|
|
|
На Украине пока не найдено никаких археологических останков, которые можно было бы с уверенностью приписать « савроматам» или языгам; их следует искать среди захоронений, относящихся к поздней скифской культуре. Племена, перешедшие через Днепр в IV веке до н.э., не могли принадлежать прохоровской культуре, которая, как принято считать, была общей для всех ранних сарматов, поскольку в этот период прохоровская культура была на этапе формирования. Различия между сарматским племенем савроматов и скифами, чьи земли они захватили, не столь существенны. Поэтому по имеющимся останкам трудно установить, принадлежали они пришельцам или коренным скифам. Поэтому мы можем посчитать, что степные курганные могильники позднего скифского периода принадлежали племенам, в которых пришельцы - сарматы (савроматы) - смешались с местными скифами, и, возможно, языгам. Восточный характер позднескифских захоронений в низовьях Днепра подчеркивается несколькими исследователями, которые связывают это явление с притоком сарматских и северокавказских элементов. То же самое можно сказать о захоронениях этого времени на реке Молочной и нескольких курганных могильниках к югу от Киева, с востока и запада от Днепра в его среднем течении. Их конструкция и погребальный инвентарь содержат несколько восточных (Урал и Западная Сибирь) элементов, ранее неизвестных в Скифии. Восточные элементы присутствуют и в погребальном обряде. Все эти черты появились на рубеже IV века до н.э., во время вторжения сарматов в Скифию, зафиксированного в древних источниках.
|
|
|
|
|
|
|
Начало нового периода ознаменовалось расторжением мирного договора и участием сарматов в Маркоманских войнах (166-172, 177-180 гг.) в качестве одного из основных противников Рима. Их усилия теперь были направлены на запад, против Паннонии; сообщается лишь об одном сарматском вторжении в Трансильванию (167 г.), когда римляне были вынуждены временно покинуть дакийские золотые копи. В 169 году сарматы перешли через Дунай и вторглись в Паннонию, но потерпели сокрушительное поражение от Марка Аврелия. У Диона Кассия мы находим яркое описание сражения на льду замерзшего Дуная. Мир был заключен только в 175 году, после чего Марк Аврелий принял титул Сарматский, и в честь его победы была отчеканена имперская монета. Условия мира были очень суровы для сарматов: им предписывалось не приближаться к Дунаю и выделить 8000 всадников для римской армии, из которых 5500 были отправлены в Британию. Остальные были размещены на северных границах в отрядах численностью по 500 человек, и на сегодняшний момент обнаружено четыре участка, где сохранились их следы. В Честере - римской крепости на Адриановом валу - были найдены шоры из экипировки лошади катафракта и множество бусин, типичных для венгерских сарматов. Сарматский отряд в крепости Морбий упоминается в Списке почетных должностей (Notitia Dignitatum), а в древней крепости Бреметеннак у Рибчестера, рядом с Ланкастером, были найдены записи о сарматском конном отряде из 500 человек. Наконец, с пребыванием сарматов в Британии связывают стелу из Честера с выгравированным на ней рельефом скачущего всадника.
|
|
|
|
|
|
|
Изменения в политической обстановке, произошедшие в начале II века до н.э., открывают среднесарматский период, нашедший свое археологическое отражение в сусловской культуре. Это был период взаимного проникновения культур, хотя отчетливое разделение между двумя основными группами - оренбургской на севере и междуречья Волги-Урала на юге - по-прежнему сохраняется. Справедливости ради надо отметить, что не существует непосредственной связи между этими двумя группами и двумя ветвями прохоровской культуры раннесарматского периода. Оренбургская группа расширяла свою территорию на восток от Волги, в районе Саратова до Оренбурга и Орска; территория южной группы (аорсов) распространялась от низовьев Волги в районе Волгограда и Астрахани, до нижнего течения Урала. Внутри этих двух больших групп можно также различить более мелкие региональные деления. В северной группе отчетливо видна разница между западной подгруппой, жившей в районе Волги, и восточной - обитателями оренбургских степей. В южной ветви сусловской культуры (названной так по группе курганных могильников рядом с селом Суслы на Волге) имеются свои особенности. Некоторые поселения и плоские могильники в низовьях Дона можно также отнести к этой ветви. Для южной ветви характерны курганы, содержащие до 100 вторичных захоронений, служившие кладбищем для одной семьи или клана. Тут встречаются все разновидности захоронений, существовавшие в данной области в раннесарматский период, но самый частый тип - могильная яма с нишей или «катакомбой».
|
|
|
|
|
|
|
Археологические данные заставляют предположить, что западные аланы (возможно, это были анты) распространились на территорию современной Польши, где они представлены как отдельная ветвь. В первых веках нашей эры Польшу заняли славянские народы пшеворской культуры, но в начале III века их культура подверглась существенным изменениям. Вместе с характерными сарматскими завитковыми фибулами с «ножкой, загнутой вверх» и железными наконечниками для копий, на которых серебром инкрустированы тамги, вдруг стала появляться гончарная керамика понтийского (дакского) происхождения. Богатые захоронения, которые до тех пор не были известны в пшеворской культуре, очевидно, были могилами правителей, по всей видимости, завоевавших страну незадолго до этого. Самое известное из них находится около Сакрау, в Силезии. Среди погребального инвентаря было найдено множество предметов, произведенных в Северном Причерноморье, и пряжки для ремней сарматского типа. Чем вызваны эти изменения? Документальные свидетельства (особенно тамги) указывают на антов Бессарабии или, возможно, на другой западноаланский народ - аорсов, которые восприняли элементы боспорской культуры за время их проживания в степях Северного Причерноморья бок о бок с Боспорским царством в I и II веках н.э. О присутствии сарматов в Польше упоминается в Лангобардских хрониках VI века (Origo Gentis Langobardorum), в которых описывается путешествие лангобардов с их исконных земель в низовьях Эльбы в район среднего течения Дуная, в ходе которого им пришлось с боем пробиваться через Антаиб - земли антов. Существует множество интерпретаций, но наиболее правдоподобной представляется гипотеза Ф. Дворника о том, что территория антов включала Силезию и Малую Польшу, через которую лангобарды прошли по пути на юг.
|
|
|
|
|
|
|
Продлившаяся почти два века эра скифо-сарматского процветания подошла к концу. В окрестностях Каменского городища не было обнаружено никаких царских захоронений, датируемых позднее второй половины III века. Скифы (скифо-сарматы) были вынуждены покинуть свое поселение в начале II века до н.э. Под давлением родственных сарматских племен, обитавших к востоку от Дона, а именно роксоланов, скифо-сарматские правители оставили территории к востоку от Днепра. Некоторые из их подданных отступили на запад, но их главным убежищем стал Крым. Там возникла страна, известная теперь как Тавроскифская, или Крымское царство скифов. Население нового царства состояло из скифов, сарматов и тавров, с примесью греческих элементов. Помимо контроля над Крымом как таковым, крымские цари сохранили власть над узкой полоской степи, окружающей устья Днепра и Южного Буга вокруг Ольвии.
|
|
|
|
|
|
|
Сираки, жившие в долине реки Кубани, по-видимому, были единственным сарматским народом, все еще остававшимся на своих исконных землях к концу раннесарматского периода. Они были немногочисленны. Страбон пишет, что в 66-63 годах до н. э. их царь имел в своем распоряжении 20 тысяч всадников, в то время как царь аорсов Спадин, который был его северным соседом, - 200 тысяч. Территория сираков граничила с Боспорским царством, и его правители часто впутывали их в свои внутренние дела. Во время династических конфликтов, произошедших в 49 году н.э., царь сираков Зорсин поддержал Митридата VIII, праправнука Митридата VI Евпатора, против его сводного брата Котиса, вступившего в союз с Римом. Произошло несколько сражений, в которых (на стороне Рима) участвовали также аорсы. В конце концов Митридат и сираки были разбиты. Чтобы спасти свое наследственное царство, Зорсин попросил мира и согласился платить дань Риму. До нас не дошло больше никаких письменных сведений о сираках, но тот факт, что до конца II века их царство все еще существовало, подтверждается надписью, найденной в городе Танаисе, сообщающей о победе боспорцев над сираками в 193 году. Годы с 49 по 193 были, вероятно, относительно мирными.
|
|
|
|
|
|
|
В Румынии к востоку от Карпат известно около тридцати мест, где были обнаружены археологические останки нескольких различных сарматских групп. На равнине Восточной Валахии и в Южной Молдавии сарматские захоронения являются как групповыми, так и одиночными. Погребальный инвентарь включает бусы, броши, маленькие бронзовые зеркала с отверстием в ручке (часть их украшена тамгами), иногда железные мечи и один или два глиняных сосуда. По своему характеру эти погребения соответствуют началу позднего сарматского периода на Украине - подобные же предметы погребального инвентаря, датируемые II и III веками, находили в курганах около реки Молочной. Поэтому вполне вероятно, что румынские захоронения, которые связывали с роксоланами, принадлежат скорее восточным аланам, которые, придя на эти земли, смешались с роксоланами и растворились среди них. В пользу такого предположения говорит наличие деформированных черепов в нескольких могилах. Останки сарматов также были найдены в поселениях и на кладбищах (захоронения преимущественно в погребальных урнах после кремации) культуры Килиа-Поенешти, распространенной в предгорьях Карпат на юге Молдавии и в Валахии. Народы, составлявшие ее, вероятно, изначально были дако-гетами или карпами. Среди предметов погребального инвентаря - типичные для сарматской культуры бусы, бронзовые зеркала, часто разбитые в соответствии с сарматским ритуалом, небольшие бронзовые колокольчики и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
Положение на западе Северного Причерноморья в конце III - IV веке было очень запутанным. В междуречье Днепра и Днестра не найдено никаких сарматских памятников этого периода. Западные аланы, по всей видимости, отошли под давлением готов на юг и/или на запад. Археологические данные указывают на то, что часть сарматских племен остановилась в Восточной Валахии, но большинство их осело в северной половине Бессарабии и прилегающих районах Молдовы по обоим берегам реки Прут. Из того, что авторы того времени именуют эти земли Аланией, а Прут - «Аланской рекой» (Alanus fluvius), мы можем сделать вывод, что они подчинили себе местное, гетское, население, хотя при этом они, вероятно, находились в вассальной зависимости от готов. Множество топонимов с корнем «яс», включая крупный молдавский город Яссы, заставляет предположить, что это была ветвь восточных аланов - аорсы, ясы или птолемеевские асайи. Мы можем также отождествить их с антами, чье присутствие в регионе подтверждается письменными источниками IV века; они оставались здесь вплоть до VI века, хотя к тому времени в результате ассимиляции стали известны как славянский, а не сарматский народ.
|
|
|
|
|
|
|
Сарматские археологические находки в Северном Причерноморье до сих пор недостаточно исследованы. На востоке, в степи между Доном и Днепром, было обнаружено большое количество богато обставленных царских или княжеских курганных захоронений, обычно неправильно именуемых кладами. Вероятно, они свидетельствуют о переселении аросов/антов. Они были найдены около Воронежа, в станице Мигульской и в других местах, но самое известное захоронение - курган Хохлач в окрестностях Новочеркасска, получивший название «Новочеркасский клад». В нем похоронена женщина, по всей видимости, царица или вождь племени. В погребальном инвентаре обнаружено не меньше тринадцати золотых предметов, выполненных преимущественно в зооморфном стиле и/или украшенных бирюзой, аметистами, кораллами, включая браслеты, шкатулки и кувшины, а также диадему и фиал для благовоний. Ручка одного из золотых кувшинов выполнена в характерной сарматской зооморфной манере. К одежде и головному убору пришито несколько сотен мелких золотых бляшек с тисненым рисунком. На культуру правящего класса аорсов оказало сильное влияние иберийское (закавказское) и боспорское искусство, основной составляющей которого были греческие элементы. Также отчетливо различимы черты, свойственные древней памирской культуре и унаследованные, при посредстве прохоровской культуры, культурой раннего сарматского периода, что указывает на сохранение древних традиций в сарматском обществе. Особый интерес представляет декоративный стиль некоторых предметов, в частности золотой диадемы из кургана Хохлач: изображенные на ней фигуры оленей очень напоминают древний скифский стиль, который к тому времени почти полностью исчез в Европе. Но традиция, по всей видимости, продолжилась где-то в Сибири, на границе степной и лесостепной зон; ее возрождение в Европе, очевидно, связано с переселением сюда группы сарматов, чьи предки жили к востоку от Урала.
|
|
|
|
|
|
|
Господство аорсов в степном поясе Азии и Европы закончилось к середине I века н.э. Китайские хроники династии Поздней Хань (26-211 гг.) сообщают, что антсай (аорсы) взяли себе новое имя «ал-лан-ай» (аланы), и это заставляет предположить, что они утратили свое главенствующее положение среди восточных сарматов, уступив его аланам. Название «аорсы» перестало упоминаться в письменных источниках, и вместо него мы встречаем у древних авторах свидетельства о неких «аланорсах», «западных» или «белых» аланах. Этим именем они, вероятно, называли ветвь аорсов, покоренную аланами. В 68 г. аланы были отмечены в окрестностях Азовского моря, и за их появлением последовало строительство укреплений вокруг Танаиса. К началу II века они стали хозяевами в районах, принадлежавших до этого аорсам, и на большей части сакской территории. Некоторая часть аорсов переселилась на запад, другие признали господство аланов и, смешавшись с пришельцами, растворились среди них. Часть сираков, по-видимому, тоже отступила на запад, но большинство осталось на прежней территории, покорившись аланам, а затем завоевавшим их готам. Продвижение восточных аланов на западный берег Дона, вероятно, сдерживалось отошедшими за Дон аорсами, и поэтому их дальнейшее продвижение проходило в южном направлении. В 73-74 годах они сделали попытку завоевать Парфию, наступая вдоль восточного побережья Каспия, но это им не удалось. Около 123 года они вторглись на территорию Римской империи в Северо-Восточной Азии, но были отброшены войсками наместника Флавия Арриана. Еще одно наступление на юге было предпринято ими в 133 году. Иудейский историк Иосиф Флавий (37-95 гг.) оставил нам отчет об одном из таких набегов аланских племен на земли современного Азербайджана и Армении в I веке.
|
|
|
|
|
|
|
Календарь |
|
|
|
« Ноябрь 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|
|
|
|
|