.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Современная зарубежная историография
После Великой Октябрьской социалистической революции продолжается изучение истории алан и за рубежом. Современная буржуазная историография не внесла что-нибудь принципиально нового в изучение происхождения осетинского народа, хотя по частным вопросам истории алан-осетин ею проделана определенная работа. Особенно заметны успехи зарубежных исследователей в области изучения осетинского языка и нартского эпоса.

Отдельные замечания по истории алан-осетин мы находим в работах О. Везендонка, Теггарта, В. Минорского, Менчен-Хелфена, Дворника и других. Их решения частных вопросов истории алан, поскольку они связаны с темой нашего исследования, рассматриваются в соответствующих разделах данной работы. Этот раздел можно было бы, безусловно, расширить, ибо исследователи, занимающиеся древней историей нашей страны, так или иначе, сталкиваются с аланской проблемой. Однако, учитывая рамки данной работы, нам представляется целесообразным опустить их рассмотрение и осветить лишь наиболее важные проблемы, разрабатываемые за рубежом.

Из числа зарубежных исследователей, занимающихся нартским эпосом, следует назвать, в первую очередь, французского ученого Ж. Дюмезиля. Его работы по этой проблеме представляют большой вклад в изучение осетинского нартского эпоса.

На основе лингвистических данных решает вопрос о происхождении асов-осетин известный английский языковед Бэйли. По мнению Бэйли, предки современных осетин говорили на языке, столь близком по своему словарному составу, морфологии и синтаксису языку хорезийцев, согдийцев, хотанцев и современных носителей языка пашто в Афганистане, что необходимо предположить определенный период лингвистического сопротивления этих народов. Этот период Бэйли относит приблизительно к III в. до н.э. В своей работе «Асика» Бейли идентифицирует асов-осетин с асиями-асианами Страбона и Трога и возводит имя асов к asya. Однако затем Бэйли отказался от предложенной им этимологии и пришел к выводу, что этноним, предложенный в «Асике», является мало удовлетворительным, так как «более вероятной является форма арсиа, т. е. имя аорсов-арси».

Работы Бейли имеют, безусловно, важное значение как для изучения истории осетинского языка в целом, так и для установления языковых связей осетин с древними ираноязычными племенами Средней Азии, в частности. Однако решение вопроса происхождения осетин лишь на основе этнонимического анализа, причем, только в аспекте среднеазиатских связей, без учета роли скифо-сарматских племен юго-востока Европы и кавказского субстрата, не может быть, конечно, положительно решен.

Большое значение для выяснения ираноязычных связей осетин имеет работа чехословацкого ученого Л. Згусты «Собственные имена греческих городов Северного Причерноморья». В этом исследовании автор на основании фонетических соответствии устанавливает языковую связь скифского и сарматского диалектов скифо-сарматского языка и говорит о генетической связи осетин с сарматами. По его мнению, древнеосетинский язык был наречием сарматского диалекта скифо-сарматского языка. Работа Згусты является достойным продолжением исследований В. Ф. Миллера, Мюлленхоффа, В. И. Абаева и других в этой области.

Из числа других зарубежных исследований по истории осетинского языка следует назвать также монографию французского исследователя Е. Бенвениста и ряд отдельных статей И. Гершевича, Е. Гендерсон и др.

Много места занимают вопросы истории алан в трудах американского историка Г. Вернадского по древней истории России. Следует отметить, что общесоциологические выводы Г. Вернадского довольно спорны, противоречивы, а иногда и просто ошибочны. Эта сторона его работ получила соответствующую оценку со стороны советских историков. Вместе с тем в работах Г. Вернадского содержится довольно богатый фактический материал, освещающий различные стороны аланских племен, в особенности их участие в «великом переселении народов» и их роль в судьбах Восточной Европы.

Касаясь этого вопроса, Г. Вернадский в статье, посвященной происхождению алан, пишет следующее:
«Аланы, иранский народ сарматской группы, потомками которых являются осетины, играли очень важную роль в изменении истории средиземноморского мира в течение первых пяти веков н.э.».
С этих позиций и решает автор многие проблемные вопросы древней и средневековой истории алан. Ему принадлежит также ряд статей по истории алано-славянских этнических взаимоотношений, осетинскому нартскому эпосу и др. Этногенез осетин представляется им как результат смешения алан с местными кавказскими племенами. Хотя истории алан-осетин Г. Вернадский уделяет большое внимание, нередко преувеличивая их роль в прошлом, тем не менее, в решение вопроса о происхождении осетин он не внес ничего нового.

Особняком стоит точка зрения венгерского ученого Я. Харматта, высказанная им в статье о языке иранских племен Южной России. Автор подвергает сомнению некоторые основные положения сравнительно-исторического языкознания, в первую очередь, теорию «родословного древа», и с этих позиций оспаривает преемственную связь осетинского языка с языком сарматов и алан.

Харматта пишет, что исследование причерноморских греческих надписей и иранских имен, сохранившихся в классических источниках, ясно показывает, что уже в первых веках нашей эры язык иранских племен, населявших степи Восточной Европы, никоим образом не был единым. «Фонетические различия, проявлявшиеся в этих именах, доказывают, что эти племена говорили на различных диалектах, очевидно связанных с природой их племенного деления». Исходя из диалектных различий иранских племен Причерноморья, Харматта заявляет, что не только простая идентичность языка сарматов, алан и современных осетин не является возможным предположением, но что между этими языками даже невозможно якобы провести прямую генетическую связь. По его мнению, ни сарматский, ни аланский языки не могут просто рассматриваться как древнеосетинский.

Следует заметить, что наличие диалектных различий между иранскими племенами юга России доказывать не приходится, так как это обстоятельство принималось во внимание всеми исследователями. Если даже современный осетинский делится на два сильно различающихся диалекта, то странно было бы ожидать полной языковой однородности скифо-сарматских племен Южной России. Как отмечает, В. И. Абаев, говоря об иранской речи Северного Причерноморья, само собой разумеется, что эта речь дробилась на множество разновидностей. Но вместе с тем «у них был целый ряд общих черт, которые противопоставляли их остальным иранским наречиям и которые позволяют рассматривать все скифо-сарматские говоры как одно лингвистическое целое».

Не являясь специалистом в области иранского языкознания, трудно, конечно, судить о правомерности тех или иных лингвистических построений Харматта. Отметим лишь, что разбор конкретного языкового материала не получил признания у специалистов. В. И. Абаев, называя в целом работу Харматта неубедительной, пишет, что в материале, приводимом венгерским ученым, «нет ни одного факта, который опровергал бы преемственную связь осетинского языка со скифо-сарматской группой иранских языков».

Что касается привлекаемого Харматта исторического материала, то он также не подкрепляет его точку зрения. Харматта решает вопрос этногенеза осетин лишь на основе материала из Северного Причерноморья, полностью упуская из вида конкретные условия Северного Кавказа, где собственно и происходило формирование осетинского этноса. К тому же, автор, как правило, опирается на труды тех исследователей, которые отмечали восточноиранские связи осетин (Андреас, Шарпентье, Менчен-Хелфен, Бэйли), в частности, пребывание аорсов (алан) в Приаралье. Однако это обстоятельство не только не является доказательством отсутствия преемственной связи осетин с аланами и сарматами, но, наоборот, подкрепляет эту точку зрения, ибо этническая связь между ираноязычными племенами Приаралья и юго-востока Европы совершенно очевидна.

Придавая решающее значение восточноиранским связям осетин, Харматта игнорирует связь осетин со скифо-сарматскими племенами Северного Кавказа и Причерноморья и не учитывает связей последних с ираноязычными племенами Средней Азии. Поэтому решение вопроса происхождения осетин носит у него односторонний характер и не получает удовлетворительного разрешения.




Источник:Аланы и вопросы этногенеза осетин.Ю.С.Гаглойти




Каталог сайтов




Конечно, после развода каждый из супругов хочет остаться с крышей над головой и решение такого вопроса как раздел квартиры в суде стоит очень остро. Решить этот вопрос можно и в добровольном порядке. Но если соглашения о разделе не достичь, то вы имеете право на подачу иска в суд. Раздел квартиры будет осуществляться по общим правилам, которые предусмотрены законом.
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама