Народная медицина - это область народных знаний, связанных с поддержанием физического и психического здоровья человека. Народные медицинские знания включают представления о возникновении, течении и лечении болезней, о методах и средствах, применяемых при лечении, а также о сопутствующих обрядах и ритуалах.
История народной медицины осетин уходит в глубокую древность, способы лечения различных болезней у предков осетин - скифов описаны еще Геродотом.
Методы лечения. Лечение больных у осетин происходило самыми разными способами, включавшими в себя эмпирические и магические методы. Многие путешественники и ученые, побывавшие в Осетии в XIX - начале XX в., отмечали высокую эффективность методов, которыми народные лекари пользовались при лечении хирургических болезней. Исследователь Кавказа К. Борисевич писал:
"В чем действительно осетины мастера своего дела, - так это по части хирургии и всяких операций. Всякие раны, переломы костей и т. п. излечиваются ими более блестяще, чем опытными хирургами, даже в некоторых случаях их искусство превосходит знания специалистов-хирургов".
Популярным в народе методом лечения различных заболеваний было использование лекарственных трав, из которых делались отвары и настойки, порошки и мази.
Большим доверием у осетин пользовалось лечение водами. Популярным в народе местом лечения суставных заболеваний был Кармадон - так называется местность у истоков реки
Геналдон. Здесь в горячих источниках принимали ванны, чтобы излечиться от ревматизма. Целебные воды из минеральных источников у селения
Тиб (в Мамисонской котловине), у селения Багиата (в верховьях Большой Лиахвы), в Хилаке (высокогорная часть Куртатинского ущелья), в Кармадоне и других местах использовали также для лечения пищеварительной и других систем организма.
Религиозные обряды. Народная медицина осетин была тесно связана с традиционными религиозными представлениями. Функция целительства была присуща почти всем святым-покровителям
(Уастырджи, Мады Майрам, Сафа, Уацилла и др.) Но были и святые, к которым обращались в случае оспы
(Аларды) и эпидемических заболеваний
(Рыныбардуаг - имеющий власть над повальными болезнями).Болезни, эпидемии и эпизоотии, по мнению осетин, насылались некоторыми духами, которым следовало приносить жертвы и совершать молитвы. Всеволод Миллер писал:
«Во время эпидемии молодые люди составляли хор и с трещотками в руках отправлялись по аулам, распевая песни... Приближаясь к аулу, они останавливались, становились в кружок и пели протяжно песни Рыныбардуагу: "Ой, Рыныбардуаг! От тебя наши болезни и здоровье, сохрани этот аул от твоего гнева, старые и молодые-твои гости". Жители аула встречали певчих, приглашали их на площадь и щедро угощали. Подвижный хор в каждом ауле делал ночевку, не переставая петь день и ночь. Жители за это дарили им быков, коров, баранов и проч. Из набранного скота лучшие животные по возвращении в аул приносились в жертву Рыныбардуагу, остальные же делились подворно и затем каждый хозяин откармливал нывонда ко дню Рыныбардуага».
К
Мады Майрам обращались с просьбами о рождении детей и даровании им здоровья. Для этого в соответствии с принятым обрядом шли в святилище с ритуальными приношениями, молились и пели песни, обращенные к ней:
Хуыцауы ныййарæг Мады Майрæм!
Уæларвæй рауагъта сызгъæрин асин,
æрцыдис зæххон адæммæ,
Уæй, не'хсин, не стыр ныфс -
Мады Майрæм!
Алы къуыппыл - дæ кувæндæттæ.
Сыкъаджын галтæ - дæ нывондæгтæ.
æвæстаг адæм зæнæгмæ кувынц.
Алы сау хъæдæй дын - буц хуымæллæг.
Алы хуымæй дын - буц бæгæниаг.
Вурхъус нæл фыстæ- дæ нывондæгтæ.
Нæ сабитæ де уазæг, Мады Майрæм!
Кæмæн кæй радтай - цæринаг ын уæд,
Кæмæн нæй, уый та дæ хорзæх фæуæд!
(Матерь божья Мады Майрам!
Спустила с небес золотую лестницу,
Спустилась к земным людям.
Ой, наша госпожа, наша великая надежда -
Мады Майрам!
На каждом холме твои молельни.
Круторогие быки - тебе в жертву.
Бездетные люди просят у тебя детей.
С каждого черного бора тебе нежный хмель,
С каждой пашни тебе лучшее зерно на молитвенное пиво,
Бараны с желтым ушком тебе в жертву.
Наши дети под твоей защитой,
Мады Майрам!
Кого кому дашь - им долгой жизни, А у кого их нет, тем окажи свою милость!)
В случае заболевания кого-либо из членов семьи в доме пеклись три пирога и старший возносил молитву к Создателю и святым с просьбой о помощи и исцелении. В более сложных случаях члены семьи с ритуальными приношениями могли отправиться в святилище и там священнослужитель
("дзуарыпæг") молился святому, чтобы тот простил больному грехи и помог излечиться. Выбор святилища и святого, который мог оказать помощь, зачастую происходил при помощи знахаря
("дæсны"), который путем гадания на палочках
("фæттæй фæрсын') определял прогневавшегося святого.
Отношение к чистоте. Чистоту осетины считают свойством как физическим, так и моральным. Об этом свидетельствует сам язык. Слово "сыгъдæг" означает не только "чистый", но и "святой" ("Сыгъдæг Мады Майрæм" - Святая Мады Майрам).
В противоположность этому слово
"чъизи" ("грязный") одновременно означает и
"позорный", "подлый". Васо Абаев отмечал, что
"красота" и
"чистота" не мыслились вне связи с
"огнем". Осетинские слова
"рæсугъд" ("красивый") и
"сыгъдæг" ("чистый") образованы от глагола
"судзын" ("гореть", "жечь").У
осетин существовали такие поговорки:
"Дзуар сыгъдæг уарзы" - "Святой- покровитель любит чистоту", "æхсад лæгмае фарн кæсы" - "На чистого человека нисходит благодать". В стихотворении
"Лæгау" ("Будь мужчиной") Коста Хетагуров так наставляет ребенка:
Фест райсомаей лаегау, Ныхс сапонаей дæхи æмæ-иу скув: Хуыцау, фæдзæхсын дыл мæхи!
(Встань рано, будь мужчиной Умойся, помолись: О, господи единый, Защитой мне явись!)
Осетинский дом всегда отличался своей чистотой. Считалось, что покровитель места и дома Бынатыхицау был придирчив к нерадивым в работе и наказывал за несоблюдение чистоты. Если к надочажной цепи прикасались грязными руками, то, по мнению осетин, ее покровитель -
Сафа насылал кожные болезни.
При выборе невесты в первую очередь обращали внимание на ее физическую и моральную чистоту.
Особые требования чистоплотности обычай предъявлял к священнослужителям и паломникам в святые места.
Из очерка Коста Хетагурова "Особа"
Отношение к больному. Весть о заболевании не только взрослого, но и ребенка собирает и из дальних аулов охотников навестить больного. Никакая заразительная болезнь не может остановить посетителей. "Помимо воли божьей никто не заболеет и не умрет".
Тяжелобольного знакомые и родственники не оставляют ни днем, ни ночью. По ночам дежурит главным образом молодежь. Чтобы отвлечь больного от мысли о болезни, они стараются быть веселыми, рассказывают сказки, играют на осетинском
фæндыр - небольшой двенадцатиструнной арфе, и под аккомпанемент распевают легенды о нартах, даредзанах и других мифических героях. Любопытство женщин проявляется даже в последние минуты жизни умирающего. Они расспрашивают его о покойниках, - не видит ли он того-то? что делает такой-то, не голодает ли? Кто его окружает? И т. д. Такими вопросами они настраивают воображение больного до такой степени, что он начинает отвечать им.
Оплакивая покойника, к нему иногда обращаются с проклятием -
судзгæ фæбадай (сидеть бы тебе в огне), - за то, что он покинул малолетних детей, оставил несчастных стариков без потомства и т.д. В случае смерти оповещаются все соседние аулы, стекаются тысячи готовых разделить горе и скорбь безутешных родственников. Но и здесь осетинский этикет не остается бездействующим. При всем своем несчастии отец не должен оплакивать своих детей, муж - жену.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Каждый год журнал
National Geographic проводит свой конкурс на лучшие фотографии. Последний срок подачи работ — 30 ноября.
Грустная весна, как раз подходит для чтения Грустной волны (
sad wave) - блога о независимой музыке.
отдохнуть в загородном отеле с европейским уровнем сервиса у Черного моря на курорте близ Одессы