.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход
Логин
Пароль
 


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама
ремонт стиральных машин gorenje | Купить детскую посуду смотрите на http://www.pandacomfort.ru.

Этногенез осетин
Этногенез осетинВышеизложенные данные о проникновении и оседании скифов, а затем сармато-алан на Северном Кавказе являются убедительным доказательством наличия двух больших волн ираноязычной миграции в этом районе - скифской и сармато-аланской. Это, конечно, не исключает возможность проникновения на Северный Кавказ отдельных скифо-сарматских племен вне рамок этих больших переселений. В письменных источниках по Северному Кавказу не наблюдается сколько-нибудь заметного разрыва между скифами и сармато-аланами. Скифо-сарматские племенные названия сохраняются вплоть до I в. н. э., когда они покрываются именем алан, что явилось результатом образования аланского союза племен, объединившего под эгидой алан подавляющее большинство скифо-сарматских племен центрального Предкавказья. Поэтому, начиная, по крайней мере с VII в. до н. э., когда часть скифов прочно обосновалась на Северном Кавказе, мы сталкиваемся в этом районе с непрерывной цепью ираноязычных племен, остатком которых являются современные осетины. Этногенез осетин - это, прежде всего результат длительного внутреннего развития скифо-сармато-аланских племен Северного Кавказа.
Однако поскольку этот процесс проходил на территории, которую до появления здесь ираноязычных племен занимали какие-то племена иберо-кавказского языкового круга, то было бы неверно просто отождествлять современных осетин со скифами и аланами и не учитывать роли кавказского элемента в процессе этногенеза осетин. Ошибка многих ученых, занимавшихся происхождением осетинского народа, как раз заключалась в том, что появление ираноязычной осетинской народности на Северном Кавказе они связывали исключительно с фактом переселения алан, игнорируя как роль местных кавказских племен, так и участие в этом процессе скифских племен, предшествующих алано-сарматам в этом районе, и, в первую очередь, исседонов и дандариев.
Автор: Humarty    Просмотров: 5989 | Комментировать | Читать дальше
Некоторые вопросы этногенеза осетин. Скифы на Северном Кавказе
Некоторые вопросы этногенеза осетин.  Скифы на Северном КавказеИсследование этнической истории алан и этногенеза осетин с неизбежностью побуждает обратиться к вопросу об отношении алано-сарматов к ираноязычным скифам, у которых они восприняли многое из культурных и этнических традиций. Приблизительно с IV-III вв. до н.э. этническое имя скифов начинает переходить в имя савроматов (сарматов). Это обстоятельство было связано с сильными политическими изменениями в степных пространствах Северного Причерноморья и Предкавказья, в результате чего власть скифов сменилась господством сарматов. Однако, когда политическая роль скифов была сыграна, их имя, а также элементы их культуры не исчезли бесследно, хотя термин «скифы» с течением времени стал употребляться в широком значении и служить, для обозначения почти всех кочевых племен Европейской и Азиатской Сарматии.
Классические авторы сохранили нам много известий, свидетельствующих об этнической близости сарматов к скифам. Знаменитый древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.) пишет: что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном...». Это сообщение «отца истории» говорит о том, что сарматы говорили на одном из диалектов скифо-сарматского языка и что некоторые предки скифов и сарматов жили на одной территории и были объединены одной археологической культурой. Геродот объясняет факт «искаженности» савроматского языка тем, что амазонки, от брака которых со скифами якобы произошли савроматы, не вполне усваивали скифский язык. Ясно, что эта версия является лишь рационалистической попыткой объяснить близость скифского и сарматского языков. Однако это известие ценно тем, что оно связано с народным преданием о происхождении савроматов.
Автор: Humarty    Просмотров: 3548 | Комментировать | Читать дальше
Асы восточных источников
Асы восточных источниковДовольно часто упоминается имя асов и в восточных (персидских, арабских, китайских) источниках XIII-XV вв., повествующих о татаро-монгольском нашествии и Золотой Орде. При этом нередко имя асов фигурирует рядом с именем алан. Это обстоятельство послужило основанием для некоторых исследователей поставить под вопрос идентичность этих племенных названий. В. А. Кузнецов, например, утверждает, что в этих источниках аланы четко отделяются от асов.
Однако это утверждение базируется на вырванных из контекста предложениях, причем даже не делается попытка выяснить, чем объясняется это обстоятельство. Ссылаясь, к примеру, на арабского писателя Эннувейри, В. А. Кузнецов пишет, что последний отмечает «алан, асов, валахов, черкесов и других обитателей северных стран». В действительности же у Эннувейри говорится, что Туши-хан, сын Чингиза, после смерти своего отца завоевал северные страны и «погубил находившиеся там племена тюркские да роды кипчакские и другие роды, как-то: алан, асов, валахов, черкесов, русских и других обитателей северных стран». Как видно из приведенного отрывка, текст Эннувейри имеет совсем другой смысл, чем тот, который пытается придать ему В. А. Кузнецов в цитируемом им предложении.
Несколько странно, на первый взгляд, выглядит упоминание валахов между асами и черкесами, однако это обстоятельство как раз помогает выяснить, почему асы в данном случае названы с аланами.
Автор: Humarty    Просмотров: 5860 | Комментировать | Читать дальше
Ясы русских летописей
Ясы русских летописейВ древнерусских летописях имя ясов впервые встречается во второй половине X в. в связи с походом русского князя Святослава Игоревича в низовья Дона и последовавшим в результате разгрома хазаров образованием Тмутараканского княжества. Во время этого похода произошло и столкновение русских с ясами и касогами. Об этих событиях русская летопись под 965 годом сообщает следующее: «В лето 6473 иде Святослав на Козары. Слышавше же Козари, изыдоша противу им со князем своим каганом. И сступиша обои, и одоле Святослав Козаром и град их Белую Вежу взя. И Ясы победи и Касоги».
Как явствует из текста, о столкновение русского войска с ясами и касогами (адыгскими племенами) говорится непосредственно за взятием хазарской крепости Саркела (Белой Вежи), находившейся в районе нижнего течения р.Дона. Очевидно, Святослав столкнулся с ясами где-то в степи за Доном, по всей вероятности, в районе Прикубанья. На этом основании, а также исходя из того, что в это время «предки современных осетин, давно уже сложившиеся в мощные военно-родовые союзы, жили в бассейне Терека», Е. Г. Пчелина считает, что это свидетельство русских летописей о ясах к осетинам отношения не имеет. По ее мнению, речь здесь идет об адыгейских племенах западнокавказских асов.
Однако как упоминание ясов вместе с адыгами, так и локализация этой части ясов в удалении от центральных районов Северного Кавказа, вряд ли являются достаточно убедительным доказательством их отличия от ираноязычных ясов.
Автор: Humarty    Просмотров: 5161 | Комментировать | Читать дальше
Овсы (оси) грузинских источников
Овсы (оси) грузинских источниковПервое упоминание имени овсов (осов) в грузинских источниках относится в эпохе известного скифского вторжения в Закавказье в VII в. до н. э. «Картлис Цховреба» связывает появление овсов (осетин) на Северном Кавказе с оседанием в центральной части Предкавказья какой-то части скифов, фигурирующих в источнике под названием «хазаров». Потомками последних и названы овсы (осы). С этого времени имя овсов (осов) является довольно частым гостем на страницах «Картлис Цховреба». Вышеприведенное известие грузинских летописей опровергает существующее среди части исследователей представление о принадлежности овсов (осов) к числу аборигенов центральной части Северного Кавказа, к народам иберо-кавказского языкового круга.
В каком же отношении, по данным грузинских хроник, находятся осетины-осы к другим народностям Северного Кавказа?
Уже в период первого появления осетин «Картлис Цховреба» упоминает восточных соседей осетин - предков чеченцев и ингушей (дурдзукни) и дагестанские племена (лекни) в лице их эпонимов (Дурдзук, Лекан). В грузинских летописях предки чеченцев и ингушей известны как под именем дурдзуков, так и глигвов (от «галгай» - самоназвание ингушей) и кистов, под именем леков определенно имелись в виду дагестанцы вообще, хотя нередко отмечаются и дидойцы, а также аварцы.
Автор: Humarty    Просмотров: 4182 | Комментировать | Читать дальше
Аланы и осы ясы-асы. История вопроса
Аланы и осы ясы-асы. История вопросаРешая вопрос об этническом содержании племенного названия «аланы», мы придерживаемся положения об идентичности этого племенного названия с именам осов-ясов-асов, о принадлежности их к одному этноязыковому кругу. Ввиду этого необходимо остановиться на вопросе о соотношении этих этнонимов, чтобы решить - покрывают ли они друг друга, являясь идентичными, или же они обозначают отличные друг от друга этнические группы. Это тем более необходимо, что в существующей литературе по данному вопросу нет единой точки зрения, причем ряд исследователей отрицает даже, что они относились к одному и тому же народу.
Вопрос о соотношении между аланами и асами впервые был поднят В. де Сен-Мартеном.
Как уже отмечалось выше, Сен-Мартен считал алан и асов (ясов), полностью отождествляя последних с осетинами, двумя различными народами, несмотря на «общность происхождения, обладание общим именем асов, сходство языка и физического типа...».
В качестве одного из аргументов, якобы доказывающего отличие алан от асов, Сен-Мартен приводил сообщение арабского историка Масуди, который писал, что между царством алан и горами Кавказа «есть крепость и мост, перекинутый через громадную реку. Эта крепость называется крепостью Аллан».
Автор: Humarty    Просмотров: 3196 | Комментировать | Читать дальше
Армянские источники об аланах
Армянские источники об аланахупоминание имени алан в древнеармянских источниках относится к 70-м годам I в. н. э., когда произошло известное вторжение алан в Закавказье. Вот что пишет по этому поводу знаменитый историк древней Армении Моисей Хоренский: «Около этого времени аланы, соединившись с горцами к привлекши на свою сторону половину Иберии, огромными массами рассыпались по нашей стране». Отсюда ясно вытекает, что для Моисея Хоренского аланы были лишь одним из горских племен Кавказа, а не собирательным понятием.
Армянские источники сообщают и о вторжении алан в Армению во время царствования Хосрова II (307-314 гг.). Рассказывая об этом событии, Моисей Хоренский пишет, что «во дни Хосрова жители северной части Кавказа, подстрекаемые в особенности просьбами Санатрука, по тайному приказанию Шапуха, даря парсийского (имеется в виду Шапур II, 309-379 гг. - Ю. Г.), соединяются и делают нападение на центр нашего отечества массою около двадцати тысяч человек».
Кто имеется в виду под этими «жителями северной части Кавказа?».
Автор: Humarty    Просмотров: 4291 | Комментировать | Читать дальше
Аланы по сведениям византийских писателей
Аланы по сведениям византийских писателейОчень ценный и интересный материал об аланах сообщают также византийские писатели. Их данные во многом подкрепляют и уточняют сведения арабских авторов. Византия, проводя активную внешнюю политику, как на Северном Кавказе, так и в Закавказье, очень часто опиралась на алан для достижения своих внешнеполитических целей. Отсюда становится понятным и то внимание, которое уделяла византийская историография аланам.
Ряд интересных сведений об аланах сообщает один из крупнейших представителей византийской историографии Прокопий Кесарийский (VI в.). В своем описании войн Византии с сассанидским Ираном, происходивших в середине VI в., Прокопий отмечает участие алан в этих событиях и приводит факты, касающиеся территориальных границ алан. Он пишет, что «всю эту страну, которая простирается от Кавказа (по все вероятности г. Эльбрус - Ю. Г.) до Каспийских ворот, занимают аланы; это племя независимое, по большей части оно было союзным с персами и ходило походом на римлян и на других врагов персов».
Тот факт, что на востоке аланы, согласно Прокопию, простираются до «Каспийских ворот» послужило в свое время основанием В. Ф. Миллеру для утверждения о том, что у Прокопия название алан «прилагается ко всем северокавказским народам, так что аланы занимают на востоке территорию до Каспийских ворот...».
Автор: Humarty    Просмотров: 2467 | Комментировать | Читать дальше
Восточные источники об аланах
Восточные источники об аланахБолее подробные и конкретные сведения об аланах-осах Северного Кавказа содержатся в древне грузинских, армянских, византийских и восточных источниках, данные которых позволяют уточнить конкретное содержание этнонима «аланы» в условиях Северного Кавказа - основной территории расселения алан с конца последних веков до н. э.
Уже в известной надписи Картира, относящейся к концу III в. н. э., мы встречаемся с названием Алании рядом с Арменией и Грузией и Аланских ворот (аланан дар). Правда, один из интерпретаторов этой надписи М.Л. Шомон исправляет название Алании на Аран - «иранское наименование Кавказской Албании» - и переводит его как название Албании. Однако для такого направления вряд ли имеются достаточные основания, так как в надписи это название обозначено согласными л и н, в то время как буква б отсутствует. Нельзя исключать, конечно, и то, что здесь, как и в ряде других случаев, мы имеем дело с смешением имени алан с албанами, хотя упоминание в надписи Аланских ворот, нам кажется, ясно указывает на существование и самой Алании. Во всяком случае, и в более поздних сасанидских источниках содержится упоминание страны алан.
Автор: Humarty    Просмотров: 2994 | Комментировать | Читать дальше
Аланы по сведениям греко-латинских писателей
Аланы по сведениям греко-латинских писателейПоскольку этническое наименование «аланы» впервые появляется в греко-латинских источниках, то естественно проследить, прежде всего, по данным этих источников, какой характер носил этноним «аланы» с самого начала своего появления на страницах истории. Действительно ли термин «аланы», как считает В. А. Кузнецов, был введен в историографию «как собирательное наименование ряда племен, обитавших главным образом на Северном Кавказе...?».
Плинии Старший, у которого встречается одно из первых упоминаний имени алан, называет их в числе сарматских (савроматских) племен - аорсов, роксоланов и языгов. Весьма показательно, что хотя он помещает их рядом с роксоланами, сближая между собой эти два названия, однако он не распространяет это имя ни на роксолан, ни на другие родственные аланам племена (аорсы, сираки, языги), не говоря уже о других этнических единицах.
Для Иосифа Флавия аланы - это часть скифов, живущая вокруг Дона и Азовского моря. Несмотря на то, что Иосиф Флавий ничего не говорит конкретно об отношении алан к другим народам Северного Кавказа, т. е. о содержании этнонима «аланы», хотя он и упоминает гениохов, колхов, племя тавров, скифов, боспорцев и живущие вокруг Понта и Меотиды народы, что само по себе уже противоречит якобы собирательному характеру этого наименования, нет никаких оснований утверждать, что древнееврейский историк употреблял имя алан как собирательный термин.
Автор: Humarty    Просмотров: 2279 | Комментировать | Читать дальше
««« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14 »»»

Популярное
» Ювелирный магазин
» Когда появилась сертификация по стандарту ISO 9001?
» Самые модные шторы
» Великолепие и уют домашнего очага в электрокамине Dimpl ...
» Шевроны и нашивки

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Декабрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив
Декабрь 2014 (3)
Ноябрь 2014 (2)
Март 2013 (2)
Октябрь 2012 (4)
Сентябрь 2012 (2)
Август 2012 (3)

Реклама