Туаллагов А.А.
Центром формирования сарматской (прохоровской) культуры считается Южный Урал. В целом, сложение здесь культур ранних кочевников, видимо, не было связано с развитием местных культур эпохи бронзы, а явилось результатом миграции с востока гетерогенных объединений номадов из Восточного Туркестана и Монголии в результате климатических и экологических изменений, начавшихся на рубеже II-I тыс. до н.э. Первая волна кон. IX-нач. VIII вв. до н. э. была, главным образом, направлена в горные районы Алтая. Эти события синхронизируются с концом государства Чжоу в 770 г. до н. э. под давлением кочевников Центральной Азии. Как мы помним, именно концепция центральноазиатского импульса лежит в основе и разработок многих исследователей о появление номадов, протоскифов на западе. Продвижение второй волны датируется 2-й пол. VIII в. до н.э. или рубежом VIII-V1I вв. до н.э. Одна группа номадов мигрировала в Приуралье, другая - в Центральный и Северный Казахстан и далее в степи Южного Зауралья. Отдельные небольшие группы кочевников пришли в горные районы Алтая. В Южном Приуралье сложно выделить комплексы Х-VII вв. до н.э. Их очень мало, а материал мало информативен. В то же время в комплексах VII-VI вв. до н.э. отмечаются некоторые черты погребального обряда, восходящие к эпохе бронзы, которые будут присутствовать у южноприуральских кочевников во 2-й пол. VI-V вв. до н.э. В VII-VI вв. до н.э. урало-казахстанские степи входят в тасмолинскую историко-этнографическую общность. Одни кочевники, проводившие зимы на Устюрте, Мангышлаке и в низовьях Аму-Дарьи, летом уходили в районы Южного Приуралья и Приуральской Башкирии. Другие, зимовавшие в районах между Сыр-Дарьей и Балхашем, летом отправлялись в Южное Зауралье. Таким образом, уральские кочевники сохраняли тесные связи с кочевым и полукочевым населением Казахстана, Средней Азии и Алтая.
Во 2-й пол. VI в. до н.э. наблюдается перемещение и перегруппировка кочевого населения Средней Азии, часть которого покидает регион. В результате новые массивы номадов появляются, в том числе, в Южном Приуралье и в Южном Зауралье. Часть кочевников Присарыкамышья переносит места зимних ставок в более западные районы Узбоя и Мангышлака. Осваивается территория Закаспия. Цепь передвижений заставила номадов, кочевавших между западными отрогами Южного Урала и Приаральем передвинуть свои зимовочные кочевья на Устюрт и перенести центры племенного объединения и родовые могильники на север в степи Южного Приуралья. В результате перемещений на Южный Урал различных групп кочевников здесь практически единовременно фиксируется появление памятников их культур. Разнокомпонентность кочевого массива отражается в значительном разнообразии погребального обряда. Начинаются сложные процессы смешения нескольких этнических компонентов, связанных своим происхождением с предшествующими памятниками Присарыкамышья, Приуралья (памятники типа Тагискен, Уйгарак), Средней Сыр-Дарьи, а также, видимо, Казахстана и Алтая.
К V в. до н. э. происходит заселение всего Южного Приуралья и Заволжья. В результате миграций сложились два крупных объединения в Южном Приуралье с центром на р.Илек и в Южном Зауралье с центром в южных районах Челябинской области и на северо-востоке Оренбуржья. Они развивались в тесном взаимодействии. В археологическом плане наблюдается достаточная близость обряда и инвентаря погребений двух регионов. К нач. V в. до н.э. при участии или под влиянием кочевников в зауральско-западносибирской лесостепи складываются гороховская на западе и сарматская на востоке культуры. Вероятно, часть гороховцев переходит к кочевому скотоводству и включается в состав номадов Южного Зауралья. По 2-й пол. V-нач. IV вв. до н.э. на Южном Урале появляются родственные племена из Северного и Северо-Западного Китая, менее масштабные проникновения, которых будут продолжаться и в IV в. до н.э. К кон. V-нач. IV вв. до н.э. начинается ухудшение экологических условий, и происходит миграция зауральских номадов и вошедших в их состав зауральских лесостепных племен в Южное Приуралье. Здесь к кон. IV в. до н.э. произошло окончательное быстрое сложение Прохоровкой культуры. Предполагается, что в состав образовавшегося союза племен в кон. IV или на рубеже IV-III вв. до н.э. включились и мигранты из Центральной Азии - юэчжи. Вместе с тем, значительные изменения в погребальной обрядности и материальной культуре во 2-й пол. IV в. до н.э. у кочевников Южного Урала считают результатом движения на запад родственных племен из Северного и Северо-Западного Китая.
В Приуралье и Восточном Зауралье известны и собственно скифские памятники, представленные как древним периодом, так и временем возвращения скифов из переднеазиатских походов или их миграции с Северного Кавказа. Отмечается влияние на культуру местных кочевников «скифского торгового пути Геродота». Предполагается и возможность переселения какой-то части кочевого населения с Северного Кавказа в Южное Приуралье в сер. VI в. до н.э.
Реконструируемая археологически история сложения сарматского мира находит свое подтверждение и по данным антропологии. Население Южного Урала савроматского времени по комплексу признаков имеет морфологическое сходство с сакскими и усуньскими группами Казахстана и Приаралья VII-V вв. до н.э. В целом, указывается на единую генетическую общность ранних кочевников Южного Урала и саков. Отмечается включение в состав кочевников Зауралья этнического компонента из лесостепного региона. Антропологические исследования определяют сложный и многокомпонентный характер сложения сарматской культуры, обусловленный активным участием в данном процессе как предшествующего по времени населения, так и номадов Зауралья, Средней Азии и Казахстана.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна