.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Вопрос о появлении в письменных источниках этнонима «Аланы» и его решение в исторической литературе
Вопрос о появлении в письменных источниках этнонима «Аланы» и его решение в исторической литературеВ письменных источниках по Северному Причерноморью и Северному Кавказу этническое наименование «аланы» появляется в первом в. н. э. в царствование императора Нерона. Впервые это племенное название встречается у знаменитого философа и поэта Луция Аннея Сенеки (последние годы до н.э. - 65 г. н.э.) и у известного поэта Марка Аннея Лукана (39-65 гг. н.э.).

Сенека знает алан в Северном Причерноморье, характеризуя их как племя, совершавшее набеги на дунайские провинции Римской империи:
«...Истр, представляющий пути к бегству диким аланам...» Лукан же помещает алан на Кавказе, называя их в числе племен, с которыми сталкивался римский военачальник Гней Помпей во время своего похода в Закавказье в 65 г. до н.э. Лукан вкладывает в уста Помпея следующие слова, обращенные к парфянам: «...если я в то время, как стремился к Каспийским запорам и преследовал суровых и вечно воинственных аланов, предоставил вам, парфяне, широко разбегаться по ахеменским равнинам и никогда не загонял робких, в безопасный Вавилон».

Наряду с Сенекой и Луканом, имя алан в первом веке н.э. встречается также у таких античных писателей, как, автор «Естественной истории» Плиний Старший, древнееврейский историк Иосиф Флавий, эпический поэт Валерий Фланк.
Плиний (23-79 гг. н.э.), так же как и Сенека, знает алан в Северном Причерноморье, помещая их вместе с роксоланами на берегу Истра (Дуная). Иосиф Флавий (1 в. н.э.) называет племя алан скифами, живущими вокруг Танаиса (Дона) и Меотийского озера (Азовского моря), и отмечает их участие в (войнах 35 и 72 гг. в Закавказье. Валерий Флакк (вторая половина 1 в. н.э.) локализует алан в соседстве с североколхидским племенем гениохов, т. е. в непосредственной близости от территории современной Абхазии.

Почти одновременно с Восточной Европой этноним «аланы» появляется и в Средней Азии. Китайская «История младшего дома Хань» (Хоуханьшу), охватывающая период с 25 по 265 гг. н. э. сообщает, что владение Яньцай, локализуемое в аралокаспийских степях, переименовалось в Аланья.

Таким образом, племенное название алан в 1 в. н. э. появляется приблизительно в одно и тоже время в Приаралье, на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье. Исходя из этого, нам кажется, что проблему появления алан на Северном Кавказе следует решать в тесной связи с появлением алан в Северном Причерноморье.

Если вопрос о появлении алан в Северном Причерноморье, по крайней мере, с 1 в. н. э. не ставится под сомнение, то вопрос о появлении алан на Кавказе решается по-разному, причем реальность пребывания алан на Северном Кавказе в 1 в. н. э. многие исследователи оспаривают. Между тем, вопрос о времени и условиях появления алан на Северном Кавказе является, пожалуй, одним из наиболее важных в аланской проблеме. Почти все исследователи истории алан ставили этот вопрос, решая его в зависимости от своих взглядов на аланскую проблему в делом. Появление этнонима «аланы» в письменных источниках, соотношение между аланами и осетинами, связь алан с ираноязычными скифо-сарматскими племенами юго-восточной Европы и Средней Азии, отношение алан к другим народностям Северного Кавказа - вот тот основной круг вопросов, исходя из которых и решалась эта проблема. Однако большей частью на первый план выдвигался один из этих вопросов, что не могло не приводить к его одностороннему освещению. Между тем, лишь рассмотрение всех сторон этой интересной и важной проблемы в неразрывной связи друг с другом может привести к ее правильному разрешению. Ее решение поможет уточнить и решить многие узловые вопросы древней истории народов Северного Кавказа, и, в первую очередь, происхождение осетин, генетическая связь которых с аланами совершенно очевидна.

Ю. Клапрот, одним из первых высказавший положение о генетической связи осетин с аланами и асами (ясами) средневековья, появление осетин на Северном Кавказе связывал с сообщением Диодора Сицилийского о переселении скифскими царями в VII в. до н. э. из Мидии племени савроматов, основавшихся на Танаисе, которых он отождествлял с осетинами.

В. Сан-Мартэн полагал, что аланы на Северном Кавказе появились в результате переселения из северо-западной Согдианы и побережья Аральского моря, которое, по его мнению, протекало в период с 1 в. н. э. по III в. н. э. При этом Сен-Мартэн, как указывалось выше, рассматривал осетин и алан как два различных народа, несмотря на общность происхождения, обладание общим именем асов, сходство языка и физического типа, несмотря на то, что в определенную эпоху князья Осетии были вынуждены признать верховенство царя алан. Он утверждал также, что осетины, якобы, переселились на Кавказ через южное побережье Каспийского моря, Азербайджан и долину Аракса, относя это событие приблизительно к VII в. до н. э.

Положение об этнической близости осетин и алан и в то же время характеристика их, как двух частей одной и той же этнической группы, различными путями переселившихся на Северный Кавказ, уже в новое время в несколько видоизмененном виде защищал шведский исследователь Э. Шарпентье.

Появление алан в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе Э. Шарпентье относит к 1 в. н. э. При этом он опирается на сведения Сенеки и Лукана, отмечая, что это были первые западные авторы, у которых встречается имя алан.

«Первыми в черноморских степях появились языги, за ними последовали роксоланы, затем сираки и аорсы. Последними пришельцами были аланы». Этой схеме движения сарматских племен противоречит хотя бы тот факт, что сам Вернадский связывает алан с роксоланами, называя последних: «светлыми аланами». Но если признать, что роксоланы - это аланы, то из этого следует, что их появление в степях Южной России нужно датировать не позже II в. до н. э.

К последним вв. до н. э. относят появление алан в Восточной Европе О. Менчен-Хелфен и Ф. Теггарт.

В советской исторической литературе вопрос о времени и условиях появления алан на Северном Кавказе также решается по разному, в зависимости от взглядов исследователей на аланскую проблему в целом.

В. В. Бартольд, опираясь на тот факт, что племенное название алан начинает фигурировать в западных источниках лишь в первом в. н. э., относит появление алан в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе приблизительно к этому же времени. Появление алан в этих областях В. В. Бартольд связывал с их переселением из Средней Азии.

На древность аланского этнического элемента в степях Северного Причерноморья и Предкавказья в своих работах по скифо-сарматской археологии обращает внимание Б. Н. Граков. В то же время, история алан рассматривается им в тесной связи с историей скифов и сарматов.

К. Ф. Смирнов, касаясь появления племенного названия алан, справедливо отмечает, что не позднее конца 1 в. н. э. аланы, издавна жившие на территории обширного аорского союза, начинают осуществлять свою гегемонию над сарматскими племенами Подонья, Поволжья и центральных районов Северного Кавказа. «На территории основной Сарматии, т. е. азиатской, дело шло не столько о большой волне передвижений, сколько о политической перегруппировке, приведшей к усилению северокавказских и волгодонских сарматских племен».

Н. Я. Мерперт, разбирая вопрос о происхождении аланской культуры, пишет, что в Салтове встречается наиболее поздний и развитый вид того погребального сооружения, которое «бытовало у сармато-аланских племен, начиная с первых веков нашей эры; начало же этой погребальной традиции восходит к значительно более раннему времени, к раннескифской эпохе». На основании анализа погребального инвентаря Салтовского могильника он приходит к заключению о том, что «весь массовый инвентарь, все основные категории вещей продолжают собой традиции местного ремесла, уходящего своими корнями, по крайней мере, в сарматскую эпоху».

В. Ф. Гайдукевич считает, что родственные сарматам аланы влились в районы Подонья и Северного Кавказа в начале н. э.

По мнению автора, аланы только в 50-60 годах 1 в н. э. выдвинулись как вполне реальная сила в Северном Причерноморье и возглавили вскоре союз сарматских племен восточного Приазовья и Северного Кавказа. Однако В. Ф. Гайдукевич не говорит о том, откуда влились аланы в районы Подонья и Кавказа и с чем было связано это событие. Хотя автор и относит появление алан в этих районах к I в. н. э., однако в то же время он называет аорсов и сираков алано-сарматскими племенами, вольно или невольно подчеркивая тем самым генетическую связь алан с ними.

И. Г. Нечаева, опираясь на сообщения древних авторов о массагетском происхождении алан и данные о распространении катакомбных погребений в первых вв. н.э. считает, что археологический материал катакомбных могильников Предкавказья, Прикубанья и отчасти Донетчины, из которых наиболее ранние дотируются I в. н. э., позволяет определить дату появления алан в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе этим временем. Появление алан в этих районах Нечаева склонна связывать с их переселением из областей расселения массагетских племен Средней Азии. Специально разбирает вопрос о времени и условиях появления алан на Северном Кавказе В. Б. Виноградов. Датируя на основании письменных источников (Лукан, Сенека) появление алан на Северном Кавказе серединой I в. н.э., В. Б. Виноградов считает их выходцами из аорской конфедерации племен, полагая, что на Кавказ они пришли как часть аорсов. По его мнению, их появление в Центральном Предкавказье, где он локализует сираков, могло произойти лишь «в результате энергичных военных действий, в -которых они опирались на помощь своих северокаспийских союзников и сородичей аорсов, роксолан и др.». Условия, которые способствовали появлению и закреплению здесь алан, «сложились после сирако-аорской войны 49 г. н. э. Мы полагаем, что победа аорсов и возвестила о появлении в Центральном Предкавказье аланских племен - части аорского союза».

Отнесение алан к аорсам нам представляется обоснованным, однако, если аланы появились на Северном Кавказе лишь благодаря победе аорсов над сираками, то спрашивается - куда делись аорсы и почему они уступили позиции в этом районе аланам? И другое - почему именно после победы над сираками исчезает имя самих победителей? На эти вопросы концепция В. Б. Виноградова не дает ответа. Если учесть, что письменные источники ничего не говорят ни о приходе алан на Северный Кавказ, констатируя лишь факт появления нового этнического наименования для этого района, и об уходе отсюда аорсов, отмечая лишь исчезновение этого названия, то нельзя не прийти к выводу, что между аорсами и аланами лежит более глубокая связь, чем просто между двумя одновременно существовавшими родственными племенами.

Признание принадлежности алан к аорсам, независимо от того, были ли аланы идентичны аорсам или составляли часть последних, с неизбежностью ведет к выводу о том, что аланы в лице аорсов были на Северном Кавказе. Однако, этот напрашивающийся вывод В. Б. Виноградов не сделал. В этом отношении он полностью примыкает к Е. Тойблеру, хотя и критикует последнего за то, что, пытаясь сопоставить появление алан на Северном Кавказе с передвижениями сираков и аорсов в I в. н. э., Е. Тойблер, не располагавший «проверенными археологическими данными не смог удовлетворительно решить вопрос». Между тем, Тойблер также считал, что аланы на Северном Кавказе появились как часть аорсов. Таким образом, основную массу исследователей данного вопроса можно разделить на две группы: та часть исследователей, которая рассматривает алан в генетической связи с предшествующим скифо-сарматским населением, так или иначе относит появление алан в Причерноморье и на Северном Кавказе до начала н. э., те же исследователи, которые связывают появление алан в этих районах с появлением самого этнонима, относят это событие к первому или первым векам н. э. Другими словами, вопрос заключается в том, является ли появление имени алан в письменных источниках по Северному Кавказу доказательством появления новой этнической группы в результате переселения именно с появлением здесь этого имени или в основе этого события лежит другой процесс.







Источник:Аланы и вопросы этногенеза осетин.Ю.С.Гаглойти







Каталог сайтов Всего.RU



Вопрос о появлении в письменных источниках этнонима «Аланы» и его решение в исторической литературе

Размещайтесь в белый каталог сайтов, и закажите фотообои на стену и тюремные татуировки

Поисковая система Саратова
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама