.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Модель мира в традиционной культуре осетин
Модель мира в традиционной культуре осетинВ различных памятниках народной культуры осетин (фольклор, орнаменты, ритуальные предметы и др.) мир изображался не реалистически, а символически - при помощи цвета, чисел и геометрических фигур, образов животных, птиц, растений. Такое символическое отражение мироздания, свойственное народной культуре, принято называть "мифопоэтической моделью мира".

Важнейшими параметрами вселенной в мифопоэтической модели мира являются пространство и время.

Образы пространства. Пространство осетины представляли состоящим из трех основных зон: верхней (мир Бога и святых), средней (мир людей) и нижней (подземный мир). Для обозначения трех миров использовались различные способы. Так, в осетинской культуре широко распространен образ мирового древа, крона которого символизирует верхний мир, ствол - средний, корни - нижний мир. Например, когда в святом месте к ветвям дерева привязывают белые и красные ленточки, это является символом укрепления связи между человеком и высшими силами.

Предки осетин - скифы для обозначения трех зон мироздания использовали так называемый зоологический код. Верхний мир изображался при помощи птиц, средний - копытных животных, нижний - при помощи хищников.

В обрядовой практике часто используются геометрические символы: например, три круглых и три треугольных пирога, которые также отражают вертикальную структуру пространства. Три ритуальных пирога являются пространственной моделью вселенной, состоящей из трех миров: верхнего, среднего и нижнего.

Цветовые символы помогают понять значение многих фольклорных текстов. Так, в одной осетинской сказке говорится, что если ухватишься за рога белого барана, то окажешься на белом свете, если же за рога черного барана - то в седьмом подземном мире. Белый цвет считался цветом жрецов, красный - воинов, желтый - указывал на тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Желтый цвет - цвет зерна, жира и меда считался символом плодородия. Священнослужитель - дзуарылæг исполнял свои обязанности в белом одеянии. В дни святого Тутыра всем членам семьи на правый рукав одежды пришивали красный крестик в качестве оберега.

В народной культуре осетин отразилась и цифровая модель мира. Число три считается счастливым, так как символизирует троичную организацию пространства, а число два чаще используется в поминальной обрядности. Четыре стороны света по горизонтали и три зоны мира по вертикали составляют священное число семь. Это число особо почиталось еще скифами, у которых существовал культ семи богов. У осетин - это культ семи святых ("авд дзуары"). В сказках и песнях часто упоминаются семь небес - "авд арвы", семь подземных миров - "авд дæлдзæхы", семь дорог - "авд фæндаджы".

Время и ритуал. Если в современной культуре время имеет линейный характер, то в традиции оно циклично и чаще всего изображается как круг. Самый простой пример - календарный год, который завершается и вновь открывается Новогодним праздником, знаменующим победу космоса (то есть божественного порядка) над хаосом (беспорядком и злом). Мифопоэтическое сознание исходит из того, что мир к концу каждого цикла приходит в упадок, и для того, чтобы его возродить, нужен ритуал. Конец цикла в обрядах символизирует жертва (бык, баран), она как бы доводит работу хаоса до конца. Жертва расчленяется по определенному правилу, варится, а затем вновь соединяется на праздничном столе, символизируя воссоздание организованного пространства через зоологическую модель мира (голова животного - верхний мир, шея - средний мир, курдюк - нижний мир). Ту же задачу моделирования мира, его воссоздания из хаоса, выполняют три ритуальных пирога и пиво - напиток бессмертия. Старший на праздничном пиршестве произносит молитву, в которой рассказывает о сотворении мира и людей, прославляет высшие силы и просит их о помощи. Человек через причастие, пробуя ритуальную пищу и питье, приобщается к возрожденному миру и новому времени, тем самым в него входят силы для продолжения жизни.

Модель мира в традиционной культуре осетин


Центр мира или мировая ось.
В основе символа мировой оси лежит идея о возможности сообщения между миром людей и миром святых. В макрокосмическом плане этот символ может изображаться как мировое древо, мировая гора. В микрокосмическом - центральный опорный столб в жилище или очаг с надочажной цепью. В традиционных культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений Богу и небесным святым, для направления к ним своих просьб. Многие осетинские святилища находятся высоко в горах. Подъем на гору к святому месту символизирует путешествие к центру мира, обеспечивающее надежную связь с высшими силами.

"Картина мира" и родной язык. Мифопоэтическая модель мира лежит в основе представлений народа о жизни природы, общества и отдельного человека. Эти представления называют "картиной мира".

Особенности культуры народа ярко отражаются в его языке. Языку отводится особая роль в формировании "картины мира" каждого отдельного человека. Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и организации мироздания. Язык - это не просто средство выражения мыслей, но и форма, от которой часто зависит образ мыслей человека. Картины мира, существующие в культуре разных народов, значительно отличаются друг от друга.

Традиционная народная культура постепенно и последовательно, через разные жанры фольклора, формировала в сознании ребенка модель мира, описывала картину мира. Таким образом, закладывался мировоззренческий фундамент формирующейся личности, удовлетворялась одна из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, то есть в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нем.

Колыбельная песня


Огромное значение в формировании сознания ребенка придавалось колыбельным песням. Все народы поют их своим детям.

В приводимой ниже осетинской колыбельной песне через сказочные образы и символы показана пространственная организация мира, отражены традиции народа и его идеалы. Жучок-путешественник легко преодолевает границы между нижним, средним и верхним мирами, сражается с врагами, ходит на охоту, устраивает пиры, а самое главное - обладает сердцем, которое наполнено радостью.

Ло-ло, ло-ло, а-ло-ла! Пусть мальчик
поспит. Вон жук идет, Он свои шажки
считает, Этот жук-жучок, Его крылья –
блестящие, На поясе - острый кинжал, А
на нем - серая черкеска.
- Куда идешь, жучок?
- С гор иду на равнину!
- Чем живешь на равнине?
- Черной травы корешком, Белой травы верхушкой!
- А где ты живешь там?
- В яичной скорлупе - мой дом, По лезвию ножа моя дорога, Игольное ушко - моя дверь.
- Как зовут твоих сыновей?
- Тинта и Тыбылта.
- Чем играют твои солнышки?
- Тин играет топором, Ударяет по нему пяткой, Топор подлетает до неба, Звезды стряхивает с него. Проламывает небесную дверь. Однажды открытой она осталась, Одна черная лошадь выглянула из нее.
- Кто заплетал ей хвост?
- Сырдон заплетал, сила заплетала.
- Что ты тогда сказал Сырдону?
- Дай мне, Сырдон, одну свою стрелу...
- А зачем тебе одна моя стрела?
- Хочу истребить ею своих врагов, Тура скатить (с горы), Пригласить друзей на пир!
- Далека, жук, твоя дорога, Отдохни пока у нас! Погости пока у нас,
Иди сюда, к моему солнышку,
И принеси ему добрые сны!
Вот жук пришел,
Радостью полно его сердце.
Колыбель качает малышу.
Сказание сказывает моему солнышку!






Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С











Сервис контекстной рекламы

Ни что не красит женщину так, как беременность. Но не смотря на это, все равно актуальным остается вопрос можно беременным красить волосы. Спросим у специалистов.
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама