Важнейшей частью культуры жизнеобеспечения является пища. Традиционная пища осетин готовилась из продуктов, произведенных в условиях земледельческо-скотоводческого (зернового и мясомолочного) хозяйства. Небольшую часть рациона
осетин составляли продукты собирательства и охоты. В горных районах овощной и растительный компонент был представлен незначительно, источником витаминов и других биологически необходимых элементов питания становились дикорастущие растения.
Пищу в науке принято делить на повседневную и ритуальную (которая, в свою очередь, делится на праздничную, похоронно-поминальную, жертвенную), а также престижную и непрестижную.
Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда и снедь из мучных, молочных и растительных продуктов.
Блюдом принято называть продукт, не предназначенный для хранения и готовый к употреблению без какой-либо дополнительной обработки (например: суп, каша и т. п.). Снедь же допускает более или менее длительное хранение (например: сыр, хлеб и др).
Мучная пища. Из повседневных мучных изделий следует выделить чурек из кукурузной муки
("нартхоры кæрдзын"). Как отмечал Коста Хетагуров, кукурузная лепешка с куском сыра или чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды составляла обыкновенно обед и ужин взрослого осетина.
Пшеничная мука в Осетии использовалась для приготовления праздничных пирогов с разнообразной начинкой. Хлеб из пшеничной муки был редкостью. Дрожжевой пшеничный хлеб назывался
"æнхъизæнджын".Немаловажную роль в осетинской кухне играл овес, из которого готовились три наиболее популярных в народе блюда:
"быламыхъ", "хомыс" и "къæлуа". Для изготовления этих блюд овес в зерне предварительно варился, высушивался и шел в помол: мука просеивалась и поступала на стол. В первом случае в одной чашке подавалась мука, в другую наливали квас. Каждому предоставлялась возможность разбавлять
"быламыхъ" по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же частей, предварительно мятый -
"хомыс". Наконец, такое же тесто, но более крутое и рассыпчатое -
"къæлуа".К названным видам пищи по способу приготовления и вкусовым качествам примыкает ряд блюд из предварительно прожаренных зерен ячменя. В осетинском фольклоре часто употребляется просьба витязя дать ему в дорогу еды, которую "легко нести и приятно есть"
("хæссынæн æнцон, хæрынæн адджын'). Вероятно, речь в данном случае шла о муке, приготовленной из предварительно сваренных или обжаренных зерен злаков.
Из овсяной муки готовили вид киселя -
"цымгæ". Для этого муку разводили холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили. Получалась желеобразная масса, которую ели с чесночным соусом ("цæхдон').
В Осетии были распространены изделия из ячменного солода. Солод, обладавший необычным вкусом, был одной из древнейших сладостей. Из него пекли лепешки ("задын') и пироги ("лакъами').
Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу
"сир". Подавали ее обычно с топленым маслом. Из кукурузной муки готовили вид галушек ("хæлтъамæ"). Тесто разрезали на части, бросали на полчаса-час в кипящие растительные супы.
Растительная пища. В весенне-летнем рационе присутствовали блюда с различными травами, одно из них -
"цæхæра". Готовилось оно из семи разных трав (крапива, лебеда и др.), которые варились, мелко рубились. Затем зелень добавляли в сметану вместе с сырыми яйцами и кукурузной мукой и варили. Весной часто пеклись пироги с начинкой из свежего сыра и черемши (дикого лука) -
"давонджын".Переселение осетин с гор на равнину привело к тому, что повседневная пища осетин обогатилась продуктами полеводства и огородничества. На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте. Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками (
"картофджын" - с картофельным пюре и мягким сыром,
"цæхæраджын" - с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром,
"къабускаджын" - с тушеной капустой и луком,
"насджын" - с тыквой и луком и др.).
Молочная пища. Важное место в питании осетин занимало молоко и продукты его переработки
("урсаг"). Среди них следует выделить осетинский сыр
("цыхт"), отличавшийся высокими вкусовыми и питательными свойствами. Путем заквашивания молока сычугом
("ахсæн") готовился сыр двух видов: свежий мягкий сыр
("фæлмæн цыхт") и твердый соленый сыр ("хъæбдер цыхт"). Твердый сыр либо хранился в бочке с рассолом ("хæндыджы цыхт"), либо сушился
("хус цыхт'). Мягкий сыр служил начинкой для приготовления пирогов, а твердый - являлся снедью. Заготовка твердого сыра происходила обычно в конце лета и начале осени. Он хранился под прессом в кадках с рассолом из молочной сыворотки
("суардзæхдон") и требовал тщательного ухода. После получения сыра оставалась сыворотка, которую употребляли в свежем
("сылы"), и кислом
("хуырх") виде.
Из свежего малосольного сыра готовили вид каши -
"дзыкка". Для этого сыр бросали в котел с небольшим количеством воды, подсыпая понемногу пшеничной муки, непрерывно помешивали деревянной лопаточкой в одном направлении и нагревали до тех пор, пока масса не начнет тянуться в длинные нити и выделять масло. Аналогичную по вкусовым качествам кашу готовили и из сметаны ("царвæхсидæн"). В старину эти блюда считались почетным женским угощением, хотя и мужчинам не возбранялось их есть.
Из молока делали масло в специальных маслобойках ("хъуылæг") или кожаных бурдюках ("лалым"). Взбитое свежее масло ("нæлхæ", "гарачъи") осетины перетапливали и получали топленое масло ("царв"), которое могло долго храниться.
После взбивания масла оставалась кисломолочная масса - пахтанье
("мисын"), из которой, в свою очередь, могли приготовить творог
("къæдор").
Мясная пища. Мясные блюда были немногочисленны. Осетины предпочитали мясо, сваренное без всяких приправ
("къуыдырфых дзидза"), а также жаренное на огне
("физонæг").
Престижными блюдами считались рагу из говядины
("лывзæ") и курятины
("карчы цурд"). Вареную курицу расчленяли на мелкие кусочки, бросали в котел со сливками, приправленными пахучими травами, перцем и доводили до кипения.
Редко кому, отмечал Коста Хетагуров в очерке "Особа", удавалось заготовить себе на зиму лакомые копченки из баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, серна, лань). Из внутренностей готовили несколько видов колбасы, более характерных для осенне-зимнего рациона питания
("руд", "дзормæ").Повседневная пища осетин могла включать также мясные, куриные и растительные супы, приправленные различными специями. Подавались они всегда в конце еды.
Повседневные напитки. К повседневным напиткам осетин можно отнести молоко и молочные сыворотки (свежую -
"сылы", кислую -
"хуырх"), квас
("къуымæл") и брагу
("махсымæ"). К древним кисломолочным напиткам относятся кефир, заквашенный посредством грибков
('къæпытымисын') и пахтанье из обезжиренного молока
("мисын').Брага отличается от кваса тем, что ей дают больше времени для брожения, а стало быть в ней присутствует некоторый процент алкоголя. Брагу иногда смешивали с медом. Приготовление этих двух напитков единообразно: крупно перемолотый ячмень или просо замешиваются на воде, вывариваются, а затем подвергается брожению. В качестве бродильных средств применяются солод и дрожжи. К повседневным напиткам можно отнести и второсортное пиво
("къаматтаг").
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Литературный клубВкусные салаты