.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Как поладили юноша и девушка
Один алдар ехал домой. По дороге ему повстречался юноша. Поприветствовали они друг друга. Молодой всадник стегнул коня и стал ехать слева от алдара. Едут, едут, а алдар не говорит молодому человеку: "возвращайся". Кто знает, сколько проехали, но тем временем дорога исчезла в кустарнике. Юноша говорит старшему:
- Да обратится к тебе благодать, мой высокочтимый старший, но если ты мне позволишь, я бы проложил тебе дорогу.


Ничего не сказал алдар, едет себе дальше, - спотыкаясь о кусты и корни, путники с трудом отыскивают себе путь. Дорога становится все труднее и труднее, так они добрались, наконец, до болотистого места. Юноша вновь говорит старшему:
- Мой высокочтимый старший, да обратится к тебе благодать, но позволь мне сделать мост.


Алдар же подстегивает своего коня и пробирается через топь - что еще могло быть. Прошло немного времени, и стал он вязнуть.

Юноша привязал своего коня к дереву, скинул верхнюю одежду и сначала вытащил алдара на берег. Затем опять прыгнул в болото и, повернув коня вверх ногами, вытащил его на своей спине.

Почистил он травой всадника, усадил его в седло, и отправились они дальше.

Едут, едут и видят большую похоронную процессию.

Спешились путники, остановились, отдали по обычаю долг усопшему. Тогда молодой человек спрашивает:
- Извините, спрашивающий выглядит глупцом, но тот, кого вы хороните, это покойник одного дома, целого селения или всего общества?


Вышел один из тех людей и говорит:
- Усопший - покойник всего общества, и потому оно пришло в движение.

Когда молодой человек услышал такой ответ, он приблизился к покойнику с плачем, ударяя свою голову плетью.

Отправились они дальше на своих конях и через какое-то время спешились у ворот алдара. Гостя алдар проводил в гостиную, сам вошел в хадзар.

У алдара была единственная дочь, порадовалась она отцу, потом спрашивает:
- Папа, а кто же наш гость?

- И кто же он?!.. Повстречался он мне в пути, пристроился сопровождать меня с левой стороны; когда подъехали к лесу, он намеревался проложить мне дорогу, как будто у меня было на это время...

- Живи долго, папа, но если дорога ваша была скверной, то он хотел поискать путь сквозь кустарник, чтобы ехать вам без забот.

- Продолжая свой путь, мы добрались до болота. А там этот сумасброд хотел мне мост построить, чтобы и копыта моего коня не замарались...

- Поверь, что он собирался найти дорогу и иносказательно объяснял это тебе. Ты не послушал его и увяз в грязи...

- А как же ты об этом узнала, тебя ведь там не было?..

- Живи долго, папа, но дело было так: он разделся, вытащил тебя из болота, спас тебя и твоего коня от смерти.

- Дальше там везли покойника, он спрашивает у похоронной процессии: "Это покойник одного дома, целого селения или всего общества?" Такого бестолкового я еще не встречал. И один человек ему ответил: "Усопший - покойник всего общества". И этот оказался не слишком разумен, какой же покойник может быть у общества?

- Живи долго, папа! Твой гость хотел сказать, что не все люди одинаковы: кто-то из них хорош, кто-то плох. Да и хорошие не бывают равно хороши: есть люди, чей дом ни в чем не знает нужды, они содержат его, как чашу с медом, такой человек трудится, насколько позволяют его силы и возможности, для своего дома, для семьи. Но все остальное его не касается... Это человек дома, он хорош для своего дома, он кормилец. Существует и тип людей, которые хороши по-иному: такой тоже не забывает о своем доме, но помимо своего дома он очень полезен целому селению - своим умом, порядочностью и отвагой. Это человек селения, то есть хороший человек для селения, в случае же кончины - покойник для целого селения. А покойником общества становится такой человек, чьего разума и совета хватало на жителей всего общества, кто всех их наставлял на верный путь, оберегал от несчастий. Это человек общества, это великий человек для своего народа...

- Когда мой гость, мой спутник узнал, что покойник был человеком общества, то свернул, достал из-за голенища ноговицы плеть и, ударяя голову, с рыданиями подошел к умершему. Безумец он, совершенный безумец, иначе какое ему дело до чужих покойников.

- Живи долго, папа, но ведь тот, кого слушает весь народ, все общество, тот, чьими советами и разумом жители общества становятся счастливее - он не может быть чужим покойником, нет, ведь он не смотрит на людей взглядом постороннего, а о каждом переживает и заботится, - и если это так, то от такого человека каждому должна доставаться доля: и от радости его, и от потери... А теперь, папа, позволь мне поприветствовать его в гостиной и угостить хлебом-солью.

- Если тебе так этого хочется, то поступай, как знаешь. Только я предупреждаю тебя еще раз: это человек, который не в своем уме.


И девушка приготовила разной еды и напитков. Позаботилась об отце. Потом понесла фынг в гостиную. Поставила фынг и поздоровалась с гостем. Гость поднялся и стоит.

- Усаживайся, пожалуйста, и отведай у нас чего-нибудь.

- Гостю не пристало садиться, пока не предложит госпожа.

- Ты можешь сесть.

Гость уселся. Девушка наполнила бокал и подала его гостю. Гость выпил из бокала и покатил его по полу гостиной. Девушка подняла бокал, наполнила его и опять подала молодому человеку.

Он выпил бокал и бросил его в золу. Девушка подняла бокал, вытерла его и опять налила в него питье. Гость выпил в третий раз и, повернувшись, ударил бокал об основание очага; бокал разбился вдребезги, осколки его заблестели из золы.

Девушка собрала осколки бокала, вытерла их начисто своим платком, оторвала от него угол, завернула осколки и спрятала за пазухой.

Когда гость поест, то смотрит на дверь. Девушка убрала фынг, оседлала коня. Гость вскочил на коня и правой рукой показал в сторону дороги. Девушка подняла руку и провела ею по своим косам. Молодой человек погладил плетью гриву коня, затем показал девушке свои десять пальцев.

Гость уехал, девушка зашла в дом. Отец говорит ей, нахмурив брови:
- Я с трудом себя сдержал в отношении гостя, но как ты ему простила - это меня удивляет. Краем глаза я следил за гостиной. Один раз он покатил твой бокал по полу, другой раз - бросил в золу, на третий раз совсем разбил наш бокал. Не то меня печалит, что бокал сломан, - не большая потеря, но ведь это оскорбление и мне, и тебе... Будь я вспыльчив, показал бы этому невеже, что такое мужчина и как следует вести себя в доме мужчины! Но ему повезло. Прощаю как гостю.

- Поверь, папа, если бы он собирался обидеть нас своими действиями, я тоже смогла бы это понять, и твоя дочь сумела бы сделать так, как надлежит в таких случаях. Но прости меня, папа, я не скрою от тебя того, что произошло между твоим гостем и мною.

- И что же такого примечательного могло произойти, ведь краем глаза я наблюдал за вами?

- Живи долго, папа, твой гость оказался не таким, уж глупцом: он говорил иносказательно, но и твоя дочь немного разбирается в иносказательных речах. Если позволишь, я расскажу о том, что хотел сказать твой гость и чем отвечала ему твоя дочь.
- Ну же, я слушаю тебя.

- Когда я вышла к твоему гостю, когда посмотрела на него, то гость сразу понял, что понравился мне. Когда он покатил первый бокал, это был такой ответ на движение моего сердца: "Катящийся камень не обрастает плесенью, то есть я беден, ничего у меня нет, я бродяга". В ответ, потирая бокал, я дала ему понять: "Ничего, найдем что-нибудь". Бросив бокал в золу, он хотел этим сказать: "Я низкий человек, невоспитанный, бессовестный". Я вытерла бокал до блеска. Этим я сказала, что наставлю его на добрый путь. Разбивая бокал об основание очага, он говорил мне: "Как нельзя починить бокал, так и меня нельзя исправить". Как великую ценность, собрала я осколки и спрятала их за пазухой. Этим я сказала ему: "Кем бы ты ни был, я буду хранить тебя, как бесценное сокровище". Гость сел на коня и взмахом руки предложил мне отправиться в его дом немедленно. Дотронувшись до своих кос, я ответила ему: стыдно мне идти без калыма; а калым за меня так же велик, как число волос в моих косах - столько нужно того, чем платят калым. Тогда он провел плетью по гриве коня, - мол, столько, сколько волос не в твоих косах, а в гриве моего коня. Показал мне еще свои десять пальцев: мол, срок наш - десять дней.


Десять дней показались дочери алдара десятью годами. На десятый день украдкой пошла она на дорогу, смотрит из-под ладони - может, появится путник. Смотрит, а земля наполнилась табунами коней, стадами быков и коров, отарами овец, и все они движутся к дому алдара.

Просветлело лицо девушки, пришла она домой и говорит отцу:
- Папа, посмотри за ворота: твой зять пригнал тебе калым за меня, поля вокруг полны разного скота.





Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С









Охранная организация

<Бронирование авиабилетов по России, горящие авиабилеты, поиск и бронирование отелей
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама