.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Магический круг
Мандала является одним из центральных символов этнической культуры осетин и присутствует на всех ее уровнях, в архитектуре, хореографии, визуальных изображениях, ритуальной пище, тем самым оказывая огромное положительное воздействие на психику, как отдельного человека, так и на психологию этноса в целом.
Важнейшим элементом в системе этнической культуры является пища. Пищу принято делить на повсед невную и ритуальную. Последняя имеет, как правило, глубокий знаковый характер.
Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехмастной структуры мироздания, воплощения Солнца, богов и Земли.
В погребальной и поминальной обрядности используется два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами. Отсутствует символ среднего мира - Солнце.
Автор: Humarty    Просмотров: 8113 | Комментировать | Читать дальше
Сафа и Сæрызæд
Для выявления символики осетинской свадебной обрядности большой интерес представляет такой персонаж мифорелигиозной системы осетин, как Сафа. В современной этнографической науке его принято определять как создателя и покровителя надочажной цепи. Наиболее полно этнографический материал о Сафа был систематизирован Л А. Чибировым.
Надо сказать, что уже в рамках традиционного осетинского общества происходило реформирование элементов свадебной обрядности. Касается это и обрядов, связанных с домашним очагом.
Согласно архаическому обряду, невеста, прощаясь с домом отца, должна была трижды обойти вокруг очага в сопровождении шафера с произнесением молитвы.
Автор: Humarty    Просмотров: 6455 | Комментировать | Читать дальше
Руймон: Имя и образ
В фольклорных текстах, записанных от дигорцев, существуют мифологические образы по имени Руймон.
Первая запись такого текста была сделана В. Ф. Миллером от С. А. Туккаева и в переводе на русский язык опубликована в т.2 «Осетинских этюдов» в 1882 г. Текст был приведен в разделе «Домашние обряды», где Руймоном называлось змеевидное чудовище, принесенное в жертву, тело которого служило для обновления душ в загробном мире.
В тексте, записанном М. К. Гардановым, содержанием которого являются космологические процессы, именем Руймон названо атмосферное (непроглядное, черное, шарообразное, движущееся тело, вертящееся «безумным ураганом - смерчью...», черное змеевидное (змея Руймон) явление.
Третий известный нам. текст, где упоминается «Руймон», представляет вариант сказания Нартовского эпоса осетин о гибели Сослана. Согласно большинству вариантов мотива и смерти Сослана, герой умирает от колеса, которое переезжает по уязвимым, незакаленным коленям Сослана. В одном из вариантов колесо носит имя Руймон.
Автор: Humarty    Просмотров: 5768 | Комментировать | Читать дальше
Золотой дождь или возвращение Рекома

Золотой дождь или возвращение РекомаВ традиционном обществе храм является одним из ключевых символов культуры. С ним в той или иной степени соотнесены все важнейшие восприятия человеком картины мира. Храм - это всегда некая «священная гора», где проходит мировая ось (Axsis Mundi), «центр Мира», точка соприкоснове­ния Неба и Земли. Дорога, ведущая к центру, - всегда «трудная дорога», а достижение центра равносильно посвящению, инициации. Среди древностей Осетии особое место занимает святили­ще Реком, еще в конце XIX века внушавшее осетинам священ­ное благоговение. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.

У ученых нет общего мнения о датировке здания дзуара. Самая ранняя версия принадлежит Е. И. Крупнову, относя­щему постройку к первому тысячелетию до н.э., периоду кобанской культуры. Самая поздняя - В. А. Кузнецову, датиро­вавшему святилище XIV-XV веками.
Автор: Humarty    Просмотров: 5020 | Комментировать | Читать дальше
Три этюда. Этюд о Розе. (Современный взгляд на творчество Розы Кочисовой)
Три этюда. Этюд о Розе. (Современный взгляд на творчество Розы Кочисовой)Двадцать два года... В этом возрасте молодые люди только вступают в жизнь. И, хотя не совсем уверенно, но начинают чувствовать себя деятельной силой. Уважительное отношение к старшим, к их авторитету и жизненной практике и почти полное отсутствие своего жизненного опыта, взамен которого имеется лишь молодой идеализм вместе с прекраснодушными мечтами, - вот с чем вступает в жизнь молодой человек, собираясь начать ее. Мы к этому привыкли. И это справедливо.
И как-то трудно говорить после этого о человеке, который уже в двадцать дна года завершил жизнь. Такой факт и удивляет и огорчает. Но если к этому добавить, что человек оставил после себя, кроме горя по поводу несправедливо короткого века, еще и нечто, ставшее для него вечным памятником, а для породившего его народа и частью национального духовного достояния, то такой факт вызывает уже и острое любопытство к столь неординарному человеку. Особенно - если этот человек - женщина...
Автор: Humarty    Просмотров: 8098 | Комментировать | Читать дальше
Сцена и проблема современной деятельности
Сцена и проблема современной деятельностиК своему столетнему юбилею коллектив русского театра подошел с осознанным творческим кредо: современный театр - это социолог, исследующий проблемы, которые волнуют общество. Это - актер, умеющий остроту мысли, гражданственность позиции облекать в эмоциональную яркую форму. Это - режиссура, проникающая в глубинные пласты жизни точным психологическим анализом.
Эта позиция проявляется и во взаимоотношениях театра с классикой. Из всей пестроты ныне употребляемых методов освоения золотого наследия русский театр верен издавна сложившейся на его сцене традиции - постановки спектаклей, в которых ощущается как атмосфера запечатленного историей времени, так и пульс наших дней.
Автор: Humarty    Просмотров: 3643 | Комментировать | Читать дальше
Народный артист СССР Владимир Тхапсаев
Народный артист СССР Владимир ТхапсаевТеатр Северной Осетии невозможно представить без Владимира Тхапсаева. Здесь он вырос, сыграл огромное количество ролей, стал народным артистом СССР. Сегодня Владимиру Васильевичу Тхапсаеву семьдесят.
Он - нынешний день театра и его живая история, которую сам создавал и которую помогал создавать другим, молодым.
Он - старейший артист труппы и по-настоящему современен, ибо обладает совершенным слухом на время и его проблемы.
Он истинно и глубоко предан театру.
Думая сегодня о Тхапсаеве, я думаю и о коллективе в целом, о глубочайшей, взаимопроникающей их неразрывности, о влиянии этой мощной художнической личности на творчество всех, об ответственности успеха, о небудничном, высоком ощущении профессии, о соотношении таланта и времени.
Артистический старт Тхапсаева был стремительным. Юноша, которого привела в город из села мечта о большом искусстве, он начал скромно - поступил в 1933 году в студию при Русском драматическом театре, одновременно став рабочим сцены, а через два года перешел в Осетинский театр в качестве актера вспомогательного состава и помощника реквизитора. Однако очень скоро он не только вошел в основной состав труппы, но и занял в ней видное положение. Что определило столь быстрый его взлет?
Автор: Humarty    Просмотров: 9322 | Комментировать | Читать дальше
Народный артист РСФСР Юрий Леков
Как это происходит, когда из разрозненных фрагментов сценического материала, из подчас взаимоисключающих и сменяющих друг друга положений и решений начинает вдруг выкристаллизовываться цельное, обозримое взглядом и постигаемое мыслью произведение, а именно - новый спектакль? А если это еще и музыкальный спектакль?
Процесс этот вполне уловим в деталях - вот поиски оптимального сценографического решения, вот нахождение и акцентирование опорных драматургических и музыкальных точек, постановка актерских задач, мизансценическая раскадровка. Но до самого последнего момента, до этого важного и волнующего дня - дня премьеры - процесс рождения спектакля остается неуловимым в главном. Великая тайна искусства так и остается тайной. И лишь когда заискрится светом сотен внимательных глаз зрительный зал, когда эта «четвертая стена» сомкнётся со сценой в едином порыве контактности и сопричастности - только тогда перед нами, зрителями, возникнет результат, этот долгожданный конечный пункт на пути поисков, сомнений и внезапных озарений на совсем еще неизведанных путях.
Автор: Humarty    Просмотров: 5743 | Комментировать | Читать дальше
Кукольная педагогика (Заслуженный деятель искусств СОАССР М.Гаев)
Кто-то умный заметил, что память - это детская, в которой постаревшие дети пытаются играть старыми сломанными игрушками. Но в таком случае, игра маленьких детей вполне добротными, например, куклами, это гостиная, в которой еще не повзрослевшие взрослые играют в будущую взрослую жизнь. Во всяком случае работа любого кукольного театра зиждется на этом предположении, ибо кукольный театр является чем-то вроде школы для подготовки детей к неизбежным гражданским обязанностям и отношениям, в которые общество ставит каждого взрослого, хочет он того или нет. И нравственные правила в этой особенной школе с кукольным миром персонажей остаются в сущности теми же, что и у вполне добропорядочных граждан цивилизованного общества. По крайней мере, вполне достоверно можно утверждать, что эти различия здесь менее существенны, чем между куклой и живым человеком, ибо хорошо известно, что детское переживание по поводу вымысла, разыгрываемого в кукольном спектакле, чаще всего оказывается даже более глубоким, чем чувства взрослых людей в реальной жизни по поводу самых достоверных событий сходного характера.
Автор: Humarty    Просмотров: 5688 | Комментировать | Читать дальше
Единицы измерения и размерные модули северокавказского традиционного жилища
Единицы измерения и размерные модули северокавказского традиционного жилищаТрадиционное жилище народов Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX вв. имело несколько типологических разновидностей, сохраняя однорядную планировку. На равнине было распространено турлучное вытянутое в плане жилище с двух или четырехскатной крышей. Оно имело две разновидности планировки - на западе у адыгских народов преобладало однокамерное жилище, либо с наличием отдельных построек для родителей и женатых сыновей и гостей, либо эти помещения пристраивались друг к другу так, чтобы образовывался вытянутый в одну линию «длинный дом». На востоке у осетин, ингушей, чеченцев преобладал двухкамерный дом, оба помещения имели, как указывается в литературе, самостоятельный выход, но полевой материал показывает также, что чеченское двухкамерное турлучное жилище начала XX в. имело и сообщающиеся комнаты, хозяйскую и гостевую с проходом через первую.
В горах Северо-Западного Кавказа и Восточной Чечни было известно несколько вариантов срубного жилища, среди которых как особый тип выделяется многокамерное карачаевское жилище с крытым двором. Его ранней формой могло быть однокамерное срубное жилище.
Автор: Humarty    Просмотров: 11618 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама