.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Взаимодействие номадов и аборигенов
Взаимодействие номадов и аборигеновОсвоение сарматами Северного Кавказа имело много общих черт с предшествовавшим аналогичным процессом периода появления в регионе скифов. Видимо, мы имеем дело с закономерными явлениями, сопровождавшими сам ход обретения кочевниками новых земель для своего постоянного проживания. Если пустующие земли просто мирно включались в места кочевок, то проникновение в земледельческие области могло носить характер военного завоевания, имеющего целью распространение на захваченных территориях своего военно-политического господства. В результате многие земледельческие центры подвергались разорению, часть местного населения уничтожалась или вынуждена была покидать места своего прежнего проживания. Оставшиеся представители аборигенов попадали в данническую зависимость. Однако следует учитывать, что выплачиваемая кочевникам дань носила достаточно ограниченный характер, определяясь, долей необходимого для удовлетворения ежедневных потребностей. Лишь в случае отказа от выплаты такой дани кочевники могли прибегать к насилию. Военный потенциал и агрессивность кочевников подпитывались постоянными миграциями с востока новых группировок. В результате сарматские набеги распространялись на Закавказье и в Северное Причерноморье.

Видимо, какие-то воспоминания об исторических сарматах своеобразным образом сохранились у некоторых кавказских народов. Некоторые исследователи полагают, что нахская лексема «ц1аьрмат», обозначавшая опасных чужеземцев, уродливых и страшных, связана своим происхождением с периодом вторжения сарматов на Северный Кавказ. Возможно, отношение к сарматам отразилось и в имени чудовищного змея Сармака из фольклора нахских народов. Более благожелательное значение вкладывалось в слово «шармат» адыгскими народами, у которых существовали представления и о происхождении некоторых фамилий от сарматов, почему они и носили название «шармат». Отмечается и грузинская лексема «цармарти» — «язычник». Осетинские (дигорские) сказители Мартовского эпоса называли первыми жителями в их земле «сармента из Крыма». Термин «сермента» использовался для обозначения всадников кабардинского князя Кайтукова и образно переводился как «опричники». Имя Сармат относится к традиционной осетинской ономастике.

Как полагают исследователи, закреплению сарматов на новых землях способствовали не только их значительный военный потенциал, но и долгое вхождение региона в области кочевий скифов и савроматов. Несомненно, складывавшиеся на Северном Кавказе сарматские родоплеменные объединения включили в свой состав, прежде всего, этнически родственные им местные группировки. Со временем эти объединения оказывались и наследниками истории предшествовавших им местных номадов. На Северном Кавказе к тому периоду в результате смешения кочевников скифо-савроматского круга с автохтонами оформились различные новые этнообразования, что должно было ускорить сближение с ними сарматов. В части меотского общества в связи с появлением сарматов произошло сложение нового общества на основе социальной дифференциации, когда кочевники заняли место военной знати. Впоследствии здесь наблюдаются процессы межэтнической интеграции. Материалы Ханкальского 2 городища демонстрируют принятие местной знатью сарматского погребального обряда, что противопоставляла их рядовому позднекобанскому населению. Исследования Моздокского и Таркинского могильников указывают на значительную сарматизацию местного населения.

Освоившиеся на новых землях сарматы постепенно начинают переходить к полуоседлому и оседлому образу жизни. Вместе с тем, следует учитывать, что, по мнению многих специалистов, сарматские группы еще в Южном Приуралье имели свои участки с достаточно ограниченным радиусом передвижения. Часть их могла вообще постоянно проживать на зимниках. Аналогичная ситуация, вероятно, складывалась и на Северном Кавказе, что способствовало установлению достаточно тесных и постоянных связей между сарматами и автохтонами. Наблюдаются процессы оседания сарматов, когда их представители проникают как на поселения аборигенов, так и основывают собственные поселения. Как прежде скифы и савроматы, сарматы были жизненно заинтересованы в получении продуктов местного земледелия и ремесла, в сохранении контроля над местным населением и важными военно-торговыми коммуникациями, что обеспечивало не только стабильность существования их общества, но и надежные позиции в периоды вероятных политических или экономических дестабилизаций. Такие условия неминуемо вели к сильным этническим взаимовлияниям, разнонаправленным процессам ассимиляции или межэтнической интеграции. Происходила акультуризация и постепенная интеграция пришельцев в северокавказское сообщество.

В условиях тесного взаимодействия или смешения с местным населением культуры различных сарматских родоплеменных объединений получили свои специфически черты и формы, обретая кавказский облик. Наблюдались, как и прежде, процессы складывания новых этнообразований. Реконструируемое на основании данных археологии активное проникновение кочевников в среду северокавказских автохтонов подтверждается и данными антропологии. По мнению специалистов, там, где наблюдается тенденция к расширению лица и общей матуризованности или тенденции к брахикрании, несомненно, присутствовали процессы проникновения в местную среду сначала скифских, а затем сарматских этнических элементов. По-существу, сарматы продолжили и усилили заложенный скифами и савроматами процесс проникновения и становления на Северном Кавказе соответствующих этнокультурных образований и традиций, которые получили свое окончательное оформление в последующий период, связанный с историей алан.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
Чехлы SGP Samsung Galaxy S6 Edge - чехол с фото на самсунг.;норковая жилетка купить;www.mimar.ru фартук поварской;аренда склад москва