.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Народный артист СССР Владимир Тхапсаев
З.Е. Бритаева

Народный артист СССР Владимир ТхапсаевТеатр Северной Осетии невозможно представить без Владимира Тхапсаева. Здесь он вырос, сыграл огромное количество ролей, стал народным артистом СССР. Сегодня Владимиру Васильевичу Тхапсаеву семьдесят.

Он - нынешний день театра и его живая история, которую сам создавал и которую помогал создавать другим, молодым.

Он - старейший артист труппы и по-настоящему современен, ибо обладает совершенным слухом на время и его проблемы.

Он истинно и глубоко предан театру.

Думая сегодня о Тхапсаеве, я думаю и о коллективе в целом, о глубочайшей, взаимопроникающей их неразрывности, о влиянии этой мощной художнической личности на творчество всех, об ответственности успеха, о небудничном, высоком ощущении профессии, о соотношении таланта и времени.

Артистический старт Тхапсаева был стремительным. Юноша, которого привела в город из села мечта о большом искусстве, он начал скромно - поступил в 1933 году в студию при Русском драматическом театре, одновременно став рабочим сцены, а через два года перешел в Осетинский театр в качестве актера вспомогательного состава и помощника реквизитора. Однако очень скоро он не только вошел в основной состав труппы, но и занял в ней видное положение. Что определило столь быстрый его взлет?

Тхапсаев редкостно одаренный человек, артист «милостью божьей», наделенный прекрасными сценическими данными - голосом удивительного тембра и диапазона, мощным темпераментом, природной статью, выразительной пластикой, редкой органикой.

Но мало ли мы знаем одаренных людей, которые так и не стали большими артистами. Тхапсаев стал благодаря еще одному замечательному своему таланту, который я бы назвала талантом «вечного ученичества». Он неистов в работе и неутомим в поисках. В каждой роли все начинает заново. Артисту присуща постоянная творческая неутоленность, которая делает его на редкость чутким к жизни и людям, и все познанное и увиденное он превращает в творчество.

Ему было у кого учиться в пору артистической юности. Первая труппа Северо-Осетинского театра отличалась редким разнообразием ярких индивидуальностей, под влиянием которых и формировалась личность молодого актера, не только в плане профессиональном, но и гражданском, общественном. Активное отношение к жизни, к идеям эпохи родилось у Тхапсаева уже в те годы, как и тончайшее понимание особенностей искусства именно осетинского театра. Понимание не внешнее, не поверхностное, а как бы прочувствованное изнутри, в самых существенных и определяющих чертах, составляющих природу его национальной самобытности.

К сожалению, не всегда различаются эти особенности, и кто-то порой объединяет в общей характеристике все искусство Северного Кавказа. А оно неоднородно ни по существу, ни по форме. Обычаи, душевный склад, язык - все это создает особый почерк, особую индивидуальную манеру каждого национального коллектива. Они наиболее полно и ярко воплощаются на каждом этапе жизни театра в творчестве того или иного актера, который и становится лидером коллектива, идущим впереди и определяющим общее движение.

В первые годы существования осетинского театра таким лидером был Соломон Таутиев. Мятущийся красавец Дон Гуан в пушкинском «Каменном госте», сильный и отважный Платон Кречет, подвижник науки, человек с суровым лицом мыслителя и аскета, вдруг озарявшимся широкой, покоряющей улыбкой; Олеко Дундич - со смелой и возвышенной душой борца, дерзкий и рыцарственный, устремленный в действие, в борьбу, готовый к подвигу, - эти и другие роли Таутиева определили и предельно ярко выразили романтический стиль, в котором осетинский актер не знал себе равных.

Именно Таутиев, выделив и отметив Тхапсаева, как бы передал ему эстафету творческого лидерства.

«Эпоха Тхапсаева» в нашем театре характеризуется прежде всего приобщением к искусству трагедийному, искусству больших страстей и больших мыслей. Вместе с тем ей свойственно и жанровое разнообразие. Если Таутиев был недосягаем в романтическом репертуаре, то Тхапсаеву подвластны все жанры - от трагедии до фарса.

Тхапсаев играл Отелло и Хлынова, Лира и Швандю, Егора Булычова и князя Пантиашвили, Чермена и Макбета.

В творчестве осетинских актеров черты самобытности, народности обогащались первоклассной профессиональной школой - многие актеры театра были воспитаны в национальной студии ГИТИСа, их учителями были мхатовцы В. Станицын и И. Раевский, вахтанговец Р. Симонов, которые открыли им основы искусства перевоплощения, метод Станиславского. Придя в театр после окончания режиссерского факультета ГИТИСа, где я училась у А. Д. Попова, я встретила в коллективе множество единомышленников, среди которых Тхапсаев, хотя и не имевший столичной школы, был едва ли не самым идеальным актером «системы». Он был великолепным мастером перевоплощения и утверждал в своем творчестве синтез искусства романтического и бытового, психологического и острейшего по форме, ясно выраженный буквально с первых шагов. Актер дебютировал в фарсовой роли судьи Бартолена в «Адвокате Патлене»; совсем молодым сыграл жестокого и властного старика Татаркана в пьесе Е. Бритаева «Две сестры», а через несколько лет - молодого Чермена, народного героя в одноименной пьесе Г. Плиева.

Однако путь Тхапсаева к этому многообразию был непростым и нелегким. Его юношеские роли казались подчас громоздкими и были перенасыщены приемами романтического театра. С годами он все строже и точнее в выборе выразительных средств. Романтическая одушевленность остается присущей его творчеству, однако характеры его героев становятся все более многомерными. В особенности это стало заметно, когда репертуар обогатился пьесами классическими, когда на афише Северо-Осетинского театра появились имена великих русских и зарубежных драматургов, замечательных советских авторов. Шекспир, Горький, Тренев, Погодин, Леонов, Корнейчук меняли облик театра, сохранявшего, конечно, свою самобытность.

И, разрабатывая характер своего персонажа, актер все чаще ищет и находит логику противоречивого в движении мысли, в поступках героя, во взаимоотношениях его с другими персонажами.

Поиски истинных, порой глубоко запрятанных свойств персонажа увлекали артиста, позволяли ему проникать в самую сердцевину замысла автора, безошибочно отыскивать «зерно» образа. Актер как бы снимал первый, поверхностный пласт видимых черт характера героя, «продираясь» к тому единственно верному, что составляет его психологическую суть.

Обращаясь к образу Отелло - вершине своего творческого пути, Тхапсаев сумел показать, как борется мавр с самим собой, мучительно преодолевая сомнения. В этой борьбе Отелло терпит поражение, но сама сшибка в его душе чувств, полярно противоположных, говорила не только о благородстве обманутого мавра, но еще и о масштабе его трагических переживаний, его близости к прозрению, увы, так и не наступившему. Тхапсаев играл знаменитую сцену с Яго из третьего акта психологически необычайно насыщенно. На первый намек Яго он реагировал, шутливо улыбаясь, не допуская и мысли о возможности подозрений. Чем настойчивей был Яго, тем больше удивлен и недоволен Отелло подозрительностью честного своего поручика. Дальнейший диалог он вел все более хмурясь. Яго продолжал плести свою сеть, и вот уже Отелло в ярости готов чуть ли не убить подлого оскорбителя. Одним львиным прыжком оказавшись вдруг возле Яго и заглянув ему в глаза, Отелло Тхапасева на какой-то миг испытывал смятение, что-то в глазах друга ему казалось странным, но, устыдившись собственных сомнений, он отбрасывал их и тут, же отшвыривал от себя Яго, маскируя смехом происшедшее...

В сцене с платком, увидев его в руках Дездемоны, а потом, почувствовав у себя на ладони, Отелло был счастлив, как ребенок. Лаская жену, он подбрасывал, торжествуя, платок, пока не замечал, далеко не сразу, что это не тот платок, который он подарил ей в день свадьбы... Не сразу, не вдруг доходит смысл случившегося до сознания Отелло - Тхапсаева. Воистину он был не ревнив, а доверчив!

Актер стремится к многоцветному, многослойному решению роли. И так в каждой сцене, каждом эпизоде...

Может быть, наиболее ярко проявилось стремление актера к сложному, многоплановому решению в сцене последнего объяснения с Дездемоной.

...Все ясно для Отелло - жена преступница, на сей раз сомнений нет. Во имя высшей справедливости Дездемона должна умереть, но это говорит рассудок, внявший доказательствам измены, а сердце, сердце - вопреки всем уликам - медлит привести приговор в исполнение... Пусть оправдается! Отелло Тхапсаева потому и не спешил - он ждал... Но чуда не случилось - в голосе жены не было ни смущения, ни раскаяния, ни вины. Разум приказывал Отелло подавить голос сердца, и он, Отелло, торопясь, стараясь не видеть, не слышать, накрывал лицо Дездемоны подушкой, едва преодолевая отвращение к себе. Наконец он разжал пальцы, но, убив Дездемону, он убивал и себя - сил сдвинуться с места не оставалось...

Передавая с огромной эмоциональной силой трагические переживания Отелло, артист рисовал своего героя человеком, умеющим мыслить решительно. Это был герой-полководец, опытный и безупречный воин, мудрый государственный деятель, самоотверженный влюбленный и великодушный друг.

Об Отелло Тхапсаева написано много исследований и рецензий. Каждый из авторов едва ли не в первую очередь подчеркивает, что эта работа актера Осетинского театра - большое творческое достижение всего советского театрального искусства. Позволю себе привести две цитаты. Б. Зингреман в журнале «Театр» в статье «Заметки о Тхапсаеве в роли Отелло» писал: «Актер не подчеркивает мавританской экзотичности Отелло, его внешней исключительности, наоборот, он стремится, чтобы зритель как можно скорее забыл о необычности облика мавра и приковал свой взор к его душе, к тому важному, что в ней совершается, и зритель следит только за глазами Отелло, то умиротворенно-спокойными, то невидящими от скорби, то беспредельно участливыми, готовыми вобрать в себя целый мир. Сами эти глаза - целый мир, потому что через них излучается душа шекспировского героя».

Мой учитель, Алексей Дмитриевич Попов, в книге «О художественной целостности спектакля» писал: «Шаляпин в опере, Качалов, Леонидов, Бучма, Хорава, Тхапсаев в драме являются создателями монументальных образов, каждое их сценическое создание как бы высечено из одной глыбы, почти всегда выступает крупным социальным обобщением».

Мне, режиссеру Северо-Осетинского театра, проработавшему с Владимиром Васильевичем Тхапсаевым много лет, не раз приходилось наблюдать, как упорно, порой мучительно шел замечательный актер к желаемому творческому результату. Обычно немногословный, он умеет внимательно и вдумчиво слушать режиссера, товарищей-партнеров. Но в какой-то момент работ Тхапсаев делается как бы неконтактным. И я почти всегда угадываю, когда наступает эта пора отрешенности, эта благотворная сосредоточенность, за которой - знаю - непременно последует что-нибудь неожиданное и значительное.

Что и говорить, работать с актером такого дарования и масштаба личности для режиссера - подарок судьбы. Меня всегда покоряло богатство артистических данных, щедро отпущенных Тхапсаеву природой. Меня всегда заботило, чтобы и зритель, так же как я, насладился его голосом, звучащим то подобно флейте, то напоминающим бархатистые звуки виолончели. А как высока пластическая культура создаваемых им образов! Мужественная стать и изящество движений - у одного, вялая походка старца, шаркающего ногами с еле заметными приседаниями - у другого... Какой блистательный характерный актер Тхапсаев. Как он умеет найти и выразить душевный строй человека во всем богатстве его страстных стремлений, то выказываемых в полную силу, то скрываемых, ждущих своего часа.

Тхапсаев, появляясь на сцене, никогда не «приходит из-за кулис». У его героя всегда есть досценическое прошлое, влияющее на видимую нами жизнь персонажа - здесь, сейчас, в настоящий момент.

Еще несколько примеров.

Играя главную роль в пьесе о народном герое Чермене, созданной Г. Плиевым на материале народных сказаний, Тхапсаев поражал богатством красок и целеустремленностью действия, тонкостью нюансов, раскрывающих многогранность души простого осетина.

Поднимающийся над временем и гибнущий в неравной борьбе, Чермен начинает жизнь в пьесе с того, что добивается благ только для себя одного, для своей семьи.. Он зависим, ибо рожден от незаконной жены алдара (князя) и, оказывая услуги алдарам, требует взамен освобождения. Фактически слуга своего отца, хотя и является его единственным сыном, он нищ, несмотря на то, что имущество отца накоплено и его трудами. Чермен считает это несправедливым и требует своей доли. Он хочет оградить от унижений мать, которая вынуждена их терпеть как незаконная жена. Он не может жениться на любимой девушке, так как находится на положении крепостного. Наконец, он хочет помочь своим бедствующим друзьям, но не знает, как это сделать. Чермен приходит сначала к стихийному бунту, увлекая за собой беднейшую часть села, а затем - к революционной борьбе, в которой гибнет, став жертвой обмана. Чермен Тхапсаева находит самые страстные, самые задушевные слова, убеждая отца идти вместе с народом. В его монологе - и обличение социальной несправедливости, боль любящего сыновнего сердца, и презрение к собственной слабости.

Услышав отказ отца, Чермен - Тхапсаев на какой-то момент забывает, что перед ним родной отец. Но пелена бешенства спадает с глаз. Чермен потрясен тем, что поднял руку на отца. Он больше не сопротивляется и готов умереть. Ужас сковал его тело и Бестол, пользуясь этим, бросается на сына; но занесенное над Черменом оружие отводит в сторону вовремя подоспевший друг. Чермен медленно встает с земли, не глядя на отца, бросает ему только одну фразу - «С дороги!». И, не обернувшись, уходит.

А рядом с этим, обстоятельно разработанным характером, Князь из комедии Цагарели «Иные нынче времена». Образ, решенный гротескно. Сластолюбиво отвисшая нижняя губа, залихватски, вразлет закрученные пышные усы. Тело - огромная туша. Голос, доходящий до визга. Сатирические краски, абсолютно точно отвечающие жанровым особенностям пьесы. Острое чувство ритма и характерности.

Или - другой образ - Амырхан из бытовой драмы Л. Туаева «Мать сирот». Действие пьесы происходит перед самой революцией. В осетинской деревне уже появились люди, накапливающие капиталы, увеличивающие земельные наделы и спекулирующие землей. Один из этих богачей, Амырхан, в стремлении всех прибрать к своим рукам доходит до вопиющего цинизма - разоряет и грабит семью своего родного брата, а после его смерти завладевает всем имуществом и доводит до самоубийства вконец обнищавшую вдову.

Злобные заплывшие глазки, густой баритон, то притворно мягкий, то злобно рычащий. Медленные, плавные движения, неслышная походка и вдруг неожиданное преображение - стремительность, резкость, даже угловатость, наслаждение зрелищем мучений преследуемых им сельчан или лицемерное сопереживание истерзанным людям. Создавая образ Амырхана, Тхапсаев рисовал, однако, не злодея, а внешне вполне добропорядочного человека. Сухопарая, подтянутая фигура, широкая, изящная черкеска, холеная бородка с красивой сединой, разделенная на подбородке пробором, проникновенная манера речи - ни дать ни взять благородный покровитель страждующих...

О каждой работе артиста - старой и новой - хочется рассказать подробно. В краткой статье это сделать невозможно, но нельзя и упомянуть, хотя бы некоторые из них: Батырбек в «Черной девушке» Р. Хубецовой, городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя, Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, Михай Груя в «Святая святых» И. Друцэ - характеры очень разные, но сыгранные В. Тхапсаевым так, что нельзя было не почувствовать масштаб и своеобразие его творческой личности. Роли, в который раз доказавшие зрителям, что мастерство их любимого артиста не стареет, а совершенствуется...
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
юридическая консультация бесплатно;продукция компании nsp каталог;www.shkafy.ru шкафы купе белого цвета;outcall Moscow escort, for outstanding men;купить балку двутавровую в москве