.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Народная музыкальная культура
Народная музыкальная культураНародная музыка. Осетинская народная музыка включает инструментальные наигрыши, плясовые мелодии ("цагъд"), мелодии песен, музыкальное сопровождение сказаний; к музыкальной культуре обычно относят и причитания ("хъарджытæ").

Исполнение музыкальных произведений голосом или на музыкальных инструментах чаще всего бывало приурочено к праздничным дням и радостным событиям. Непременным атрибутом осетинского праздника были пение и танцы. Поэтому плясовые и песенные мелодии составляют самую значительную часть народной музыки.

Плясовые мелодии были тесно связаны с осетинской хореографией. Для всех танцев, исполнявшихся на народных празднествах, существовали разные варианты музыкального сопровождения. Постоянно сочинялись новые мелодии для самых популярных танцев. Их исполняли не только в качестве аккомпанемента для танцующей на игрище молодежи. Зачастую темы плясовых мелодий использовали также для инструментальных фантазий-импровизаций.

Умение сочинять песни было в Осетии достаточно распространенным явлением, а умение петь носило массовый характер. Этнограф Савва Кокиев писал:
"Редко встретишь осетина, не умеющего петь. Не поет только тот, кто от природы совершенно лишен слуха и музыкальных дарований... Существуют специальные вечеринки, которые проводятся в пении и музыкальной игре до самого утра".


Народная музыкальная культура


Как правило, народные песни исполняются хором мужчин. Один из них - певец-солист ведет основную мелодию, а остальные подпевают. Втора называется "хъырнын" (ирон.), "фæрсаг" (дигор.). Коста Хетагуров отмечал, что пение было достоянием, главным образом, мужчин, причем взрослого поколения. Ни одно торжественное событие не обходилось без мужского пения.

Репертуар женских песен был меньшим. Женщины исполняли колыбельные песни, некоторые трудовые (при валянии войлока или взбивании масла), обрядовые (при "вызывании дождя"). Шуточные песни очень часто состояли из двух партий и исполнялись девушкой в паре с молодым человеком.

Причитания - народный музыкальный жанр очень древнего происхождения. Связанные с похоронным обрядом, словесные плачи имеют свой ритм и напев. Причитания были особым языком, с помощью которого осуществлялось общение с умершими. Чаще всего искусными плакальщицами бывают вдовы или женщины, пережившие трагическую смерть близких людей.

Музыкальные инструменты. Осетины обладали богатым музыкальным инструментарием, включавшим духовую, струнную, ударную и клавишно-язычковую группы. В сознании народа жило представление о том, что гармоничный звук может преобразить природу. Об этом пелось в сказании об Ацамазе:
Сау хонхи бæрзондæй ку ниццагъта
æ сугъзæрийнæ хæтæлæй:
Будур хъуæцæ кæнун райдæдта.
Уæдта цъæх æрттевун дæр райдæдта,
Туацъий хъамилтæй сæргин сæгтæ
æма и гъæуæнзтæ и будуртæмæ
æруæзтæ, æруæзтæ искъæрунтæ байдæдтонцæ.
(С вершины Черной горы заиграл Ацамаз На своей золотой свирели: И заклубились паром равнины, А потом засверкали свежей зеленью; Пышнорогие олени и лани из камышей Стадами помчались на равнины.)
Для небожителя Уастырджи, согласно Нартовскому эпосу, арфой служила грива его коня - в одном сказании так говорится об этом: "Высокий Уастырджи смотрел с высоты и на землю спустился, отбивая копытами своего коня, точно такт в ладоши, играя, как на струнах фандыра, на волосах гривы коня, золотым голосом напевая и подпевая себе..."


Народная музыкальная культура


По другому сказанию из Нартовского эпоса, арфа ("дыууадæстденон фæндыр") была создана Сырдоном, тоскующим о своих погибших сыновьях.

Приведем общую схему классификации музыкальных инструментов, составленную известным осетинским композитором Феликсом Алборовым.

Духовые-Флейтовые: а) "уасæн" (свистулька); б) "уадындз" (свирель).
Тростевые: а) "удæвдз" (стили); б) "лалым-уадындз" (волынка).
Мундштучные: а) "фидиуæг" (сигнальный рожок).
Струнные - Смычковые: а) "хъисын фæндыр" (род скрипки); б) "хъырнæг[i]
фæндыр" (букв, "подпевающий").

Щипковые: а) "дыууадæстæнон фæндыр" (двенадцатиструнная арфа); б) "дала-фæндыр" (род балалайки).
Ударные - Мембранные: а) "гуымсæг" (двусторонний барабан); б) "дала" (бубен).
Самозвучащие: а) "къæрцгæнæг" (трещотка).
Клавишно-язычковые - Пневматические: а) "ирон хъандзал фæндыр" (гармоника).
Духовые инструменты принято считать самыми древними. Реже других в наше время используется волынка. Осетинское название волынки состоит из имен двух предметов: "лалым" - это бурдюк, кожаный мешок, а "уадындз" - свирель.

Одним из излюбленных струнных инструментов, под аккомпанемент, которого исполнялись нартовские сказания, песни и танцы, был "хъисын фæндыр". Это род скрипки с 2-3 струнами из конского волоса и чашеобразным корпусом из дерева. Верхней декой ему чаще всего служила натянутая козья кожа. Смычок представлял собой согнутую в виде лука трость с натянутым на нее конским волосом. У каждой струны было свое название. "Хъисын фæндыр" изготавливался вручную из твердых пород дерева.

В отличие от инструмента "хъисын фæндыр", "хъырнæг фæндыр" имел в основании не одну, а две чаши и обладал более громким звуком.

Особым престижем пользовался "дыууадæстденон фæндыр" - разновидность небольшой угольной арфы с двенадцатью струнами, изготовленными из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности многим народам. Считается, что толчком к созданию этого инструмента послужил звук тетивы лука при спускании стрелы. Появление арфы на Кавказе ученые связывают с предками осетин - скифами. Еще в начале XX в. арфа была достаточно широко распространена в Осетии, но в настоящее время вышла из обихода. Традиционно она была связана, прежде всего, с такой формой музыкально-поэтического творчества, как исполнение нартовских сказаний.

"Дала фæндыр" - еще один распространенный в прошлом щипковый инструмент с 2-3 струнами. Под его аккомпанемент исполнялись лирические и бытовые песни, танцы.

Осетины использовали и ударные инструменты, особенно необходимые для отбивания танцевального ритма. "Гуымсæг" - это двухсторонний барабан. Его деревянный цилиндрический корпус с обеих сторон был обтянут кожаной мембраной. "Дала" - деревянный обруч шириной 12-13 см. С внешней стороны он обтянут кожаной мембраной, с внутренней стороны нередко имеет деревянные бубенцы, создающие звеняще-ритмический эффект.

Трещотка "къæрцгæнæг" состоит из нескольких деревянных пластинок четырехугольной формы, натянутых свободно на шнур из сыромятной кожи, который соединяет их с крайней пластинкой-рукояткой. Чтобы получить щелкающий звук, исполнитель держит рукоятку в правой руке и ударяет трещоткой по левой ладони в такт исполняемой музыке.

Со второй половины XIX в. в Осетии широко распространилась гармоника ("ирон хъандзал фæндыр"), потеснившая другие инструменты. Как показывают археологические находки, гармоника была известна еще средневековым аланам. Ее возвращение в XIX-XX вв. связано с развитием ремесла и торговых связей, которые вновь сделали доступным этот сложный в изготовлении инструмент. Интересно, что на остальных инструментах обычно играли мужчины, а распространение гармоники позволило девушкам активно приобщаться к музыкальному исполнительству.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама