.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Мечта о золотом дожде
Р.Бзаров

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов XX столетия, когда Осетия, наконец, очнулась от наваждения денационализации, началось постепенное возвращение к идеям и целям национальной культуры. Осетинская гуманитарная традиция была все еще жива благодаря безупречному примеру Васо Абаева и стойкости не смирявшихся литераторов и ученых. А на долю поколения, пришедшего в осетиноведение в эпоху перемен, пришлась непростая задача - после полувекового идеологического перерыва вернуться в изменившийся контекст мирового гуманитарного знания.

Валентина Солтановна Газданова была самой младшей в этнологической фракции «нового поколения». В 1987 г. она с отличием окончила исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета, начала работать в Республиканском лицее искусств, в 1990 г. перешла в Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, поступила учиться в аспирантуру московского Института этнологии и антропологии Российской академии наук и в 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Традиционные социальные институты в общественном сознании осетин XIX в.».

Она не вдруг нашла свой путь, свои темы в осетиноведении. Она не сразу обнаружила и само осетиноведение в сплетенной для других целей паутине учебных программ советского исторического образования. Открытую, умную и талантливую студентку приглашали специализироваться по нескольким кафедрам истории и общественных наук, ее первые ученические работы были посвящены сюжетам, весьма далеким от осетинской истории и культуры. Лишь на последнем курсе университета, выбирая тему дипломного сочинения, Валя решительно отбросила прежние увлечения - выбор в пользу традиционной культуры осетин был сделан окончательно и бесповоротно. Ей пытались помешать, уговаривали заняться чем-то другим, «более надежным и перспективным». Не сломали, не уговорили: в трудных обстоятельствах ей всегда помогали сильный характер и происхождение.

Валя выросла в семье, глубоко приверженной ценностям осетинской традиции. Не фарисейский догматизм с лицемерными оговорками на каждый случай, не мещанский рационализм, упакованный в экзистенциальные рассуждения, а гармоничная, искренняя и всегда современная народная культура окружала ее с детства. Самые яркие впечатления, самые счастливые воспоминания были неизменно связаны с Куртатинским ущельем, где жили ее предки, и равнинным селением Дзуарикау, куда около столетия назад переселились и Газдановы, и Тотровы - родственники по материнской линии. Своих привязанностей она никогда не скрывала, и даже большинство ее информантов были «благородные куртатинцы», чудесным образом соединявшие в себе предмет строгих научных исследований и некритически наивного восхищения. Семейной историей и домашними примерами была предопределена и сверхзадача первых публикаций, главная проблема диссертации - поиск формулы традиционного общественного сознания, опиравшейся, по мысли автора, на такие базовые понятия осетинской культуры, как «æгъдау», «уæздандзинад», «лæгдзинад».

Изучение вопросов соционормативной культуры осетин сопровождалось нарастающим интересом к религиозно-мифологической проблематике. И дело даже не в том, что по мере профессионального становления Валентина Газданова расширяла диапазон исследуемых аспектов этнокультурной традиции. К середине 1990-х гг. совокупными усилиями нескольких научных дисциплин была надежно установлена непосредственная генетическая связь различных сегментов алано-осетинской традиции с древнейшим индоиранским (и шире - индоевропейским) наследием. Обсуждались проблемы генезиса описанных в новое время этнокультурных реалий, были поставлены вопросы типологии и моделирования системных взаимосвязей между разными сферами традиционной культуры. Объяснение феноменов общественного сознания неизбежно потребовало углубления духовного контекста - и мысль этнолога Газдановой через социальные составляющие «этнического мифа» шла к мифологической структуре религиозного мировоззрения и ритуальной практики осетин.

Осетинские социальные модели оказались рыцарскими, воинскими, мужскими. И, естественно, центральное место в религиоведческих штудиях занял не вполне подходящий для барышни образ Уастырджи. Конечно, в письменной речи она называла его имя, не сомневаясь, - исполняла профессиональный долг. Но и предложив собственную реконструкцию конфессиональной истории и функциональной специализации любимого осетинами святого, она никогда не произносила его имени вслух, твердо держась традиции и ограничиваясь женским эвфемизмом «Лæгты дзуар».

В 2001 г. Валя удивила друзей: вдруг начала подводить итоги, строить новые планы - третье тысячелетие на дворе, а сделать удалось так мало. Объединяя свои прежние работы в сборник «Общественное и мифологическое сознание осетин», затевая хлопоты по изданию книги (для рекомендованной к печати рукописи тогда так и не нашлось средств), она уже знала, чем будет заниматься в ближайшие годы, и увлеченно делилась впечатлениями о новом научном сюжете. Теперь это были обряды перехода и прежде всего осетинская свадьба. Начинался третий - закономерный и ожидаемый - этап профессиональной биографии. Валя и на этот раз сделала безошибочный выбор - все, чем она занималась прежде, оказалось востребованным: ведь в сложной канве свадебного ритуала, как и во всей переходной обрядности, меняющиеся социальные реалии переплетаются с древними стереотипами религиозно-мифологического сознания. Книжка об осетинской свадьбе вышла в свет в 2005 г. и сразу нашла своего читателя. Магический круг традиционной культуры замкнулся: из умной девочки, очарованной фольклорной стихией народной жизни, из талантливой девушки, свято верящей в победительный «æгъдау» и «уæздандзинад», выросла профессиональная исследовательница родной культуры.

Может быть, чудеса все еще случаются? Иначе что удержало ее от желания слиться с толпой, что защитило от всепроникающего китча и стяжательских кумиров глобализации, что освещало узкую тропинку истинной веры в дебрях потребительской религиозности. Чудеса, слава Богу, происходят на наших глазах. Только вот слишком дорого приходится за них платить...

Уже свою диссертацию Валя дописывала, превозмогая тяжелую болезнь. Быстро научившись определять квалификацию врачей, она принялась изучать медицину и сама участвовала в диагностике, консультировалась с несколькими специалистами и критически перепроверяла любые назначения. Она и болела профессионально, стремясь защитить свое право работать и больше всего страдая от ограничений или полной невозможности писать очередную статью. И все это без жалоб, в веселом и наступательном ритме - чтобы не досаждать окружающим, чтобы не печалить родителей: как и велит точно понимаемый «лæгдзинад» - высшая и самая редкая степень человеческих достоинств.

Короткие тезисные тексты, газетные публикации - это попытка преодолеть вынужденные простои, во что бы то ни стало высказаться по волнующим вопросам. Экономно распределяя силы, в последние годы она с особым старанием относилась к тому, что считала профессиональным и личным долгом. Участвовала в конференциях и семинарах, писала статьи для сборников. Собирала материалы о родне и осетинском окружении Гайто Газданова, искала осетинский архетип в сюжетах выдающегося русского писателя. Немногочисленные Газдановы, давшие осетинской культуре рекордное число ярких деятелей, были для нее и предметом гордости, и мерой ответственности. Она не подвела свою знаменитую фамилию.

Последней работой Валентины Газдановой стал учебник по традиционной культуре осетин - первый и пока единственный учебник по дисциплине, которую когда-то включили в школьную программу, не позаботившись о методических и учебных пособиях. Чувствовала ли она, что время на исходе, надеялась ли на подарок судьбы - было невозможно поколебать ее уверенность в том, что именно она и только она должна написать этот учебник. Ей хотелось быть первой - на нынешней ступени этнологического знания еще никто не брался за систематическое описание традиционной культуры осетин. Она хорошо понимала, что первое такое описание - пусть в виде скромного школьного учебника - будет итогом общей работы и отправной точкой для будущих авторов. Совсем не случайно в ее учебнике, отразившем достижения современного осетиноведения, приведены тексты и расставлены портреты классиков. Это памятник коллегам, это дань почтения профессии. И, конечно, это свидетельство зрелости, позволяющей целиком обозреть предмет своих занятий. Сосредоточив на учебнике все силы, весь накопленный опыт, Валя очень спешила, по неделям и дням считала форсированный издательский темп - успела порадоваться книге, дарила ее родным и друзьям. А через три месяца покинула их навсегда.

Последний текст, который она написала, оставив неоконченное прощальное послание в ящике письменного стола, озаглавлен чуточку старомодным и очень серьезным словом: «Письмо. Мне очень хочется быть здоровой и счастливой. И чтобы вокруг тоже все были здоровы и счастливы...».

Она никогда не ленилась учиться и, несмотря ни на что, была полна надежд и планов на долгую счастливую жизнь. Неосуществившиеся надежды, незавершенные работы - печальная часть короткой биографии, но вовсе не портрет для будущего. В памяти друзей и коллег остался образ непосредственной и открытой, обаятельной и отзывчивой, проницательной, задорной и наивной искательницы народного идеала.

В настоящую книгу, издаваемую попечением Института, который Валя считала вторым домом, вошли ее статьи и доклады в последней авторской редакции, а также монография «Традиционная осетинская свадьба». В основу сборника положена авторская рукопись «Общественное и мифологическое сознание осетин», дополненная позднейшими работами и важнейшими ранними публикациями.

Драгоценные символы мировой гармонии и идеального общества в скифо-аланских легендах нисходят с небес. Золотым дождем проливается на древнюю землю благодать, преодолевающая хаос и разрушение, восстанавливающая космический порядок, возрождающая святыни. В маленькой газетной заметке, посвященной самоотверженности и высокому духу строителей храма, Валя, кажется, призналась в своей мечте. И мечта ее, конечно, исполнится - и впредь до скончания века капли золотого дождя будут вновь и вновь обновлять Аланию, избирая тех, кто слышит музыку сфер за рутиной и гомоном суеты.

Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама