.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Историческая интерпретация о Мазуке Кантемурти
Уарзиати В. С.

История народов Кавказа многосложна и поучительна. Тесное переплетение этнических, культурно-бытовых явлений и процессов определили интерес исследователей к этому региону. События и факты, имевшие место здесь в отдаленные времена, продолжают привлекать внимание потомков. В условиях ограниченности письменных источников заметную роль начинает играть фольклор, он сохранил интересные фрагменты неписаной истории повседневности, в том числе и сюжеты о взаимоотношениях соседних народов. Следовало бы подробнее остановиться на значимости исторического фольклора, однако наличие емкой статьи проф. В. И. Абаева "Осетинская традиционная героическая песня" позволяет непосредственно перейти к теме.

Специфика взаимосвязей грузин и осетин нашла свое отражение в героической песне о набеге жителей горной Дигории на одно из селений в Раче. Существует несколько вариантов текста, представленного песнями и преданиями, известно несколько записей, сделанных в дигорском ущелье в 1904, 1909, 1922, 1940 годах и позже, фиксация была осуществлена М. Тугановым, Г. Базиевым, К. Казбековым со слов известных сказителей Маза Будтути, Татаркана Туйганти, Бекира и Дзахо Хамицати. Фольклорист Т.Д. Хамицаева записала вариант текста в 1961 г. В сел.Дзинага старый пастух Дзекка Ортабаев в 1978 г. поведал мне предание о набеге его земляков в Тезе". Именно так в устах местного населения именуется сел.Геби в горной Раче. В других районах Осетии оно называется "Хъиба". Часть указанных текстов опубликована, а другая хранится в отделе рукописных Фондов Северо-Осетинского института гуманитарных исследований.

Данный текст уже привлекал внимание специалистов. Т. А. Хамицаева уделила достаточно внимания его всесторонней характеристике. Ею был использован пересказ грузинской версии этого сюжета, который был опубликован в статье Л.Майсурадзе Тебское общество", материал песни использовал А.Р.Чочиев. С моей стороны были привлечены варианты грузинских и балкарских версий о набегах жителей Северного Кавказа на селения рачинцев. Прямое отношение к данной теме имеют и две балкарские песни: "Чори" и "Кайсыны".

Прежде чем начать анализ исторических реалий в песне о Мазуке Кантемурти, считаю необходимым коротко напомнить сведения социально-экономического и хозяйственно-культурного характера, этот шаг позволит глубже вникнуть в специфику тесных взаимосвязей народов Центрального Кавказа на стыке горной Дигории /Дигоргом/, Балкарского ушелья /Малкъар аузу/ и горной Рачи /Мта Рач'а/.

Длительное соседство в идентичных условиях природно-географической среды составило единство хозяйственных, социальных и культурно-исторических факторов. В своем взаимодействии они способствовали активным процессам в этнокультурной сфере, система горных троп связывала жителей горных районов по обе стороны Главного Кавказского хребта. Балкарцы, имеретинцы, рачинцы, сваны, осетины пользовались в своей повседневности множеством перевальных путей. Они представляли собой один из значительных узлов, на котором покоилась важнейшая система коммуникаций Центрального Кавказа. Эта система способствовала укреплению хозяйственных связей и в первую очередь - торговле, носившей меновой, полунатуральный характер.

отдых и путешествия в Китае

Приведенные факты свидетельствуют об устойчивом обмене продуктами скотоводства и предметами ремесленного производства. Тем более, что потоки торговли действуют по принципу кругооборота, только будучи замкнутыми в единую систему. Уместно будет вспомнить мнение историка Фернана Броделя: "... обмен порождал разом предложение и спрос, ориентируя производство, вызывая специализацию обширных экономических регионов, с этого времени ради собственного выживания связанных со ставшим необходимым обменом". Торговля обеспечивала возможность интенсивных контактов и в других сферах обмена, а именно - традиционной культуры.- Хорошо известны материалы о куначестве, смешанных браках, двуязычии и лексических заимствованиях среди осетин-дигорцев и грузин-рачинцев. Не останавливаясь на всех многочисленных примерах, подчеркну лишь их исключительную важность для установления и развития политических связей. В нашем распоряжении оказываются любопытные документы и свидетельства первой половины XIX века. Они характеризуют некоторые реалии из истории взаимоотношений двух народов в рассмотренном регионе.

В конце мая 1802 г. действительный статский советник А.Е.Соколов был послан к имеретинскому царю с конкретным дипломатическим поручением. Подробный дневник этого путешествия был случайно обнаружен и опубликован отдельной книжкой в 1874 г. В нем содержится очень интересная информация о жителях Сурх-Дигорского общества, перепечатанная в рецензии Н.Воронова на указанную книгу в одном из выпусков "Сборника сведений о кавказских горцах".

Автор "Путешествия..." детально донес до нас события тех далеких лет и дал исчерпывающий анализ. В частности, он сообщал, что сел. Геби "выстроено довольно порядочно из камня со многими высокими башнями или бойницами, по обеим берегам реки Риона..." По его данным , жители Мта-Рача, "хотя признают имеретинского царя своим владельцем, но между собой власти не терпят. У них нет моурава, ни одного старшины; существуют же без всяких прав, кроме относящихся к собственности личной каждого. Царь имеретинский Соломон 1, их покоривший, не взыскал с них никаких податей, но для сохранения доброго согласия с дигорцами, и именно с селением черкесетов, отдал право старшинам оных, что когда они будут приезжать в Имеретию, чтобы в сих селениях жители без платы им делали угощение и к сим, же старшинам относились на расправу в случаях между ними распрях, что доныне существует".

В середине XIX века сами феодалы Стур-Дигорского общества доносили в "Комиссию по разбору сословных прав горцев Терской области" подобные же сведения. Возвышая свое социальное положение, представители фамилий Царгасат утверждали, что "предки их, желая удержать власть над народом, отдались под защиту имеретинского царя Баграта II и служили в рядах его войска, за что были щедро награждаемы и даже признавались владетелями, с правами наследия верхне-рачинских деревень Геби, Чиора и Глали".

По материалам известного фольклориста Е.Б.Вирсаладзе, аналогичные факты известны и в другой этноконтактной зоне. Жители Мтиулети обязаны были принимать и угощать соседних осетин. В предании "Завещание рода Бурдули" повествуется об осетинском гнете, установленном в грузинских селениях на южном склоне Крестового перевала. "Нападали на нас осетины в старину. Сегодня на село Арахвети, завтра на Млету, послезавтра на Сетурни... Куда придут они, должны им белого бычка зарезать, навар из костей сварить, пивом напоить. А кроме того, мартебул и (называли - девушку или молодую женщину должны были им привести, ночью уложить с ними для забавы. Должны были принимать их по жребию".

Даже поверхностное знакомство с приведенными свидетельствами говорит о широком спектре взаимоотношений. Естественно, все указанные факты неравнозначны, практику взаимных набегов мы сегодня относим к числу негативных явлений. При этом будем помнить, что история многих народов изобилует ими, набеги были типичным явлением традиционного быта. Древнейшие упоминания о них связаны со скифскими реалиями, описанными в Гатах Заратуштры. Еще более подробно они изложены в нартовском эпосе алан-осетин. Набеги были хорошо известны в быту осетин -потомков скифо-сармато-алан вплоть до нового времени.

Вахушти подчеркивал, что осетины "не знают денег, но к деньгам приравниваются войлок чоха, холст, сукно, овца, корова, пленник, и торгуют ими между собой". Обращаю внимание на такие статьи обмена и, соответственно, дохода, как скот и невольники.




Загляните сюда Zapel Zestoko Barmalei - Смешные стихи, песни и рассказы выполненные в очень оригинальной и прикольной озвучке!

Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама