Народная хореография. Народная хореография осетин настолько разнообразна и выразительна, что до настоящего времени служит основой профессионального танцевального искусства не только Осетии, но и соседних стран. Танцы были тесно связаны с праздничной обрядностью и в то же время являлись одной из любимейших форм досуга и развлечений.
"Судя по нартовским сказаниям, - писал Васо Абаев, - песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта. Нарты предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают даже о смертельной военной опасности. По сказаниям, время, не заполненное войной и пиром, отдавалось спортивным играм, песням и пляскам".Нарты устраивали состязания в танцах на поле Зилахар. В организации пространства центральных осетинских святилищ были предусмотрены специальные площадки для танцев, называемые
"симды фæз", "хъазты фæз", где после богослужения устраивались различные виды состязаний и игр, в том числе и танцы. Все это имело смысл самостоятельного культового действа.
К древнейшим осетинским танцам относятся различные виды хороводного массового танца
"симд" ("Нæртон симд" - "Нартовский симд", "Тымбыл симд" - "Круговой симд", "Чепена"- обрядовый хоровод с пением).
Парные танцы (например,
"хонгæ кафт" - "танец с приглашением") выражали благородство чувств, почтительное отношение к женщине.
Многие осетинские танцы носили соревновательный характер и требовали хорошей физической подготовки. В мужских танцах
("лæгты кафт"- "мужской танец", "хъаматимæ кафт" - "танец с кинжалами") получили выражение идеи воинского духа и доблести, демонстрировалось умение владеть оружием, имитировались типовые моменты сражения.
Танцы в Осетии были публичным и массовым действом, приуроченным к календарным и семейным праздникам. Умение танцевать считалось обязательной частью хорошего воспитания.
По описаниям 70-х- 80-х гг. XIX в., танцы происходили под звуки плясовой мелодии, исполняемой на
"хъисын фæндыр" и свирели, или под такт мужской хоровой песни на танцевальный мотив. Мелодия поддерживалась наигрышами гармони и отбиванием такта хлопками в ладони.
Организацией танцев ведал специально назначенный распорядитель -
"чегъре". На танцы начинали ходить юноши и девушки, достигшие брачного возраста. Обычай предъявлял строгие требования к внешности, одежде и поведению молодежи. Все должны были вести себя согласно этикету. Нарушение правил грозило удалением с праздника.
Народный театр. Театральное искусство имеет древнюю историю, его истоки - в традиционной культуре, богатой театрализованными обрядами. Народный театр осетин был неразрывно связан с другими видами народного искусства - музыкой, пением, танцами, устным творчеством.
Значительная часть народно-драматических представлений проходила в форме песенно-плясовых действий. Так, популярный в прошлом танец
"Чепена" имел многие черты театрализации.
Драматический элемент отчетливо выступал в шуточных и лирических песнях, построенных на диалоге.
В народных праздничных играх широко использовались маски
("цæсгом" или "мæнгцдæгом") и приемы ряжения. Обязательной частью обрядового ряжения были разыгрываемые ряжеными сатирические и шуточные сценки. В отпускаемых ряжеными шутках выражалось народное мнение (зачастую нелицеприятное) о важных и незначительных персонах, оценивались общественно значимые и бытовые события. Поскольку все упоминаемые персонажи и факты были хорошо известны публике, сразу же возникала обратная связь - присутствующие поддерживали ряженых репликами и вопросами, песнями и танцами, и обрядовое представление приобретало масштабы всеобщего карнавального действа.
Многие обрядовые игры, сопровождавшие семейные и календарные праздники осетин, также имели характер театрального представления. Это и праздничные обряды с участием ряженых, и кукольные представления, которые давали во время своих выступлений народные сказители.
Игры и спорт. Традиционные игры, физические упражнения и спорт являлись неотъемлемой частью народной культуры, обеспечивали физическое воспитание подрастающего поколения, его подготовку к труду и военному делу. Спортивная борьба, стрельба из лука и огнестрельного оружия в цель, метание камней, поднятие тяжестей, бег, перетягивание каната, лазание по шесту; фехтование на шашках или кинжалах и другие виды физических упражнений культивировались в форме состязаний молодежи. Организатором таких тренировочных соревнований выступал обычно кто-нибудь из опытных мужчин, известных своими военными и спортивными заслугами. Итогом соревнований-тренировок становилось испытание сил на ежегодном праздничном игрище.
Особое место в системе военно-спортивной подготовки осетинской молодежи занимало освоение верховой езды. Многих небожителей и героев Нартовского эпоса осетины представляли не иначе как всадников. Мальчика в возрасте трех лет под присмотром взрослых сажали на коня, а с 10 лет он мог уже принимать участие в публичных обрядовых играх. Джигитовка - это разновидность скачек, во время которых наездник совершает специальные упражнения, демонстрируя умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения производились на лошади, скачущей широким галопом.
Определенное спортивное значение придавалось охоте. Высоко ценили умение метко стрелять, в том числе - по движущейся цели. Необходимым качеством мужчины считалось свойственное хорошим охотникам умение быстро передвигаться по пересеченной местности.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Великое переселение народовИнтернет-магазинновости кино на
KinoRelese.com