.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Народная медицина
Народная медицина - это область народных знаний, связанных с поддержанием физического и психического здоровья человека. Народные медицинские знания включают представления о возникновении, течении и лечении болезней, о методах и средствах, применяемых при лечении, а также о сопутствующих обрядах и ритуалах.

История народной медицины осетин уходит в глубокую древность, способы лечения различных болезней у предков осетин - скифов описаны еще Геродотом.

Методы лечения. Лечение больных у осетин происходило самыми разными способами, включавшими в себя эмпирические и магические методы. Многие путешественники и ученые, побывавшие в Осетии в XIX - начале XX в., отмечали высокую эффективность методов, которыми народные лекари пользовались при лечении хирургических болезней. Исследователь Кавказа К. Борисевич писал:
"В чем действительно осетины мастера своего дела, - так это по части хирургии и всяких операций. Всякие раны, переломы костей и т. п. излечиваются ими более блестяще, чем опытными хирургами, даже в некоторых случаях их искусство превосходит знания специалистов-хирургов".


Популярным в народе методом лечения различных заболеваний было использование лекарственных трав, из которых делались отвары и настойки, порошки и мази.

Народная медицина


Большим доверием у осетин пользовалось лечение водами. Популярным в народе местом лечения суставных заболеваний был Кармадон - так называется местность у истоков реки Геналдон. Здесь в горячих источниках принимали ванны, чтобы излечиться от ревматизма. Целебные воды из минеральных источников у селения Тиб (в Мамисонской котловине), у селения Багиата (в верховьях Большой Лиахвы), в Хилаке (высокогорная часть Куртатинского ущелья), в Кармадоне и других местах использовали также для лечения пищеварительной и других систем организма.
Религиозные обряды. Народная медицина осетин была тесно связана с традиционными религиозными представлениями. Функция целительства была присуща почти всем святым-покровителям (Уастырджи, Мады Майрам, Сафа, Уацилла и др.) Но были и святые, к которым обращались в случае оспы (Аларды) и эпидемических заболеваний (Рыныбардуаг - имеющий власть над повальными болезнями).

Болезни, эпидемии и эпизоотии, по мнению осетин, насылались некоторыми духами, которым следовало приносить жертвы и совершать молитвы. Всеволод Миллер писал:
«Во время эпидемии молодые люди составляли хор и с трещотками в руках отправлялись по аулам, распевая песни... Приближаясь к аулу, они останавливались, становились в кружок и пели протяжно песни Рыныбардуагу: "Ой, Рыныбардуаг! От тебя наши болезни и здоровье, сохрани этот аул от твоего гнева, старые и молодые-твои гости". Жители аула встречали певчих, приглашали их на площадь и щедро угощали. Подвижный хор в каждом ауле делал ночевку, не переставая петь день и ночь. Жители за это дарили им быков, коров, баранов и проч. Из набранного скота лучшие животные по возвращении в аул приносились в жертву Рыныбардуагу, остальные же делились подворно и затем каждый хозяин откармливал нывонда ко дню Рыныбардуага».


К Мады Майрам обращались с просьбами о рождении детей и даровании им здоровья. Для этого в соответствии с принятым обрядом шли в святилище с ритуальными приношениями, молились и пели песни, обращенные к ней:

Хуыцауы ныййарæг Мады Майрæм!
Уæларвæй рауагъта сызгъæрин асин,
æрцыдис зæххон адæммæ,
Уæй, не'хсин, не стыр ныфс -
Мады Майрæм!
Алы къуыппыл - дæ кувæндæттæ.
Сыкъаджын галтæ - дæ нывондæгтæ.
æвæстаг адæм зæнæгмæ кувынц.
Алы сау хъæдæй дын - буц хуымæллæг.
Алы хуымæй дын - буц бæгæниаг.
Вурхъус нæл фыстæ- дæ нывондæгтæ.
Нæ сабитæ де уазæг, Мады Майрæм!
Кæмæн кæй радтай - цæринаг ын уæд,
Кæмæн нæй, уый та дæ хорзæх фæуæд!
(Матерь божья Мады Майрам!
Спустила с небес золотую лестницу,
Спустилась к земным людям.
Ой, наша госпожа, наша великая надежда -
Мады Майрам!
На каждом холме твои молельни.
Круторогие быки - тебе в жертву.
Бездетные люди просят у тебя детей.
С каждого черного бора тебе нежный хмель,
С каждой пашни тебе лучшее зерно на молитвенное пиво,
Бараны с желтым ушком тебе в жертву.
Наши дети под твоей защитой,
Мады Майрам!
Кого кому дашь - им долгой жизни, А у кого их нет, тем окажи свою милость!)


В случае заболевания кого-либо из членов семьи в доме пеклись три пирога и старший возносил молитву к Создателю и святым с просьбой о помощи и исцелении. В более сложных случаях члены семьи с ритуальными приношениями могли отправиться в святилище и там священнослужитель ("дзуарыпæг") молился святому, чтобы тот простил больному грехи и помог излечиться. Выбор святилища и святого, который мог оказать помощь, зачастую происходил при помощи знахаря ("дæсны"), который путем гадания на палочках ("фæттæй фæрсын') определял прогневавшегося святого.

Отношение к чистоте. Чистоту осетины считают свойством как физическим, так и моральным. Об этом свидетельствует сам язык. Слово "сыгъдæг" означает не только "чистый", но и "святой" ("Сыгъдæг Мады Майрæм" - Святая Мады Майрам).

В противоположность этому слово "чъизи" ("грязный") одновременно означает и "позорный", "подлый". Васо Абаев отмечал, что "красота" и "чистота" не мыслились вне связи с "огнем". Осетинские слова "рæсугъд" ("красивый") и "сыгъдæг" ("чистый") образованы от глагола "судзын" ("гореть", "жечь").

У осетин существовали такие поговорки: "Дзуар сыгъдæг уарзы" - "Святой- покровитель любит чистоту", "æхсад лæгмае фарн кæсы" - "На чистого человека нисходит благодать". В стихотворении "Лæгау" ("Будь мужчиной") Коста Хетагуров так наставляет ребенка:
Фест райсомаей лаегау, Ныхс сапонаей дæхи æмæ-иу скув: Хуыцау, фæдзæхсын дыл мæхи!
(Встань рано, будь мужчиной Умойся, помолись: О, господи единый, Защитой мне явись!)

Осетинский дом всегда отличался своей чистотой. Считалось, что покровитель места и дома Бынатыхицау был придирчив к нерадивым в работе и наказывал за несоблюдение чистоты. Если к надочажной цепи прикасались грязными руками, то, по мнению осетин, ее покровитель - Сафа насылал кожные болезни.

При выборе невесты в первую очередь обращали внимание на ее физическую и моральную чистоту.

Особые требования чистоплотности обычай предъявлял к священнослужителям и паломникам в святые места.

Из очерка Коста Хетагурова "Особа"


Отношение к больному. Весть о заболевании не только взрослого, но и ребенка собирает и из дальних аулов охотников навестить больного. Никакая заразительная болезнь не может остановить посетителей. "Помимо воли божьей никто не заболеет и не умрет".

Тяжелобольного знакомые и родственники не оставляют ни днем, ни ночью. По ночам дежурит главным образом молодежь. Чтобы отвлечь больного от мысли о болезни, они стараются быть веселыми, рассказывают сказки, играют на осетинском фæндыр - небольшой двенадцатиструнной арфе, и под аккомпанемент распевают легенды о нартах, даредзанах и других мифических героях. Любопытство женщин проявляется даже в последние минуты жизни умирающего. Они расспрашивают его о покойниках, - не видит ли он того-то? что делает такой-то, не голодает ли? Кто его окружает? И т. д. Такими вопросами они настраивают воображение больного до такой степени, что он начинает отвечать им.

Оплакивая покойника, к нему иногда обращаются с проклятием - судзгæ фæбадай (сидеть бы тебе в огне), - за то, что он покинул малолетних детей, оставил несчастных стариков без потомства и т.д. В случае смерти оповещаются все соседние аулы, стекаются тысячи готовых разделить горе и скорбь безутешных родственников. Но и здесь осетинский этикет не остается бездействующим. При всем своем несчастии отец не должен оплакивать своих детей, муж - жену.




Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С








Каждый год журнал National Geographic проводит свой конкурс на лучшие фотографии. Последний срок подачи работ — 30 ноября.

Грустная весна, как раз подходит для чтения Грустной волны (sad wave) - блога о независимой музыке.

отдохнуть в загородном отеле с европейским уровнем сервиса у Черного моря на курорте близ Одессы
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама