.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Прародина иранцев и авестийская вера в свете ирано-финноугорских контактов
Никакое исследование по доистории индоиранских народов не может претендовать на научное значение, если оно не учитывает во всей полноте и широте ... арио-уральские связи.
(Абаев В.И. 1981. с.84)

В мансийском и хантыйском языках много очень древних индоиранских заимствований. Это значит, что первоначальная родина угорских народов должна была быть близ индоиранцев. и манси и ханты находились к югу от современного места жительства.
(Лыткин В.И. 1971. с. 198)


Прародина иранцев и авестийская вера в свете ирано-финноугорских контактов Прародина иранцев Арьяна Вайджа («Арийский простор») по Авесте располагалась на реке Вахви Дайтья, но в Авесте и Бундахишне упоминаются две реки, окружающие иранский мир, западная и восточная. Предполагают, что это представление о двух реках иранского мира очень древнее. Э.Герцфельд писал: «Фрагменты эпоса, цитированного в Авесте, представляют картину пре-Иранского [то есть, до образования Иранского Государства] мира как дуаб, ... равнину с двумя реками... Имена двух рек - Рангха и Вахви». В Авесте действительно упоминаются две реки, восточная и западная:
«Его длинные руки
Хватают с силой Митры
И когда он на восточной реке, он хватает [его]
И когда он на западной, он его побивает.»
Здесь обе реки безымянные, но как доказал Й.Маркварт, под восточной рекой подразумевается река Вех Рот. В других местах Авесты упоминаются как почитаемые реки Дайтья и Ванухи.

«И [мы приносим жертву] воде далекого моря
И широко известной Ванухи
И созданному Маздой роду Быков»
Поклонение Арьяна Вайджа!..
Поклонение воде Дайтья!
Поклонение воде Ардви Анахита!
Поклонение всему творению Праведного Создателя!

В Бундахишне говорится о двух реках, Аранг рот и Вех рот, текущих с севера и впадающих в Море Ворукаша: «И он [Ветер] заставил со стороны Севера (Харбурз) течь две реки, одна из них пошла на восток, другая на запад. Это Аранг рот и Вех рот... Те обе реки кружатся до конца Земли, и море Ворукаша смешивается снова с водой». Современник редактора Бундахшина Задспрам повторяет это место так: «И после этого заставил течь с Апбурза, его северной границы, две реки, которые были Арванд, т.е. Диглит, и текла эта река туда, где садится солнце, и Вех была река восхода солнца; образующие два рога, они шли в океан». Другая цитата: ...»Аранг рот и Вех рот. Они обе окружают землю с обоих концов и падут в море; и все округа пьют из тех обеих больших [рек], которые после этого вместе попадают к далеко созданному морю, как это значится в священном писании», И.Маркварт заключил, что учение о двух потоках приведено здесь как цитаты из Авесты, и что под местом жительства двух потоков подразумевается гора Хара Березайти.

Й.Маркварт заключает, что Ванухи Тиштр Яшта и Дайтья Охрмазд Яшта - это одна и та же река. Иногда ее называют полным именем Ванухи Дайтья, а иногда в качестве ее имени выступает то первое, то второе слово, как показывают приведенные цитаты. В цитате из Охрмазд Яшта снова упоминаются две реки, Дайтья и Ардви Анахита. Если Дайтья была восточной рекой, то Ардви Анахита соответствует Аранг Рот Бундахишна, западной реке. В предыдущей работе я старалась показать, что Ардви Сура Анахита первоначально отождествлялась с Рангхой, Волгой и что за исток Волги в древности принимали исток р.Белой близ горы Иремель на Южном Урале. В таком случае, Рангха, Ардви Сура Анахита Авесты - это западная река иранской прародины, а восточная река, Ванухи Дайтья, Вахви Дайтья - это р.Урал. Исток р.Урал находится очень близко от истока р.Белая (около 50 км). Обе реки, Волга и Урал впадают в Каспийское море (море Ворукаша Авесты). Вначале обе эти реки, Белая и Урал, текут с севера на юг и лишь потом поворачивают на запад и снова на юг; течение и устье р.Волги расположено западнее, чем течение и устье р.Урал. Таким образом, в Бундахишне сохранилось предание о двух далеких реках, западной и восточной, текущих с Албурза или Харбурза (Хара Березайти Авесты, Южный Урал), «образующих два рога» и впадающих в «далеко созданное море» Ворукаша (Каспийское море). Уместно отметить здесь, что такой знаток иранистики как Й.Маркварт писал: «Попытки локализовать «добрую Дайтья» на Земле совсем не предпринимались, но если бы спросить мага относительно ее действительного местоположения, то вероятно он указал бы на далекий Север, на области по ту сторону Яксарта, которые испокон века находились вне Иранского государства и были потеряны иранцами и в этническом отношении».

Итак, можно предполагать, что первоначальная прародина иранцев располагалась на территории, по которой текут Урал и Волга (точнее, р.Белая - Нижняя Кама - Волга ниже Камского устья). Эта территория была густо заселена в середине II - начале I тысячелетия до н.э. племенами срубной и андроковской культур, с которыми связаны, по-видимому, индоиранские и древнеиранские доскифские гидронимы. Северная граница территории древних иранцев, носителей срубной и андроновской культур проходила по р.Белой, Нижней Каме, Средней Мокше и Средней Суре и была также границей древних иранцев и финно-угров. Много андроновских и срубных памятников и по верхнему и среднему течению р.Урал. Древнее название р.Урал было Яик. Предполагается, что это название тюркское, но тот факт, что оно зафиксировано уже во II в. н.э., когда тюрки еще не появились на исторической арене, тем более на Урале, делает это предположение весьма сомнительным. Так В.А.Никонов пишет, что в названии Яик принято выделять тюркскую основу со значением «широкий»; однако, тот факт, что это название встречено у Птоломея, заставляет либо признать распространение тюркских языков в Прикаспии уже на рубеже н.э., либо признать это название дотюркским. Существует, однако, и другое мнение - что название Яик восходит к финно-угорскому jenk, janka, jankka. Существование слов jenk, janka и в угорском и в финском языках свидетельствует об его большой древности. Тот факт, что финно-угорское население в древности обитало и на Южном, а не только на Северном Урале и оставило значительный след в языке и материальной культуре ныне проживающих в Приуралье и в южном Зауралье башкир, доказан многочисленными исследованиями и не вызывает сомнения.

Мы вправе предположить, таким образом, что на р.Урал (Яик) жило рядом и финно-угорское и древнеиранское население, и финно-угры могли называть р.Урал именем, близким к «Йенк», а древние иранцы - Вахви Дайтья. Если признать это положение, то оно еще раз подкрепит объяснение тех многочисленных ирано-финноугорских языковых связей, которые давно исследуются лингвистами.

Как известно, герой Авесты Йима, живший в Арьяна Вайджа, чтобы спастись от наступления суровой зимы, а затем и обильных паводков, построил Вару «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам», куда поселил людей и скот. Существует много попыток идентификации Вары с различными археологическими объектами. Дж.Дармстетер считал, что длина «лошадиного бега» - около 2 английских миль, т.е. около 3 км. Исходя из этой величины, С.П.Толстов отождествлял Вару с огромными городищами ахеменидской эпохи в Хорезме. Он и другие исследователи считали Вару четырехугольной. Ю.А.Рапопорт считает, что обнаруженный близ городища и нижнего дворца Топрак-кала в Хорезме огромный обвалованный прямоугольник размерами 1250x1000 м воспроизводил авестийскую Вару; в этом топраккалинском сооружении, по его мнению, собирались хорезмийцы по праздникам и во время царских похорон, а также происходили состязания всадников.

Напротив, К.Йеттмар и Л.Л.Гуревич считали Вару круглой. К.Йеттмар сравнивал с Варой круглые сооружения Бактрии эпохи бронзы и ахеменидской эпохи Дашлы-3 и Кутлуг Тепе в Афганистане, Кой-Крылган-Кала и Дингильдже в Хорезме, а также курган Аржан в Туве, имеющие концентрическую планировку. Л.Л.Гуревич настаивает на том, что Вара могла быть не квадратной, а круглой. Выполненный по его просьбе И М.Стеблин-Каменским новый перевод II фаргарда Видевдата гласит, что «Йима Вару сделал размером в лошадиный бег на все четыре стороны». Л.Л.Гуревич толкует этот текст так: ограда могла возводиться на постоянном удалении от центра и потому могла быть и ломаного контура и круглой. Не будучи лингвистом и не имея возможности судить о точности перевода, замечу только, что если речь идет о «всех четырех сторонах», то имеется в виду скорее четырехугольник, а не многоугольник и не круг, поскольку у круга не четыре радиуса, а бесчисленное количество, и древние иранцы знали без сомнения не только четыре основные страны света, но и промежуточные, как юго-запад, северо-восток и др.

Выражение «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам» должно, по моему мнению, означать не длину стороны прямоугольника (если Вара была прямоугольной) и не радиус (если она была круглой), а периметр сооружения. Мнение это базируется на двух основаниях. Во-первых, в древности за величину города принимали обычно периметр окружавших его стен. Так, Геродот, описывая город Акбатаны (Экбатаны), говорит, что город имел семь кольцевых стен и «длина наибольшего кольца стен почти такая же, что и у кольцевой стены Афин». О Вавилоне он пишет: «Окружность всех четырех сторон города составляет 480 стадий». Страбон сообщает о стене, окружающей весь Мервский оазис и построенной Антиохом Сотером, что длина ее составила 1500 стадий. Город Александрия Крайняя на Яксарте, по данным Арриана и Квинта Курция Руфа, имел периметр стен 9,3-9,5 км, по данным Юстина длина стен этого города была равна 8,8 км. Город Фрааспа в Парфии имел общую протяженность стен 1120 м. Наконец, китайский паломник Сюань Цзян, посетивший в VII в. н.э. Индию, сообщает, что древние города (лежавшие в его время в развалинах) имели в окружности 30 или 40 ли (т.е. больше 10 км), но город Паталипутра имел в окружности 70 ли (т.е. 18-19 км).

Это объясняется порядком закладки древнего города: вначале определялся его центр, где должна была находиться центральная площадь, храм и (или) дворец правителя, потом его стены по всему периметру и лишь потом - внутренняя планировка. Этот порядок сохранялся до весьма поздних времен - Русского государства XVI-XVIII вв.: до закладки города на земле намечали место его будущих крепостных стен, и трасса будущих стен кропилась освященной в центре города водой. Существовали специальные пособия, позволяющие быстро определить длину городских стен (т.е. их периметр). Это позволяло очень быстро построить крепостные стены - главное для обороны города. Например, крепостные стены города Яблонова были длиной 202 сажени и были построены за 14 дней. Города строили часто прямоугольными в плане - г.Яблонов, г.Олонец.

В древности, возможно, пользовались какими-то веревками, ремнями определенной длины для измерения периметра будущего города. На это указывает, в частности, любопытная хорезмийская легенда, записанная Г.П.Снесаревым: «Герой ... выпрашивает у чужеземного царя некоторое количество подданных для заселения родного края (основания города). Он просит предоставить столько людей, сколько вместит «шкура одного быка». Уловка выясняется, когда герой режет шкуру на тонкие ремни, окружает ими участок земли, на котором располагает отобранных людей».

Вторая причина того, что выражение «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам» означает периметр Вары, заключается в том, что под «лошадиным бегом» подразумевается длина скаковой дорожки на ипподроме, круг ипподрома. Конные состязания, особенно колесничные на ипподромах, были излюбленными у древних иранцев и индоиранцев, как нам известно, по трактату XIV в. до н.э. митаннийца Киккули о тренинге лошадей в Хеттском государстве. О пристрастии древних иранцев к колесничным состязаниям достаточно красноречиво свидетельствует и текст Авесты (Гаты и Яшты). Э.Герцфельд показал, что даже время древние иранцы ухитрялись измерять с помощью терминов скачек (например, течение жизни мира в Гатах изображается с помощью формулы, означающей последний раунд скачек. Тем более в терминах скачек они измеряли пространство. Например, в Яштах упоминается «девятираундовый лес». А уж размеры города совершенно естественно было измерять, сравнивая их с длиной скаковой дорожки на ипподроме, тем более, если форма города была в плане прямоугольной, как и форма ипподрома (прямоугольная с закругленными углами или одним закругленным концом, чтобы удобнее было поворачивать колесницам). В древности ипподромы были в Хеттском государстве, в Иране,- Греции и Риме. И на современных ипподромах длина дорожки для рысистых испытаний равна 1067-1600 м, а для тяжеловозных - 1000 м. В древней Греции известен был ипподром с длиной дорожки в 5 стадий, т.е. около 1000 м; но были и дорожки в 2 стадии, т.е. 400 м, при этом один заезд равнялся 4 стадиям, т.е. 800 м. У хеттов скаковая дорожка была длиной 600 м. Исходя из этого, можно предполагать, что Вара «длиной в лошадиный бег» была периметром 400-1000 м.

Андроновских поселений таких размеров в Зауралье довольно много. По сводке К.В.Сальникова, относящейся еще к 1954 г., самых крупных поселений было не менее восьми: Кипель (периметр 840м), Таловское (периметр 840м), Ново-Бурино (периметр 830 м), Черниговское (периметр 820м), Нижне-Спасское (периметр 760 м), Замораевское (периметр 680 м), «У Спасского моста» (периметр 600м) и Левобережное Бахтинское (периметр 520м). Восточнее, в бассейне Среднего Тобола, также много андроновских поселений, периметр которых равен 700-1000 м, Водениковское I (периметр 1000 м), Рямовое III (1000м): Высокая Грива (900м), Рямовое I (800м), Камышное II (760м), Бачанцево I (760 м), Барсуково I (700м). Таким образом, многие андроновские поселения соответствуют предполагаемым размерам Вары.

В Авесте указано, что Вара имела «окружной вал», т.е. была укрепленным поселением. Имели ли андроновские поселения укрепления - валы и рвы, как авестийская Вара? К сожалению, на большинстве тех андроновских поселений, где производились раскопки, вскрыта лишь небольшая площадь, и поэтому ответить на этот вопрос трудно. Но последние 10-15 лет исследователи, ведя раскопки большими площадями, начинают обнаруживать укрепления на андроновских поселениях. Так, остатки оборонительных рвов найдены на андроновско-алакульских поселениях Камыщное II, Новоникольское I, Боголюбово I и Петровка II на Ишиме, причем на поселениях Новоникольское I и Петровка II прослежена конфигурация рва, и оказалось, что рвы опоясывали поселения довольно правильным прямоугольником в первом случае - со сторонами 95 и 60 м (периметр около 310 м), а во втором - со сторонами 122 и 69м (периметр - около 382 м). Ширина рва на поселении Новоникольское I была 2- 2,5 м, глубина - 1,5-1,7 м, на поселении Петровка II ширина рва 1,5- 2,5 м, глубина- 1,5-1,8 м. На поселении Новоникольское I вдоль рва сохранились и участки глиняного вала, ширина основания которого 1,5-1,7 м и в нем - ямки от столбовостатки частокола на валу.

Известно и круглое городище Аркаим на р.Караганке с двумя концентрическими валами и рвами, относящееся к раннеалакульской (петровской) эпохе. Материалы городища Аркаим пока не опубликованы автором раскопок, поэтому я лишена возможности описать его здесь подробнее, и ссылаюсь лишь на краткие опубликованные данные о нем8).

Вал и ров прослежены также на андроновско-федоровском поселении Черноозерье I на Иртыше. Ров был прямоугольным в плане и ограничивал площадь 45x15 м (периметр - 120 м), причем углы рва были закруглены. Вдоль внутреннего края рва сохранился сильно расплывшийся вал, ширина основания которого достигала 2-3 м. Снаружи вал был укреплен деревянной стеной из бревен толщиной 20-25 см, о чем свидетельствуют сохранившиеся столбовые ямки. Наконец, были прослежены и остатки расплывшегося вала шириной у основания 8-9 м, изогнутого под тупым углом и ограждающего с восточной и южной напольных сторон поселение Камышное II в эпоху поздней бронзы (алексеевско-саргаринскую эпоху).

Таким образом, поселения-городища, укрепленные рвами и валами с частоколом, существовали на протяжении всей андроновской эпохи. Они были подпрямоугольными и круглыми. Надо полагать, что мы будем знать и о многих других андроновских укрепленных поселениях, когда все археологи будут вести раскопки большими площадями и исследовать не только жилища, но и межжилищные пространства и периферийные части поселений, в том числе и перечисленных выше поселений крупных размеров, известных пока лишь по разведкам.

Очевидно, что при передвижении древних иранцев на юг, в Среднюю Азию эти прямоугольные и круглые городища и другие сооружения (как обведенный валом огромный прямоугольник близ Топрак-Калы для ритуальный действий и состязаний) были здесь воспроизведены ими в более позднюю эпоху (в основном, начиная с середины I тыс. до н.э. и в более крупных размерах. Этот факт еще раз подкрепляет гипотезу об ираноязычности носителей андроновской культуры, поскольку ираноязычность населения Средней Азии в I тыс. до н.э. сомнений не вызывает.

В Авесте говорится далее, что Йима сделал Вару жилищем для людей, загоном для скота, построил жилища, «и подпол, и преддверие, и стояки ... и световой люк». «Туда он снес семена мелкого и крупного скота, людей, и собак, и птицу, и огней красных пылающих...». Это - подземное место, «где солнце, луна и звезды не светят. Пехлевийские источники утверждают, что речь идет о подземном жилище.

Сравнивая этот текст с андроновскими поселениями, убеждаемся, что андроновское поселение и здесь соответствует Варе. Оно несомненно служило и жилищем для людей и загоном для скота. Скот помещался, возможно, в средней части поселения, свободной от жилищ. Обнаружены и полуземлянки и наземные сооружения, пристроенные к жилищам, которые интерпретируют как хлевы и загоны для скота. Молодняк содержался в жилище. Об этом, в частности, свидетельствует факт находки в жилище на Замараевском поселении в Зауралье целых скелетов теленка и овцы, погибших при пожаре. В полном соответствии с текстом Авесты о Варе у людей андроновской культуры стадо состояло из крупного рогатого скота (от 22,2 до 55,6% по числу особей), мелкого рогатого скота (от 20,9 до 47%), найдены кости собаки (1-4 особи на каждом поселении) и птицы.

Что касается жилищ людей, то они представляли собой наземные сооружения и полуземлянки, как правило, подпрямоугольной формы. Раннеалакульские (петровские) жилища - наземные, алакульские - полуземлянки, углубленные в землю на 0,6-1,3 м; среди федоровских жилищ имеются и наземные и полуземлянки. Андроновские жилища (и петровские, и алакульские, и федоровские) часто имеют вход в виде тамбура или узкого коридора. Эти коридорообразные входы были крытыми, их крыша опиралась на столбы, о чем свидетельствуют столбовые ямки. Крыша самих жилищ, в том числе и полуземлянок, была либо плоской (и опиралась на столбы внутри жилища), либо пирамидальной; внутри землянок были очаги, дым выходил в отверстие в крыше, служившее также и для освещения жилища.

Андроновские полуземлянки с коридорообразным входом, с крышей, опирающейся на столбы, очагами и светодымовым отверстием в крыше прекрасно отвечают описанию в Авесте: «и подпол, и преддверие, и стояки ... и световой люк», «огни красные, пылающие». «Там солнце, луна и звезды не светят».

Соседи древних иранцев-андроновцев на Урале и в Зауралье, которых принято отождествлять с финно-уграми или даже точнее, с уграми и которые испытали очень сильное влияние андроновской культуры, были прекрасно знакомы с приемами андроновского домостроительства. Их жилища такие же подпрямоугольные полуземлянки с коридорообразным входом, что и жилища андроновской культуры. Причем вход в жилище на поселении Липовая Курья расположен в одном из углов - где, обычно располагаются входы в андроновско-алакульских жилищах.

Очень интересно, что землянки и полуземлянки со столбовой или срубной конструкцией стен, очагом в центре, крышей из жердей и земли, в которой прорубалось отверстие для выхода дыма и освещения и коридорообразным входом из жердей сохранились у обских угров вплоть до этнографической современности, причем называлась такая землянка у хантов «мыг - хот» — «земляной дом», где слово «хот», «хат» означает «дом». В.И. Абаев считал это хантыйское слово заимствованным из авестийского Kata - «погреб», «склеп». Можно полагать, что финно-угры заимствовали у древних иранцев и форму дома, и его название.

Укрепленные поселения-городища черкаскульской культуры пока неизвестны, за исключением поселения Камышное II на Тоболе, где черкаскульская керамика найдена вместе с андроновской; это поселение, как уже было сказано, укреплено валом. Укрепленные поселения финно-угров хорошо известны начиная с раннего железного века - это городища ананьинской культуры и более поздние. Известны даже укрепленные жилища-поселения раннего железного века на севере совр. Свердловской области. Таким образом, есть все основания утверждать, что финно-угры были знакомы с укрепленными поселениями еще со II тысячелетия до н.э., когда были исключительно тесными их взаимоотношения с древними иранцами-андроновцами, и позже, в железном веке.

Если обратиться к лингвистике, древнеиранское слово vrra означает «заслон», «укрытие», «убежище», «ограждение», «покрытие», «кровля». Ближайшее значение - пехлевийское слово var - «округ». В новоперсидском слово brrа означает «вал», «насыпь». Наконец, в курдском языке слово «вер» «вар» означает «жилище», «кров, «стоянка», «лагерь», «кочевье», «стойбище», «зимовник», «юрта», «пастбище или луг, которым владеет кочевая община». В древнеиндийском слово vara означает «пространство», «место», «помещение». Со словом vrra связано древнеиранское vardana, vradana, vrdana - термин для населенных пунктов, которое М.М.Дьяконов и В.М.Массон, ссылаясь на А.Мейе, Р.Кента и Р.Холла, связывают с индийским vardhanam - «защищенное, охраняемое место - город» и, ссылаясь на Э.Бенвениста - с авестийским термином varazana «община» и санскритским vrjana - «огороженное пространство». М.М.Дьяконов заключает, что термин vrdana означает «огороженное общинное поселение» и «город», В.М.Массон считает, что оно означает «поселение городского типа», имеющее стены. Значения слова «вара» прекрасно соответствуют приведенным выше археологическим реалиям - андроновским укрепленным поселениям-городищам с землянками для людей и помещениями для скота СЛово «вардана» - видимо, развитие термина «вара», означает «город».

В плане связей древних иранцев с финно-уграми большой интерес представляет наличие слова vara и близких к нему у финно- угров в том же значении. Так, в венгерском слово vбr, vбros означает «город», «укрепление». Это слово возводили к иранскому «вара». Тот факт, что на территории современной Башкирии сохранились названия рек Вэрэш, Шишмэ-Вэрэш, Кул-Вэрэш, Вэрэшле и населенных пунктов Варяж, Варяш, Варяшбаш, где компоненты «вэрэш», «варяш» восходят к венгерскому «варош» - город, центр села, свидетельствует о том, что слово «варош» бытовало у венгров еще в то время, когда они жили в Приуралье.

В языке хантов слово war означает плотину, запруду, в языке манси biйrщ - «загородка в реке для ловли рыбы». Е.Коренчи возводит оба эти слова к обско-угорскому war(g) и считает, что это слово воспринято из иранского: «Вероятно, обско-угорский народ рыбаков перенял это слово из иранского, приспособив к значению «рыбий забор». Однако, в древнеиндийском есть слово vаrtra - «плотина», так что и это значение имелось в индоиранских языках.

В марийском языке слово «ор» означает «крепость», «укрепление», «йыр» - «кругом», «вокруг», в коми-зырянском «йор» - «загон для скота, «огороженный участок». Возможно, что и эти финно-волжские слова восходят к древнеиранскому Вара.

Таковы данные археологии и лингвистики о прародине иранцев и авестийской Варе.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама