.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Из статьи М. С. Туганова "Элементы театра в осетинском народном творчестве"
(О ряженых на Дзивгисском празднике). В старой Осетии в Куртатинском ущелье в селении Дзивгис ежегодно праздновался день местного дзуара. Сюда собиралось огромное количество людей всех возрастов, женщин и мужчин. Для увеселения народа одного из наиболее способных юношей наряжали в "маймули" (букв, обезьяну). На голову его надевали самодельную маску, с рогами и козьей бородой, с красными ободками вокруг глазных отверстий. Шуба выворачивалась наизнанку, подпоясывалась матерчатым поясом, деревянные, большого размера ружье, кинжал и шашка дополняли наряд шутника. "Маймули" обычно бормотал что-то бессмысленное, никому непонятное, и все это должен был "переводить", а вернее всего сам изобретать, другой юноша - "переводчик". "Маймули" громким голосом разговаривал с народом через "переводчика". А тот с "публикой" и шепотом, на ухо - с "маймули". На все вопросы и шутки собравшихся "маймули" должен был отвечать также остроумно. Это особенно поднимало праздничное настроение собравшихся. Наиболее меткие фразы и шутки "маймули" надолго оставались в памяти народа.

Другого рода представления имели место под Новый год, в день "Басилта". Мальчишки в масках с утра обходили дома с поздравлением и с песней "Ой, басилтæ", а к вечеру появлялась уже группа взрослых юношей в масках. Маски были самодельные, сшитые из крашеного черного или серого сукна, с бородой и с усами и длинными рогами, наподобие козьих или оленьих. Назывались маски "саджы сæр". Войдя во двор юноши пели:
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ, Уæ лæг саг амара, Уæ ус тырын ныййара, Уæ басылы къух мæн фæуа!...


(О сказителе Куырм Бибо). В 80-х годах девятнадцатого столетия в Осетии и за ее пределами был широко известен народный сказитель Бибо Дзугутов - Куырм Бибо, из селения Батакоюрт. Куырм Бибо обладал звучным приятным голосом, он сам себе аккомпанировал на своем "хъисын фæндыр" - е.

Длинный, как палка, наконечник чаши фандыра упирался в самую землю. Чаша, крытая воловьей кожей и прожженная в нескольких местах "судзæн" - ом, была необычно большого размера, это придавало усиленный звук фандыру.

Величина смычка тоже соответствовала размеру фандыра. Сам Куырм Бибо был богатырского телосложения. Правильные черты лица и закрывающая его грудь белоснежная борода, - таков был внешний облик слепца-старика. Несмотря на свою слепоту, Бибо всегда был весел, бодр и остроумен, готов найти ответ на любой вопрос со стороны слушателей. Репертуар его был настолько богат и неисчерпаем, что своими сказаниями и песнями, прибаутками, шуточными песенками и рассказами он в течение всей свадебной недели мог занимать собравшийся на свадьбу народ.

Из статьи М. С. Туганова "Элементы театра в осетинском народном творчестве"


Для молодежи у него были веселые танцевальные мотивы, для любителей народных сказаний и исторических песен - богатые по содержанию и языку "кадджытæ". От грустного сказания о гибели, например, "Маленького Тотрадза" или "Афхардты Хасана" и др., от которых у слушателей показывались слезы на глазах, Бибо сразу переключался на веселые шуточные песенки, заставляя забыть трагизм прошлого; нахмуренные брови слушателей расправлялись, и лица расплывались в широкую улыбку.

В таких случаях лучшей подмогой ему служили его куклы ("чындзытæ"), одетые - мужчины в черкески, а женщины - в девичий наряд. Мальчик-поводырь расставлял кукол на опрокинутой вверх дном небольшой чаше с небольшими отверстиями; куклы вдруг начинали вертеться и плясать под веселую игру Бибо.

Из статьи М. С. Туганова "Элементы театра в осетинском народном творчестве"


Черные шелковые нити шли от пальцев его левой руки ко дну опрокинутой чаши незаметно, откуда путем особого сцепления через отверстия проходили по палочкам нити, на которые были нанизаны куклы, и таким образом приводились в движение. Каждая кукла у Куырм Бибо имела свое имя, и он обращался к ним по имени, хотя сам не мог их видеть. При этом он копировал выкрики осетинских танцев. "Эй, Камболат! Станцуй, пожалуйста, с красивой Аминат!" и др.

Куклы начинали плясать. Изумленные зрители покатывались от хохота, остроты и шутки сыпались со всех сторон, слезы и печаль, вызванные сказаниями, вмиг исчезали.

Таков был народный певец Куырм Бибо Дзугутов.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С








1000000sovetov.ru
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама