В различных памятниках народной культуры осетин (фольклор, орнаменты, ритуальные предметы и др.) мир изображался не реалистически, а символически - при помощи цвета, чисел и геометрических фигур, образов животных, птиц, растений. Такое символическое отражение мироздания, свойственное народной культуре, принято называть
"мифопоэтической моделью мира".Важнейшими параметрами вселенной в мифопоэтической модели мира являются пространство и время.
Образы пространства. Пространство
осетины представляли состоящим из трех основных зон: верхней (мир Бога и святых), средней (мир людей) и нижней (подземный мир). Для обозначения трех миров использовались различные способы. Так, в осетинской культуре широко распространен образ мирового древа, крона которого символизирует верхний мир, ствол - средний, корни - нижний мир. Например, когда в святом месте к ветвям дерева привязывают белые и красные ленточки, это является символом укрепления связи между человеком и высшими силами.
Предки осетин -
скифы для обозначения трех зон мироздания использовали так называемый зоологический код. Верхний мир изображался при помощи птиц, средний - копытных животных, нижний - при помощи хищников.
В обрядовой практике часто используются геометрические символы:
например, три круглых и три треугольных пирога, которые также отражают вертикальную структуру пространства. Три ритуальных пирога являются пространственной моделью вселенной, состоящей из трех миров: верхнего, среднего и нижнего.Цветовые символы помогают понять значение многих фольклорных текстов. Так, в одной осетинской сказке говорится, что если ухватишься за рога белого барана, то окажешься на белом свете, если же за рога черного барана - то в седьмом подземном мире. Белый цвет считался цветом жрецов, красный - воинов, желтый - указывал на тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Желтый цвет - цвет зерна, жира и меда считался символом плодородия. Священнослужитель -
дзуарылæг исполнял свои обязанности в белом одеянии. В дни святого Тутыра всем членам семьи на правый рукав одежды пришивали красный крестик в качестве оберега.
В народной культуре осетин отразилась и цифровая модель мира. Число три считается счастливым, так как символизирует троичную организацию пространства, а число два чаще используется в поминальной обрядности. Четыре стороны света по горизонтали и три зоны мира по вертикали составляют священное число семь. Это число особо почиталось еще скифами, у которых существовал культ семи богов. У осетин - это культ семи святых ("авд дзуары"). В сказках и песнях часто упоминаются семь небес -
"авд арвы", семь подземных миров -
"авд дæлдзæхы", семь дорог -
"авд фæндаджы".Время и ритуал. Если в современной культуре время имеет линейный характер, то в традиции оно циклично и чаще всего изображается как круг. Самый простой пример - календарный год, который завершается и вновь открывается Новогодним праздником, знаменующим победу космоса (то есть божественного порядка) над хаосом (беспорядком и злом). Мифопоэтическое сознание исходит из того, что мир к концу каждого цикла приходит в упадок, и для того, чтобы его возродить, нужен ритуал. Конец цикла в обрядах символизирует жертва (бык, баран), она как бы доводит работу хаоса до конца. Жертва расчленяется по определенному правилу, варится, а затем вновь соединяется на праздничном столе, символизируя воссоздание организованного пространства через зоологическую модель мира (голова животного - верхний мир, шея - средний мир, курдюк - нижний мир). Ту же задачу моделирования мира, его воссоздания из хаоса, выполняют три ритуальных пирога и пиво - напиток бессмертия. Старший на праздничном пиршестве произносит молитву, в которой рассказывает о сотворении мира и людей, прославляет высшие силы и просит их о помощи. Человек через причастие, пробуя ритуальную пищу и питье, приобщается к возрожденному миру и новому времени, тем самым в него входят силы для продолжения жизни.
Центр мира или мировая ось. В основе символа мировой оси лежит идея о возможности сообщения между миром людей и миром святых. В макрокосмическом плане этот символ может изображаться как мировое древо, мировая гора. В микрокосмическом - центральный опорный столб в жилище или очаг с надочажной цепью. В традиционных культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений Богу и небесным святым, для направления к ним своих просьб. Многие осетинские святилища находятся высоко в горах. Подъем на гору к святому месту символизирует путешествие к центру мира, обеспечивающее надежную связь с высшими силами.
"Картина мира" и родной язык. Мифопоэтическая модель мира лежит в основе представлений народа о жизни природы, общества и отдельного человека. Эти представления называют "картиной мира".
Особенности культуры народа ярко отражаются в его языке. Языку отводится особая роль в формировании "картины мира" каждого отдельного человека. Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и организации мироздания. Язык - это не просто средство выражения мыслей, но и форма, от которой часто зависит образ мыслей человека. Картины мира, существующие в культуре разных народов, значительно отличаются друг от друга.
Традиционная народная культура постепенно и последовательно, через разные жанры фольклора, формировала в сознании ребенка модель мира, описывала картину мира. Таким образом, закладывался мировоззренческий фундамент формирующейся личности, удовлетворялась одна из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, то есть в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нем.
Колыбельная песня
Огромное значение в формировании сознания ребенка придавалось колыбельным песням. Все народы поют их своим детям.
В приводимой ниже осетинской колыбельной песне через сказочные образы и символы показана пространственная организация мира, отражены традиции народа и его идеалы. Жучок-путешественник легко преодолевает границы между нижним, средним и верхним мирами, сражается с врагами, ходит на охоту, устраивает пиры, а самое главное - обладает сердцем, которое наполнено радостью.
Ло-ло, ло-ло, а-ло-ла! Пусть мальчик
поспит. Вон жук идет, Он свои шажки
считает, Этот жук-жучок, Его крылья –
блестящие, На поясе - острый кинжал, А
на нем - серая черкеска.
- Куда идешь, жучок?
- С гор иду на равнину!
- Чем живешь на равнине?
- Черной травы корешком, Белой травы верхушкой!
- А где ты живешь там?
- В яичной скорлупе - мой дом, По лезвию ножа моя дорога, Игольное ушко - моя дверь.
- Как зовут твоих сыновей?
- Тинта и Тыбылта.
- Чем играют твои солнышки?
- Тин играет топором, Ударяет по нему пяткой, Топор подлетает до неба, Звезды стряхивает с него. Проламывает небесную дверь. Однажды открытой она осталась, Одна черная лошадь выглянула из нее.
- Кто заплетал ей хвост?
- Сырдон заплетал, сила заплетала.
- Что ты тогда сказал Сырдону?
- Дай мне, Сырдон, одну свою стрелу...
- А зачем тебе одна моя стрела?
- Хочу истребить ею своих врагов, Тура скатить (с горы), Пригласить друзей на пир!
- Далека, жук, твоя дорога, Отдохни пока у нас! Погости пока у нас,
Иди сюда, к моему солнышку,
И принеси ему добрые сны!
Вот жук пришел,
Радостью полно его сердце.
Колыбель качает малышу.
Сказание сказывает моему солнышку!
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Сервис контекстной рекламыНи что не красит женщину так, как беременность. Но не смотря на это, все равно актуальным остается вопрос
можно беременным красить волосы. Спросим у специалистов.