.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Апостол Осетии - Иосиф Владикавказский
Таказова 3.С.

Незаслуженно забытых имен в осетинской историографии немало. Особенно это касается священнослужителей - пастырей народа в прямом смысле слова. Одним из таких видных церковных деятелей был Епископ Владикавказский Иосиф, в мире - Иван Иванович Чепиговский. Сегодня мало кто знает, какую славную страницу вписал в наше прошлое этот человек. А если вспоминают о нем, то исключительно в узких кругах.

Иван Чепиговский родился в 1821 г. в с. Ивановка Днепровского уезда. За его плечами многие годы учебы в Херсоне /семинария/ и Киеве /духовная академия/. Впервые Иван Иванович увидел красоты Кавказа в 1847 г., когда после окончания вышеназванной академии был командирован в Тифлис на должность инспектора и учителя в местное духовное училище. Его сослуживец А. Хелидзе вспоминал: «Он успел вкусить горечь жизни еще до служебной практики, когда был прислан высшим начальством в ноябре 1847 г. на живое место инспектора Телавского духовного училища по ошибке». По этой причине в течение пяти месяцев скитался по незнакомому Тифлису без работы. В это время скончался законоучитель Закавказского института В.Д. Троицкий. Вместо него определили И.Чепиговского. Вскоре женился на родственнице кафедрального протоиерея Басхарова - Варваре Борисовне. С этого события перед молодым священником открылась дверь служебной лестницы: 22 февраля 1848 г. экзарх Грузии Исидор рукоположил его в дьякона, а 27 числа того же месяца - в священники. В 1849 г. Святейший Синод утвердил Чепиговского в степени кандидата богословских и словесных наук. Тогда же был награжден набедренником, через год - скуфьею. С 1 января 1850 г. он - законоучитель коммерческой гимназии. При помощи жены - грузинки стал понемногу понимать грузинскую речь, что впоследствии развит в нем дар и охоту к изучению местных языков и послужит для него предзнамением и началом будущей его деятельности на поприще исследования осетинского языка.

Казалось, у Чепиговского нет проблем, как в семье, так и на работе. Но в 1853 г. случилось горе: от родов скончалась его жена. Священник начал думать о монашестве и через год был подстрижен в семинарской церкви самим ректором семинарии, архимандритом Израилем и был наречен Иосифом. «Он тих, кроток и незлобив, как ветхозаветный Иосиф, - пусть и носит его имя», - говорил Израиль. В течение двух последующих лет он успел побывать в Тегеране для исправления духовных треб в генеральном консульстве России в Тавризе. Иеромонах был представлен и персидскому шаху. По возвращении в Тифлис стал инспектором городской семинарии. На следующий год /1856/ был определен обозревателем Владикавказского духовного училища, для нужд которой Иосиф составил свой учебник по церковной истории. В том же году экзарх Грузии Исидор счел необходимым открыть новую должность - ближайшего духовного начальника и попечителя Осетии в сане архимандрита и со званием управляющего осетинскими приходами и притчами. Указом Св. Синода от 19 сентября 1857 г. Иосиф был утвержден на эту должность, а местом его пребывания значилась слобода Алагир. Отправляя архимандрита в Осетию, высокопреосвященный Исидор дал ему наставление «...не слишком строго относиться к нарушениям осетинами некоторых правил и обрядов церковных, но по возможности делай снисхождение».

Архимандрит Иосиф прибыл в Осетию в декабре 1857 г. и начал свою миссию с того, что для более тесного сотрудничества со своей паствою не только стал делать частные разъезды, но и проживать по аулам. Из осетинских священнослужителей он застал здесь только Аксо Колиева, остальные были грузинами. Служба во многих церквях проходила на грузинском языке, которого народ не понимал. Вскоре к Колиеву присоединились священники из осетин Сухиев, Аладжиков, Жускаев, а к концу 60-х гг. Токаев, Туаев, Гатуев, Хетагуров, Цаголов, Сикоев, Джиоев и др.

Грузины - священники из желания подольше остаться в Осетии не вполне дружелюбно относились к осетинам - священникам, вторые же, ратуя за улучшение положения христианства в Осетии, не были солидарны с первыми. Иосиф поддерживал осетинских священнослужителей, потому что они не меньше забот прилагали к развитию школьного дела. При его вступлении на должность управляющего осетинскими приходами была всего одна осетинская школа в Алагире и частная (Аксо Колиева) - во Владикавказе. А. Колиев первый понял, что для воспитания поколений на христианских началах нужна, прежде всего, мать, почему по собственной инициативе, на свои скудные средства образовал небольшую школу для девочек - осетинок. Поместившись сам со своей семьей в двух небольших комнатках, он нашел возможность там же заниматься со своими ученицами. Неусыпные, бескорыстные труды его и всепобеждающая любовь преодолевались и, наконец, эта школа обратила на себя внимание Наместника Кавказа Его Высочества Великого Князя Михаила Николаевича.

В 1866 г. данную школу преобразовали в трехклассное училище и была посвящена имени Ее Императорского Высочества Великой княгини Ольги Федоровны.

Кроме протоиерея А. Колиева в Осетии нашлись еще ревнители христианского просвещения. В 1856 г. священник Иоанн Мревлов /грузин/ открыл в селении Вольно - Христианском церковно-приходскую школу и свою квартиру отдал под приют, оплачивая и освящая их на свои средства. День и ночь о. Иоанн не отходил от своих учеников, восемь из которых в 1857 г. были определены во второй класс Владикавказского осетинского духовного училища. Подобная школа была открыта св. Михаилом Сухиевым в селении Ардон.

Архимандрит Иосиф прилагал все усилия к открытию новых церковных школ в Осетии: сам составлял планы и контракты по постройке школ. В 1863 г. при 48 тысячном населении было всего 13 школ, а учеников - 250, в 1865 - 20 школ с 294 учащимися, через два года - 30 школ с 542 учащимися. К концу 60-х годов особенно высокими успехами отличались школы - Салугарданская, где учителем работал священник Гатуев, и Гизельская - священника Токаева. С течением времени лучшие из учеников за счет средств Общества восстановления православия на Кавказе отправлялись в средние и высшие учебные заведения, откуда по окончании курса поступали на службу в России или на Кавказе. Этот персонал образованных осетин оказывал заметное влияние на остальное население. Заметим, что большинство из них вышли из стен Владикавказского осетинского училища.

В 1863 г. Владикавказское училище было закрыто. Архимандрит признавал это самым печальным событием за все время пребывания в Осетии. «Много пользы оно принесло, - вспоминал он впоследствии. - Лучшие из священников, и прежде всего служивших (Колиев, Аладжиков) и теперь служащих в Осетии (Сухиев, Токаев, Гатуев, Хетагуров, Сикоев) вышли из Тифлисской семинарии через Владикавказское духовное училище. По закрытии училища (по обстоятельствам, независящим от духовного начальства) осетины были помещены в различные учебные заведения. Это была горестная ошибка! Образовались учителя по духу времени сего, а не по духу Христову, образовались и школы, не имевшие духа церковности».

Одной из самых важных мер для просвещения осетин в вере Христовой архимандрит Иосиф признавал наставление осетин устным и печатным словом на народном языке. Он на практике ознакомился с этой проблемой и потому убедительно настаивал, чтобы скорее перевести богослужебные книги на осетинский язык. Сам Иосиф за кратчайшее время усвоил осетинский язык настолько, что проповеди в церквах читал на нем свободно. Однажды, после освящения одной из церквей, когда служба проходила на родном языке, народ выразил ему особую признательность. В 1861 г. арх. Иосиф писал, что сами осетины «так внимательны и понятливы, что по прочтении им по-осетински один раз молитвы, они общим голосом повторяют ее тотчас, почти слово в слово, и даже сами объясняют себе смысл некоторых выражений».

В 1879 г. преосвященный Иосиф хлопотал о перевозе во Владикавказ осетинского шрифта, находившегося в Тифлисе без употребления. На следующий год старый шрифт в ящике, весом в 6 пудов, был получен. А в 1889 г. он же заказал новый шрифт в 12 пудов, но данное мероприятие почему - то не получило продолжения. Обращался он и в «Общество восстановления православия на Кавказе» об ассигновании 1000 р. ежегодно на издание переводов богослужебных книг на осетинский язык, но и в этом он получил отказ, мотивированный отсутствием средств. Несмотря на эти трудности, преосвященному Иосифу удалось за счет своих личных сбережений издать ряд книг и брошюр, а также газету «Катихизические рассказы» /»Катихизаг таурагьта»/ в 1878 году.

Какого труда стоила преосвященному издательская деятельность, говорит хотя бы тот факт, что над известным осетино-русским и русско-осетинским словарем трудился 23 года. По поводу второго издания Священной истории в 1886 г. он писал: «Выпустить второе издание вряд ли хватит сил: два года египетского труда стоило мне это издание, по 3-4 раза приходилось исправлять одну и ту же корректуру, наборщики - русские, осетинского языка не знают, в месяц едва набирали 8 страниц... Труды мои совершались в одиночестве, в уединении кабинета, и никто не знает, как они тяжелы. Но не в моем характере взяться за какое - либо дело и не докончивши бросить».

Издания продавались по довольно высокой цене - словарь 2р. 50 коп., Св. История - 2 руб., служебник - 1 руб., букварь - 50 коп. Много экземпляров этих изданий расходились даром; так, в 1886 г. Иосиф пожертвовал Обществу восстановления христианства на Кавказе 700 экз. букварей, а в 1887 г.- 100 экз. словаря.

Самым видным трудом было составление словаря. В 1879 г. преосв. Иосиф просил Совет Общества восстановления христианства на Кавказе ходатайствовать о разрешении «посвятить более чем двадцатилетний труд русско-осетинский словарь - Его Императорскому Высочеству, Председателю Общества, Великому князю Михаилу Николаевичу» от 29 сентября 1880 г. Совет уведомил преосвященного Иосифа о резолюции Великого князя Михаила Николаевича: «Согласен и искренне благодарю. М.»

«Этот многолетний труд, - писал министр народного просвещения И.Д. Делянов, - принесет, я уверен, большую пользу и должен обратить на себя внимание ученого мира». Профессор В. Миллер, специалист по осетинской лингвистике, сообщал преосвященному Иосифу: «Удивляюсь искусству, которого Вы достигли в осетинском слоге». Преосвященный Иосиф приобрел славу ученого и общественного деятеля, о чем говорят его награды. Его знали не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.

В 1888 году во Владикавказ прибыл Император Александр Александрович с императрицей Марией Федоровной и августейшими детьми - Великими князями Николаем и Георгием Александровичами. От имени владикавказцев царя приветствовал Иосиф Владикавказский .А через год Указом Св. Синода, согласно его прошению, по причине расстроенного здоровья, преосвященный Иосиф был освобожден от управления Владикавказской епархией на покой с назначением ему пенсии по 1200 руб. в год и с представлением в его заведывание Новоспасского Ставропигиального монастыря в Москве.

26 сентября 1889 г. Иосиф прибыл в Москву и водворился в Новосспаский монастырь, где занимал скромные келии и жил еще скромнее, чем сама обстановка.

25 июня 1890 г. Иосиф Владикавказский скончался. Могила архипастыря находится под алтарем Преображенного собора в Новоспасском монастыре, и надпись на могильной плите говорит сама о себе: «Апостол Осетии».

ЛИТЕРАТУРА

1. Церковные ведомости. 1887. С. 244.

2. Набедренник - четырехугольный продолговатый платок; скуфья - круглая бархатная шапка /они даются священнику как награды/.


3. Духовный вестник Грузинского экзархата. 1891. № 13. С. 42.

4. Церковные ведомости. 1891. С. 53.


5. Чтения из истории Христианской церкви. Тифлис, 1857. С. 44.

6. Ныне - город Алагир РСО - Алания.


7. Аксо Колиев /1823-1866/ - один из первых осетин - священников, просветитель, публицист, поэт.

8. Владикавказские епархиальные ведомости. 1901. № 2. С. 34.
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
амф цветы на заказ;перебрать на Mercedes glk-class АКПП с гарантией;магазин телемагазин;украшения авторской работы;Автопостинг в соцсети: автопостинг. Автопостинг В Социальные Сети.