо-кавказского языкового круга, то было бы неверно просто отождествлять современных осетин со скифами и аланами и не учитывать роли кавказского элемента в процессе этногенеза осетин. Ошибка многих ученых, занимавшихся происхождением осетинского народа, как раз заключалась в том, что появление ираноязычной осетинской народности на Северном Кавказе они связывали исключительно с фактом переселения алан, игнорируя как роль местных кавказских племен, так и участие в этом процессе скифских племен, предшествующих алано-сарматам в этом районе, и, в первую очередь, исседонов и дандариев.
Автор: Humarty    Просмотров: 10253 | Комментировать | Читать дальше
Некоторые вопросы этногенеза осетин. Скифы на Северном Кавказе
Некоторые вопросы этногенеза осетин.  Скифы на Северном КавказеИсследование этнической истории алан и этногенеза осетин с неизбежностью побуждает обратиться к вопросу об отношении алано-сарматов к ираноязычным скифам, у которых они восприняли многое из культурных и этнических традиций. Приблизительно с IV-III вв. до н.э. этническое имя скифов начинает переходить в имя савроматов (сарматов). Это обстоятельство было связано с сильными политическими изменениями в степных пространствах Северного Причерноморья и Предкавказья, в результате чего власть скифов сменилась господством сарматов. Однако, когда политическая роль скифов была сыграна, их имя, а также элементы их культуры не исчезли бесследно, хотя термин «скифы» с течением времени стал употребляться в широком значении и служить, для обозначения почти всех кочевых племен Европейской и Азиатской Сарматии.
Классические авторы сохранили нам много известий, свидетельствующих об этнической близости сарматов к скифам. Знаменитый древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.) пишет: что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном...». Это сообщение «отца истории» говорит о том, что сарматы говорили на одном из диалектов скифо-сарматского языка и что некоторые предки скифов и сарматов жили на одной территории и были объединены одной археологической культурой. Геродот объясняет факт «искаженности» савроматского языка тем, что амазонки, от брака которых со скифами якобы произошли савроматы, не вполне усваивали скифский язык. Ясно, что эта версия является лишь рационалистической попыткой объяснить близость скифского и сарматского языков. Однако это известие ценно тем, что оно связано с народным преданием о происхождении савроматов.
Автор: Humarty    Просмотров: 5929 | Комментировать | Читать дальше
Асы восточных источников
Асы восточных источниковДовольно часто упоминается имя асов и в восточных (персидских, арабских, китайских) источниках XIII-XV вв., повествующих о татаро-монгольском нашествии и Золотой Орде. При этом нередко имя асов фигурирует рядом с именем алан. Это обстоятельство послужило основанием для некоторых исследователей поставить под вопрос идентичность этих племенных названий. В. А. Кузнецов, например, утверждает, что в этих источниках аланы четко отделяются от асов.
Однако это утверждение базируется на вырванных из контекста предложениях, причем даже не делается попытка выяснить, чем объясняется это обстоятельство. Ссылаясь, к примеру, на арабского писателя Эннувейри, В. А. Кузнецов пишет, что последний отмечает «алан, асов, валахов, черкесов и других обитателей северных стран». В действительности же у Эннувейри говорится, что Туши-хан, сын Чингиза, после смерти своего отца завоевал северные страны и «погубил находившиеся там племена тюркские да роды кипчакские и другие роды, как-то: алан, асов, валахов, черкесов, русских и других обитателей северных стран». Как видно из приведенного отрывка, текст Эннувейри имеет совсем другой смысл, чем тот, который пытается придать ему В. А. Кузнецов в цитируемом им предложении.
Несколько странно, на первый взгляд, выглядит упоминание валахов между асами и черкесами, однако это обстоятельство как раз помогает выяснить, почему асы в данном случае названы с аланами.
Автор: Humarty    Просмотров: 9327 | Комментировать | Читать дальше
Ясы русских летописей
Ясы русских летописейВ древнерусских летописях имя ясов впервые встречается во второй половине X в. в связи с походом русского князя Святослава Игоревича в низовья Дона и последовавшим в результате разгрома хазаров образованием Тмутараканского княжества. Во время этого похода произошло и столкновение русских с ясами и касогами. Об этих событиях русская летопись под 965 годом сообщает следующее: «В лето 6473 иде Святослав на Козары. Слышавше же Козари, изыдоша противу им со князем своим каганом. И сступиша обои, и одоле Святослав Козаром и град их Белую Вежу взя. И Ясы победи и Касоги».
Как явствует из текста, о столкновение русского войска с ясами и касогами (адыгскими племенами) говорится непосредственно за взятием хазарской крепости Саркела (Белой Вежи), находившейся в районе нижнего течения р.Дона. Очевидно, Святослав столкнулся с ясами где-то в степи за Доном, по всей вероятности, в районе Прикубанья. На этом основании, а также исходя из того, что в это время «предки современных осетин, давно уже сложившиеся в мощные военно-родовые союзы, жили в бассейне Терека», Е. Г. Пчелина считает, что это свидетельство русских летописей о ясах к осетинам отношения не имеет. По ее мнению, речь здесь идет об адыгейских племенах западнокавказских асов.
Однако как упоминание ясов вместе с адыгами, так и локализация этой части ясов в удалении от центральных районов Северного Кавказа, вряд ли являются достаточно убедительным доказательством их отличия от ираноязычных ясов.
Автор: Humarty    Просмотров: 9167 | Комментировать | Читать дальше
Овсы (оси) грузинских источников
Овсы (оси) грузинских источниковПервое упоминание имени овсов (осов) в грузинских источниках относится в эпохе известного скифского вторжения в Закавказье в VII в. до н. э. «Картлис Цховреба» связывает появление овсов (осетин) на Северном Кавказе с оседанием в центральной части Предкавказья какой-то части скифов, фигурирующих в источнике под названием «хазаров». Потомками последних и названы овсы (осы). С этого времени имя овсов (осов) является довольно частым гостем на страницах «Картлис Цховреба». Вышеприведенное известие грузинских летописей опровергает существующее среди части исследователей представление о принадлежности овсов (осов) к числу аборигенов центральной части Северного Кавказа, к народам иберо-кавказского языкового круга.
В каком же отношении, по данным грузинских хроник, находятся осетины-осы к другим народностям Северного Кавказа?
Уже в период первого появления осетин «Картлис Цховреба» упоминает восточных соседей осетин - предков чеченцев и ингушей (дурдзукни) и дагестанские племена (лекни) в лице их эпонимов (Дурдзук, Лекан). В грузинских летописях предки чеченцев и ингушей известны как под именем дурдзуков, так и глигвов (от «галгай» - самоназвание ингушей) и кистов, под именем леков определенно имелись в виду дагестанцы вообще, хотя нередко отмечаются и дидойцы, а также аварцы.
Автор: Humarty    Просмотров: 7720 | Комментировать | Читать дальше
Аланы и осы ясы-асы. История вопроса
Аланы и осы ясы-асы. История вопросаРешая вопрос об этническом содержании племенного названия «аланы», мы придерживаемся положения об идентичности этого племенного названия с именам осов-ясов-асов, о принадлежности их к одному этноязыковому кругу. Ввиду этого необходимо остановиться на вопросе о соотношении этих этнонимов, чтобы решить - покрывают ли они друг друга, являясь идентичными, или же они обозначают отличные друг от друга этнические группы. Это тем более необходимо, что в существующей литературе по данному вопросу нет единой точки зрения, причем ряд исследователей отрицает даже, что они относились к одному и тому же народу.
Вопрос о соотношении между аланами и асами впервые был поднят В. де Сен-Мартеном.
Как уже отмечалось выше, Сен-Мартен считал алан и асов (ясов), полностью отождествляя последних с осетинами, двумя различными народами, несмотря на «общность происхождения, обладание общим именем асов, сходство языка и физического типа...».
В качестве одного из аргументов, якобы доказывающего отличие алан от асов, Сен-Мартен приводил сообщение арабского историка Масуди, который писал, что между царством алан и горами Кавказа «есть крепость и мост, перекинутый через громадную реку. Эта крепость называется крепостью Аллан».
Автор: Humarty    Просмотров: 7037 | Комментировать | Читать дальше
««« 1 2 3 4 »»»

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама