.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Изучение руской лирики во взаимосвязи с творчеством Коста Хетагурова
Дзатцеева HA.

Изучение руской лирики во взаимосвязи с творчеством Коста ХетагуроваПри изучении русской классической лирики, как в русской, так и национальной школах используется много общих методов и приемов работы. Но бесспорно и то, что в условиях национальной школы необходимо учитывать и специфические особенности обучения, в частности одновременное изучение родной и русской литератур, что предоставляет дополнительные возможности для активизации учебного процесса. Безусловно, содержание и структура занятий могут при этом варьироваться в русской и национальной школах, но определяющей остается не предметная содержательность, а методическая аранжировка. И здесь одним из эффективных путей интенсификации и активизации учебного процесса является осуществление межпредметных связей. Как утверждает современная дидактика, знания, включенные в широкую межпредметную систему, оказываются более прочными, осмысленными. А как свидетельствуют данные психологической науки, "в восприятии каждого явления искусства в той или иной мере участвует весь постоянно меняющийся опыт человека, все, что он когда-либо испытал, вся та информация, которую он несет в себе".

Способная по природе своей быстро откликаться на все новое в жизни, лирика стала любимым родом в осетинской литературе. Она широко представлена в программе по литературе национальной школы. Но установление межпредметных связей при изучении русской и осетинской литератур следует понимать широко - это и выявление общих мотивов и проблематики, и типологически сходных явлений, образных и сюжетных параллелей, и фактов взаимодействия, творческих контактов и т.д.

Тема духовного родства поэзии Коста Хетагурова с творчеством выдающихся деятелей русской литературы представляет непреходящий интерес при изучении русской лирики в осетинской школе. Так, при изучении классиков русской литературы творчество Коста Хетагурова может предрасположить, эмоционально настроить учащихся, вызвать необходимые ассоциации, способствовать возникновению интереса к личности русского поэта, а "интерес к личности писателя обычно возбуждает интерес к его творчеству, произведениям".

Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова учитель во вступительной беседе может рассказать об открытии 16 августа 1889 года памятника русскому поэту ко дню его 75-летия.

Правящие круги стремились придать празднованию этой замечательной даты официальный характер. На этот раз они не скупились на похвалу великому поэту, при этом вытравлялся мятежный и бунтарский характер его поэзии.

Газета "Северный Кавказ" в № 68 1899 года писала: "Художник Хетагуров, напомнив лермонтовского Пророка, между прочим, высказал, что пусть этот праздник послужит стимулом для нашего возрождения к лучшему, честному, доброму, пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде".

Коста Хетагуров посвятил открытию памятника Лермонтову свое проникновенное стихотворение "Перед памятником". В этом стихотворении Коста Хетагуров выступил в защиту Лермонтова, назвав его "жертвой интриг и опалы".

В 1901 году в связи с 60-летием со дня кончины Лермонтова Коста Хетагуров написал стихотворение "Памяти Лермонтова", в котором осетинский поэт прославляет лермонтовский "могучий стих" и призывает современников, осетинскую интеллигенцию продолжить традиции русской классической лирики.

Из всего многообразия аспектов взаимосвязей литератур рассмотрим лишь такой сложный в методическом отношении вид работы, как сопоставительный анализ. "Самым драгоценным умственным сокровищем" считал И.М.Сеченов эту способность сравнивать. В методическом пособии В.Стоюнина "О преподавании русской литературы" находим замечание: "Посредством сравнения лучше выявляется характер и особенности произведения". "Достоинство вещей, - писал В.Г.Белинский, - вернее всего познается и определяется в сравнении. Да, сравнение есть самая лучшая система и критика изящного". Основоположники методики преподавания литературы в школе Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков и другие в практике преподавания постоянно обращались к приему сравнения. Так, М.А.Рыбникова утверждала, что "чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений". Известный литературовед В.М.Жирмунский отмечал: "Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления /индивидуальной, национальной, исторической/, а, наоборот, только с помощью сравнения можно определить, в чем заключается эта специфика".

купить пакеты оптомтолько у производителя



Целесообразность использования сравнительного анализа подтверждается в работах многих методистов. "Всякого рода сопоставления по сходству и контрасту образов, ситуаций можно признать очень полезным приемом", - утверждал известный методист В.В.Никольский.

Опираясь на достижения сравнительно- типологического литературоведения, учитель-словесник может на уроке литературы проводить сравнительный анализ произведений русской и осетинской литературы в самых разнообразных его видах.

Сопоставительный анализ - это сложный для учащихся вид работы, что, конечно, следует учитывать при подборе материала. Прежде всего, отбирать следует наиболее убедительные и соответствующие возрастным возможностям учащихся отрывки из литературных произведений.

Сравнительный анализ, как показывает практика, наиболее эффективен, если его начинать с сопоставления произведений, близких по тематическому и идейно-художественному звучанию. При этом целесообразно сравнение только тех произведений, которые рекомендованы школьной программой для текстуального изучения. Вначале это может быть небольшой, но тематически цельный отрывок.

Так, при изучении стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" представляется возможным отметить близость эстетических идеалов в понимании назначения поэзии Пушкиным и Коста Хетагуровым.

А.С.Пушкин "Памятник"
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Коста Хетагуров "Надежда" /перевод И.Иринина/
Несу я, как семя, поэзию в мир,
А сердце народа!
Как нива оно,
Где светлые всходы взрастить мне дано.

Великий русский поэт Пушкин и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров провозглашают воспитание благородных мыслей и чувств высшим назначением поэта на земле. Творчество поэта, по их мнению, должно быть пронизано гуманизмом, будить "чувства добрые" и выращивать на ниве сердец человеческих "светлые всходы".

На тему назначения поэта и поэзии программой рекомендовано изучение стихотворения Н.А.Некрасова "Элегия". Близко и родственно ему стихотворение Коста Хетагурова "Я смерти не боюсь".

Для сопоставления можно предложить строфы, несущие основную идейно-смысловую нагрузку.
Н.А.Некрасов "Элегия"
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.

Коста Хетагуров "Я смерти не боюсь..."
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык; как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

В приведенный строфах ясно прослеживается мысль, что назначение поэта состоит в общественном служении, лира поэта принадлежит родине, народу.

Предметом сравнения могут стать общие для классиков русской литературы и Коста Хетагурова мотивы любви к простому народу, сочувствия его страданиям, протеста против гнета и деспотизма, мотивы борьбы за его независимость, а также и родственные образы в изображении величественных картин природы Кавказа, свободолюбивого характера горцев и т.д.

Сравнивая произведения русских писателей и Коста Хетагурова, учащиеся более глубоко и осознанно воспримут и индивидуально-художественное своеобразие каждого из них, проявят интерес к образной системе, поэтической детали. Знакомясь с языковыми средствами, при помощи которых создается художественный образ, учащиеся вместе с тем получат представление о своеобразии стиля каждого из писателей.

Изучение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" можно провести в форме обучающего сопоставительного анализа со стихотворением Коста Хетагурова "Не верь, что я забыл родные наши горы":
Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры
И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,
Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
Тем слаще и милей мне грезится свиданье
Со всем, мне дорогим в родных моих горах.

Не бойся за меня!— Я не способен к мщенью,
Но злу противиться везде присуще мне,—
Не бойся!— я и здесь не дамся оболыценью
Красавиц, чуждых мне по крови и стране...

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —
Тебя, родной аул и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь... все помыслы и силы,—
Всего себя лишь вам я посвятить готов...
Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..

Как видим, оба стихотворения проникнуты искренней любовью к Родине, подлинным лиризмом, сочетающимся с высокой гражданственностью. Едино поэтическое настроение обоих стихотворений, задушевность, искренность поэтов в выявлении чувств. В обоих стихотворениях явно ощущается глубокая грусть, угадываемая в стихотворении Лермонтова, поэтически взволнованно выраженная Коста Хетагуровым.

Всмотримся в строки стихотворения Лермонтова "Родина":

И взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

Удивительную емкость и глубину приобретают здесь слова "дрожащие огни печальных деревень". В эпитетах "дрожащие", "печальные" выражены горестные эмоции, в них глубокая грусть и щемящая тоска. В стихотворении же Коста Хетагурова от начала и до последней строки ощущается напряженный драматизм, тоска по родине, горечь разлуки с ней, острая его печаль:
Чем тягостней изгнанье,
Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
Тем краше и милей мне грезится свиданье
Со всем мне дорогим в родных моих горах.

Неизмерима печаль поэта, для которого изгнание "тягостно", мрак "беспробуден".

Оба стихотворения написаны в форме лирической исповеди. Но если "Родина" Лермонтова - это скорее раздумье о родине, о народе, о своем отношении к ним, Лермонтов как бы в присутствии собеседника делится своими сокровенными чувствами, мыслями, то стихотворение Коста Хетагурова - это страстное, взволнованное обращение к отчизне, признание в неизмеримой любви к своему народу и родному краю.

Искренне и просто выражена любовь к родине у Лермонтова. "Лермонтовское признание в любви к народу, родной земле лишено громких слов, оно чуждо прикрас и многословий. Речь поэта чеканна, афористична". Его родина - это народная крестьянская Россия. Об этом свидетельствует и отбор лексики: "изба, покрытая соломой", "полное гумно", "с резными ставнями окно", "пляска с топаньем и свистом".

Природа в стихотворении Лермонтова одухотворена и созвучна мятежной душе поэта. Великий русский поэт рисует реальные картины величественной природы России, величавой и по-своему прекрасной:

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...

Простым и точным языком, лишенным высокой патетики, создает поэт пейзажи родной природы, которые вызывают восхищение величием и ширью родной земли, ее бескрайними просторами. Полны очарования картины неброской красоты русской природы, с любовью выписанные поэтом.

Музыкальность звучания речи, естественность и задушевность придают особую, неповторимую красоту стихотворению, проникнутому светлой печалью.

Стихотворение Коста Хетагурова написано в ином лексическом плане. Форма поэтического обращения определила патетику, его поэтический синтаксис. В стихотворении широко представлены риторические вопросы, обращения, восклицания: "Нет, друг мой, никогда!", "Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?" и т.д.

В стихотворении нет конкретных образов и картин родной природы, так как раскрытие темы любви к родине он решает несколько иначе, чем Лермонтов. Русский поэт создает близкие ему реальные картины родной природы. Коста Хетагуров создает в стихотворении лишь один обобщенный образ, используя три постепенно усиливающих картину эпитета: "густой, безоблачный, глубокий небосвод". Осетинский поэт охотнее использует такие стилистические фигуры, как анафору, инверсию:

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот...

Начальное слово "люблю" несет здесь основную смысловую нагрузку.

В особо патетических местах, когда эмоциональное напряжение достигает наивысшего накала, автор не договаривает свою мысль, иными словами, использует прием умолчания:

Вы так мне дороги, так бесконечно милы...

Голос поэта словно прерывается от переполняющих его чувств, от затрудненного от волнения дыхания: "За вас отдам я жизнь, все помыслы и силы, - всего себя лишь вам я посвятить готов..."

При сопоставительном анализе можно отметить не только общность тематики, но и глубже проникнуть в образный мир поэтического произведения.

В качестве самостоятельной работы можно предложить учащимся сравнить стихотворения Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда" со стихотворением Коста Хетагурова "Тревога". Материалом для сопоставительного анализа могут служить последние строфы из обоих стихотворений. Перед учащимися ставится конкретная задача - сравнить тематику, отбор лексики, отметить особенности поэтического стиля.
Коста Хетагуров "Тревога" /перевод М.Исаковского/
Мне слышатся стоны из скал поднебесных,
Родная земля, - из груди из твоей...
И где бы ты ни был, мой друг неизвестный, -
На клич, на призыв мой приди поскорей.
Он слышен и мертвым.
И если укрыться
Решил от него ты, - позор тебя ждет...
Осетия! Можешь ли ты покориться
Пришельцу-алдару, что мучит народ.
Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же зна
чит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Учащиеся, как представляется, справились с поставленной целью. Приведем лишь некоторые ответы:
"В обоих стихотворениях авторы обращаются к одной теме, которая всегда волновала передовых людей - теме бедствий и скорби народа. Горе народное Н.А.Некрасов сравнивает с разлившейся в половодье Волгой. То есть скорбь народная необозрима". /З.Наниева/.

"Коста Хетагуров и Н.А.Некрасов, выражая страдания народных масс, находят единый поэтический образ-слово "стон". У Некрасова это стон мужиков России, у Коста Хетагурова - горцев-бедяков. У Некрасова мы читаем: "Где народ, там и стон". У Коста Хетагурова: "Мне слышатся стоны из скал поднебесных, родная земля, из груди из твоей" /А.Тургиев/.

"Свое горькое раздумье о судьбе родного народа Некрасов заканчивает вопросом-обращением. Смысл заключительных строк в стихотворении Коста Хетагурова тот же - покорится ли народ своей горькой участи или поднимется на борьбу" /Ф.Сланов/.

Сопоставляя стихотворения, учащиеся привели интересные, на наш взгляд, наблюдения над индивидуальными особенностями и своеобразием языка каждого из поэтов:
"Различен отбор лексики в каждом из стихотворений. В стихотворении "Тревога", которое звучит торжественно, определяющими стали такие словосочетания, как "скорбь народная", "стон бесконечный", "духовно почил". Коста Хетагуров отбирает слова. Создающие колорит кавказской природы и быта - "пришелец-алдар", "скалы поднебесные" и т.д. /И.Ваниев/.

А как вы думаете, что значит счастье в жизни человека? Это хорошая машина, прибыльный бизнес или любящая женщина рядом? Давайте разберемся вместе, что такое счастье для человека и как стать счастливым.

Анализ письменных работ свидетельствует, что, сравнивая близкие по тематике произведения двух поэтов, учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают индивидуально-художественное своеобразие поэтического стиля Некрасова и Коста Хетагурова. В ответах учащихся прослеживается интерес к поэтической детали и образной системе каждого поэта. Приведем лишь некоторые примеры из их работ:
"В обращении Некрасова к народу большую роль играет подтекст. За глубоким и горестным вздохом: "Эх, сердечный!" слышится и сочувствие народу, и скорбь самого автора, и упрек за его долготерпение. Обращение же к народу у Коста Хетагурова - это клич, который, и поэт уверен в этом, будет услышан. Название каждого стихотворения соответствует его содержанию. У Некрасова - это размышление, поэт настраивает читателя на раздумье. Стихотворение Коста Хетагурова - это тревога, ею пронизано все произведение от начала до конца" /Р.Акиев/.

"Торжественное обращение к народу у Коста Хетагурова как бы заключает в себе и ответ, который легко угадывается, так как поэт взывает к чувству собственного достоинства, чести, долга каждого гражданина. Призыв этот не терпит отлагательства, откликнуться на него необходимо немедленно" /И.Карасаева/.

Наблюдения учащихся, их высказывания убеждают в результативности использования при анализе текста лирических произведений /небольших по объему и легко обозримых/ сопоставительного анализа. При сравнительном анализе, знакомясь с лингвистическими средствами, при помощи которых создается художественный образ, учащиеся получают представление и о своеобразии стиля каждого поэта.

Кроме того, сопоставительный анализ стихотворений активизирует внимание учащихся, способствует восприятию поэтического произведения как произведения искусства слова.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ч.Рудин И. Информация и художественность //Художественное восприятие. -Л., 1974. - С. 28.

2.РыжеволоваА.В. Изучение русской литературы во взаимосвязи с родной литературой в национальной школе. - Нальчик, 1960. - С. 39

3. Северный Кавказ. 1899. № 68.

4.Стоюнин В. О преподавании русской литературы. - Санкт- Петербург, 1868. - С. 51.

5.Белинский В.Г. Полн.собр.соч. - М: АН СССР, 1953.-Т. 1.-С. 130
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама