.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Из предисловия Ж. Дюмезиля к подготовленному им французскому изданию осетинских мартовских сказаний
Жорж Дюмезиль (1898-1986). Выдающийся французский ученый, один из крупнейших в XX в. специалистов по мифологии и истории религий, фольклорист и языковед. Работы Ж. Дюмезиля по осетинскому фольклору изданы в переводе на русский язык двумя книгами: "Осетинский эпос и мифология" (М., 1976) и "Скифы и нарты" (М., 1990).

Эпические герои - Нарты известны не одним осетинам. Их соседи чеченцы и ингуши, все северо-западные кавказцы (черкесы, убыхи, абхазцы, горские татары, в меньшей степени кумыки на северо-востоке) тоже рассказывают интересные варианты "нартовского цикла". Но есть много оснований полагать, что, как и название "Нарт", которое так или иначе происходит от индоиранского названия героического мужа nаr, представление о Нартах и главнейшие персонажи, воплощающие это представление, родились в Осетии, а потом уже были восприняты другими народами, а порой даже получили новую жизнь или обогатились новыми чертами...

Осетины представляют себе этих героев седой старины существами сверхъестественными (один появился на свет из камня, у другого - стальное тело, в промежутках между подвигами он удаляется на небо) и в то же время горцами на свой лад, сохранившими некоторые скифские черты, утраченные их потомками. Представляется, что Нарты живут в селении на склонах горы, разбитом на три квартала, расположенных на трех уровнях, каждый из которых занят одним из трех основных родов: наверху живут Ахсартагата, в самом низу - Бората, а посередине - Алагата. Так вот, осетинский фольклор сохранил нам отличительное определение каждого из трех родов: "Бората, - говорится в тексте, опубликованном в 1925 г. М. С. Тугановым, - были богаты скотом; Алагата были сильны умом; Ахсартагата отличались храбростью, были сильны людьми". Здесь мы сразу же распознаем индоиранскую концепцию, согласно которой любое благоустроенное общество должно объединять - в жизни в виде сословий, здесь по-сказочному, в виде родов - три группы людей, несущих соответственно три основные функции: мудрость (т. е. магически-религиозные познания, по представлениям древних, - источник всех прочих знаний), физическую силу (в основном - ратную), экономическое благоденствие...



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С




Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама