|
|
 |
 Одним из наиболее ярких сюжетов нартовского эпоса является сказание о том, как нарт Урузмаг с помощью гигантского орла попал в подводное царство и там убил маленького мальчика, не подозревая о том, что это его родной сын. Этот сюжет получил различные толкования. В.Ф.Миллер сравнил рассматриваемый сюжет с персидским сказанием об убийстве Рустемом своего сына Сохраба, причем, Рустем, как и Урузмаг, не знал о том, что убивает своего сына. В.Ф.Миллер полагал, что в данном случае следует говорить о влиянии персидского эпоса на осетинский. Он отметил также, что в русских былинах аналогичный мотив связан с именем Ильи Муромца. Ж.Дюмезиль положительно отнесся к параллелям В.Ф.Миллера, подчеркнув, что не может быть случайным тот факт, что в одном и том же нартовском сюжете встречаются две "рустемовских" темы: убийство отцом своего сына и гигантский орел, доставивший Урузмага в подводное царство, напоминающий птицу Симург из "Шах-наме", а также сказочного Сизого Орла, угрожающего Илье Муромцу посреди моря. Ж.Дюмезиль отметил также, что в абхазских версиях нартовского эпоса мотив убийства отцом своего сына (своих сыновей) связан с именем Сасрыквы - двойника осетинского Сослана.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 При изучении русской классической лирики, как в русской, так и национальной школах используется много общих методов и приемов работы. Но бесспорно и то, что в условиях национальной школы необходимо учитывать и специфические особенности обучения, в частности одновременное изучение родной и русской литератур, что предоставляет дополнительные возможности для активизации учебного процесса. Безусловно, содержание и структура занятий могут при этом варьироваться в русской и национальной школах, но определяющей остается не предметная содержательность, а методическая аранжировка. И здесь одним из эффективных путей интенсификации и активизации учебного процесса является осуществление межпредметных связей. Как утверждает современная дидактика, знания, включенные в широкую межпредметную систему, оказываются более прочными, осмысленными. А как свидетельствуют данные психологической науки, "в восприятии каждого явления искусства в той или иной мере участвует весь постоянно меняющийся опыт человека, все, что он когда-либо испытал, вся та информация, которую он несет в себе".
|
 |
|
|
 |
|
 |
 Два столетия отделяют нас от той романтической эпохи, когда Герард Миллер, Ян Потоцкий и Юлиус Клапрот выяснили для европейской науки, что позднейшие осетины - это "аланы сегодня". Время не лечит. Научно установленный факт продолжает вызывать противоположные чувства: радостное удивление у одних и странное неудовольствие у других. Жорж Дюмезиль принадлежит к первой категории, в которую входят все дети и ученые. "Я уже не раз подчеркивал, - пишет Ж.Дюмезиль о нартовском эпосе, - что интерес этого эпического собрания заключается, прежде всего, в удивительно верной передаче осетинами структуры мышления, которая очень давно - наверно, уже более двух тысячелетий - не отвечает их социальному строю... Причины такой сохранности и способы ее нам неизвестны... В XIX в., когда стали записывать осетинские сказания, они сохранились уже лишь в памяти много знающих, но не профессиональных сказителей. Дело обстояло примерно так же, как с русскими былинами. Но материал древнейших русских былин - с тех пор, как они стали складываться во времена скоморохов и до того, как были записаны в прошлом веке - просуществовал менее шести столетий, и русский народ не знал того отрыва от родной почвы и потрясений, в результате которых из одной скифской ветви, прикрепленной к южнорусской степи, произошли запертые в сердце Кавказа осетины.
|
 |
|
|
 |
|
 |
В нашей республике, как и во всей нашей стране, репрессировали людей /по делу и не по делу/; но вряд ли в какой другой - репрессировали народную песню. В Северо-Осетинской республике такая участь постигла одну из самых популярных песен - о Хазби Аликове. По словам ныне покойного директора Северо-Осетинского научно-исследовательского института Х.С.Черджиева, областным комитетом партии было принято специальное постановление о том, чтобы /цитирую дословно/ "...текст песни о Хазби считать реакционным, музыку /вероятно, мелодию - Т.Х./ - прогрессивной". Несмотря на это, я, занимаясь исследованием осетинского историко-песенного фольклора, не могла обойти молчанием цикл песен и сказаний о Хазби Аликове и посвятила ему один из разделов своей монографии "Историко-песенный фольклор осетин", подготовленной к изданию в 1971 году. Книга была издана только через два года.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 Осетины - небольшой народ, численностью около 600000, - населяют центральную часть Кавказского хребта и прилегающие предгорья. Сами себя осетины называют «ир». У античных и средневековых авторов они известны под названием алан и ас, русские летописи называют их яс. Современное русское название «осетин» идет из грузинского Осети - Осетия. Осетия делится на две части, северную и южную. Первая входит как автономная республика в Российскую Федерацию, вторая - в Грузинскую республику в качестве автономной области. Границей между Северной и Южной Осетией служит Главный Кавказский хребет. По происхождению осетины относятся к североиранской группе индоевропейской семьи. Отдаленные предки осетин, известные в исторических источниках под названием скифов, массагетов, саков, сарматов, роксолан, алан, населяли в древности обширную территорию на юге России и в Средней Азии. В начале нашей эры одно из сарматских племен - аланы - продвинулось на Северный Кавказ и, смешавшись с местными кавказскими народностями, дало начало современной осетинской нации.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 В мировой истории есть немало примеров, когда гениальные представители разных народов рождались в один год. Может, это случайность, а может, и закономерность. Но, например, 1799 год знаменателен для мировой культуры тем, что в этом году родился целый ряд гениальных людей, в том числе Пушкин и Оноре-де-Бальзак... В истории народов Северного Кавказа 1859 год по праву считается особенно знаменательным. Не только потому, что в том году русский генерал князь Барятинский пленил в высокогорном Гунибе легендарного имама Шамиля, после 25-летней освободительной войны горцев Северного Кавказа за свою национальную независимость... Судьбе угодно было, чтобы в 1859 году родились два выдающихся народных поэта, балкарец Кязим Мечиев и осетин Коста Хетагуров. В 1994 году литературные круги и общественность страны торжественно отметили 135-летний юбилей талантливых певцов новой жизни, свободы, равноправия, дружбы и братства народов. Ранее, по решению ЮНЕСКО 130-летний юбилей Коста Хетагурова отметили во всем мире: В данной статье автор, не претендуя на безошибочность своих рассуждений, сравнений и поисков, пытается провести небольшие параллели между Коста и Кязимом, в творчестве которых было так много схожего и общего.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 Кавказ издавна привлекал многочисленных путешественников, ученых, писателей, русских и иностранных, оставивших много воспоминаний, заметок, монографий о быте, культуре, языке народов Кавказа. Правда, до Пушкина мотивы о Кавказе редко и поверхностно затрагивались в русской литературе. Кавказ был тогда мало изученным краем, и только изредка в стихотворениях М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, Г.Р. Державина встречались упоминания о нем. В начале XIX века появилось первое произведение о Кавказе - роман Нарежного "Черный год или горские князья". С 1818 года часто бывал на Кавказе А.С.Грибоедов, восхищавшийся природой Кавказа, о чем свидетельствуют такие его произведения, как "Дележ добычи", "Грузинские ночи", "Хищники на Чегеме". В 1822 году появилось первое крупное произведение А. С. Пушкина о Кавказе - "Кавказский пленник". Поэма дала мощный толчок развитию кавказских мотивов в стихотворных и прозаических произведениях. С этого времени кавказская тематика приобретает широкую популярность в русской художественной литературе.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 Лексические встречи осетинского языка с адыгским нашли широкое освещение в работах профессора В.И.Абаева «Осетинский языки фольклор», «Историко-этимологический словарь осетинского языка». В этих трудах установлено наличие в осетинском словаре лексического слоя, восходящего к адыгскому источнику. 8 него входят термины и слова, выражающие самые различные понятия. Весь адыгский лексический материал в осетинском распадается на две неравные части: большая часть отмечается в одном дигорском диалекте, а меньшая часть - в обоих диалектах одновременно. В диахроническом срезе в этом лексическом фонде выделяются слова, относящиеся к субстрату, и слова позднего заимствования. Анализ фонетических особенностей этого лексического фонда показывает, что осетинские формы слов являются отражением адыгских фонетических обликов. Несмотря на более тесный контакт между кабардинцами и осетинами на протяжении последних веков, осетинские формы отражают часто не современное, а более раннее состояние фонетики кабардинского языка. В отдельных осетинских формах проглядывают черты адыгского языка-основы. Большинство слов этого общего фонда для обоих языков поддается этимологии с помощью адыгских языков. Одни слова разлагаются на составные части, представляющие собой самостоятельные слова и корни или грамматические формы, а в других мотивированы отдельные части.
|
 |
|
|
 |
|
 |
 Существует особая группа слов, каждое из которых служит названием местности (включая в себя вместе с тем и понятие единичности) и наименованием племени или народа (включая к тому же и понятие множественности) и тогда это слово ставит глаголы и местоимения в формы множественного числа, напр., ир цӕрынц Кавказы астӕу, уыдон цӕрынц... (осетины живут в центре Кавказа, они живут...). Этот тип слов, обозначающих и местность (топонимы) и ее население (и тогда они этнонимы), можно было бы назвать здесь за двоякую роль «топоэтнонимами». О таком типе слов писал В.Ф. Миллер следующее: «Употребляют слово «ир» в собирательном смысле, как, напр., слова «Русь», «Мордва» и т.п., так что слово «ир» значит и «Осетия» и «осетины». Сюда относятся и некоторые названия бывших «горских обществ», напр., куырдтат (Куртатия, куртатинцы) в ущелье Фиагдона, Къуы-дар (Кударо, кударцы) - в ущелье р.Пацадон (Южная Осетия).
|
 |
|
|
 |
|
 |
Календарь |
 |
|
 |
« Февраль 2025 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
|
 |
|
 |
|