.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Устное народное творчество
Устное народное творчествоУстное народное творчество осетин включает в себя многочисленные сказки, эпические сказания, предания, легенды, песни, притчи, пословицы, поговорки и загадки. Созданные на протяжении веков, они передавались из поколения в поколение. Для каждого осетина, независимо от его положения в обществе и благосостояния, возможность присутствовать при исполнении эпических сказаний и других произведений фольклора была радостным, волнующим событием. Один из путешественников, попавший когда-то в бедный крестьянский дом, написал с удивлением:
"Часто целые длинные зимние вечера в темной сакле, вокруг чадящего очага проводят они в безмолвном наслаждении, слушая старого сказочника или песенника".


Сказитель. Особая роль в сохранении и развитии осетинского фольклора принадлежала сказителю. «Кадæггæнæг» - так осетины называли исполнителя эпических сказаний. Это мужское занятие было сродни функциям священнослужителя. Ученые сравнивают сказывание эпических песен с культовым действием, вводившим слушателей в мифологическое время и пространство, мир предков и героев. Коста Хетагуров писал:
"Игра на двух - и двенадцатиструнном фандыре (род скрипки и арфы) и длинные повествования под их аккомпанемент были исключительной привилегией наиболее даровитых мужчин".


Сказители не только сохраняли и передавали эпическую традицию следующим поколениям, они творчески перерабатывали ее, создавали новые произведения. В обществе сказители пользовались высоким уважением. Они исполняли свои произведения на народных собраниях, семейных и общественных праздниках. Между сказителями устраивались состязания на лучшее исполнение нартовских сказаний.

Устное народное творчество


Осетинские сказители обычно были не только знатоками эпоса, но и талантливыми певцами, рассказчиками сказок и преданий. Имена таких выдающихся певцов и сказителей, как Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дзарах Саулаев, Кертиби Кертибиев, Сабе Медоев, Гаха Сланов, Леуан Бегизов, Дрис Таутиев и др., навсегда останутся в памяти народа.

Сказания о нартах. Эпическое сказание (ед. ч. «кадæг», мн. ч. «кадджытæ») - один из древнейших и сложнейших жанров фольклора. Сказания о нартах ("Нарты кадджытæ") - великий эпос осетинского народа.

В эпическом творчестве народов мира принято выделять три вида эпосов: мифологический, архаический и героический.
В мифологическом эпосе обычно представлены сказания о первопредках - культурных героях, деяния которых направлены на создание и добычу для людей различных культурных ценностей (огня, орудий труда, культурных растений и проч.) Ярким примером мифологического эпоса является древнегреческий (гомеровский эпос).

Устное народное творчество


Архаический (или "догосударственный") эпос вырастает на почве мифологии, и главным его содержанием являются героические деяния богатырей: их борьба с врагами, выступающими в фантастическом облике, и героическое сватовство, сопровождаемое выполнением брачных испытаний. Типичным примером такого эпоса считается карело-финская "Калевала".

Героический (или "классический") эпос получает свое развитие в период образования ранних государств. Борьба богатырей с врагами приобретает характер патриотических подвигов, совершаемых для защиты народа и государства от чужеземных агрессоров. Таким героическим эпосом являются, например, русские былины.

Нартовский эпос совмещает в себе черты всех трех типов: мифологического, архаического и героического. Нарты воспринимаются создателями осетинского эпоса как мифологические предки и культурные герои. Через Сослана небожители дарят людям плуг. Сырдон изобретает двенадцатиструнную арфу. Первая брачная пара - Сатана и Урузмаг - приготовляют ритуальное пиво ("сау бæгæны").

Но те, же нарты - чудесные богатыри, побеждающие грозных врагов, и доблестные рыцари, завоевывающие сердца неприступных красавиц.

И, конечно, нартовские герои - это правители и воины, выступающие на защиту родины. Во все времена нартовские сказания служили устным учебником воинских добродетелей и энциклопедией подвигов, совершенных во славу отчизны. Нравственные идеалы народа в наиболее полном виде выражены в образе Батрадза, который наделен всеми чертами безупречного рыцаря и признан в эпосе лучшим из нартов.

Феноменальная широта и многомерность сюжетов осетинского эпоса объясняется длительностью его истории. Нартовские сказания в художественной форме отразили огромный исторический период - от родового строя эпохи индоиранского (арийского) единства до феодального средневековья. Поэтому в осетинском эпосе есть все - и мифология с небожителями и культурными героями, и архаические сюжеты борьбы с фантастическими великанами-уаигами, и поединки благородных защитников народа с чужеземными захватчиками.

Предания. В отличие от сказаний, которые сказитель исполнял нараспев под аккомпанемент струнного фандыра, предание (ед. ч. "таурæгъ", мн. ч. "таурæгътæ) существовало в форме прозаического рассказа. Как в нартовском эпосе представлена мифопоэтическая картина отдаленного прошлого, так реальная и относительно недавняя история народа воспроизведена в исторических преданиях, которые осетины называли "фыдæлты таурæгътæ" (в буквальном переводе "предания о предках").

"Фыдæлты таурæгътæ"
- это историческая память народа, прозаические рассказы о происхождении осетин, генеалогические предания отдельных осетинских обществ и фамилий, предания об иноземных захватчиках и социальных конфликтах. Например, в преданиях об Ос-Багатаре и его сыновьях приведена народная версия происхождения всех осетин, в предании о баделиатах рассказывается, об истории дигорской аристократии, предание о Чермене повествует, о борьбе между кавдасардом и его знатными родственниками.

Вместе с тем слово "таурæгъ" в осетинском языке обозначает еще два жанра несказочной прозы - легенды и былички.

Легенды рассказывают о деяниях святых и имеют религиозное содержание. Например, в легенде "Уастырджи и три брата" ("Уастырджи æмæ æртæ æфсымæры") рассказывается о том, как святой Уастырджи, представившись бедным путником, выявляет пороки и добродетели людей. В легенде "Роща Хетага" ("Хетæджы къох") представлена чудесная история появления почитаемой всеми осетинами священной рощи, которая является природным храмом Уастырджи.
Устное народное творчество


Былички - это рассказы о сверхъестественных явлениях, якобы имевших место в действительности, в том числе о колдовстве, чертях и оборотнях. В отличие от волшебных сказок, события, описываемые в быличках, представляются как вполне реальные. Особенно распространены рассказы об оборотне - "женщине-волке" ("Ус-бирæгъ"), о встрече бедняка с чертями ("Мæгуыр лæг æмæ хæйрæджытæ").


Песни. Значительное место в народной культуре осетин занимали песни (ед. ч. "зарæг", мн. ч. "зарджытæ"). По содержанию и основным мотивам осетинские народные песни делятся на обрядовые, историко-героические, героические, трудовые, шуточные и др.

Обрядовые песни посвящены, как правило, святым и исполняются на празднике, или, как и молитвословия, на обрядовом пиршестве. Основным их содержанием является прославление высших сил и обращение к ним просьбы ("Песня, посвященная Аларды", "Песня Уастырджи" и др.).

Особое место среди осетинских песен занимают героические ("хъайтары зарæг'). Самые известные из них "Песня о Чермене", "Песня о сыновьях Бата", "Песня о Таймуразе" и др.

Устное народное творчество


Во многих героических песнях присутствует образ матери. К ней бывают обращены слова умирающего героя. Она, несмотря на горечь, боль, страдания, вызванные потерей сына, обычно велит узнать, не ранен ли он в спину (он мог получить рану, когда убегал от врага). И только получив отрицательный ответ, мать, величественная даже в своем горе, оплакивает сына-героя.

"Цель песенного текста, - писал Васо Абаев, - не повествовательная; его задача - вызвать у слушателей определенную эмоциональную реакцию. Не занять слушателя рассказом о делах героя, а воодушевить его или растрогать и взволновать - вот на что нацелены слова песни. Эта задача решается не пространственным изложением событий, а особыми характерными для героической песни художественными приемами, безошибочно действующими на слушателя тем, что они ярко и образно выявляют драматическую и трагическую сторону происходящего. Один из обычных таких приемов - когда певец вкладывает в уста героя волнующие слова, якобы сказанные им в предсмертный час или в минуту схватки с врагами".

Песни могли сочиняться не только для прославления героя, но и для посрамления нарушителя принятых в обществе норм поведения.

Трудовыми песнями сопровождали тяжелые хозяйственные работы. Музыкальный и поэтический размер этих песен помогал выстроить ритм коллективной работы и скрашивал ее однообразие.

Сказки. Сказки (ед. ч. "аргъау", мн. ч. "аргъæуттæ") - доступный всем возрастам и очень любимый в Осетии вид устной народной прозы.

Осетинские народные сказки, как и сказки других народов мира, принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Значительную роль в формировании волшебных сказок сыграли древние мифологические сказания. Чудесные приключения, добывание героями волшебных сказок различных диковинок и волшебных предметов восходят к деятельности культурных героев.

Бытовые сказки обращены к обыденной жизни. Героями их являются простые люди. В этих сказках осмеиваются такие человеческие недостатки, как глупость, болтливость, жадность.

В сказках о животных, имеющих комическое или моралистическое начало, речь идет о проделках животных-хитрецов. В них сильный, но глупый всегда делается жертвой жестокой проделки более слабого пройдохи. Так, например, лиса всегда побеждает медведя.

Как и сказки других народов мира, осетинская народная сказка имеет свои особенности, которые проявляются не только в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада осетинской жизни, но также в образе положительного героя, воплощающего лучшие черты осетинского народа.

Помимо развлекательной и поучительной функций, сказка выполняла важную воспитательную роль, вводила ребенка в мир идей и образов традиционной культуры, естественно и ненавязчиво знакомила с мифопоэтической моделью мира.

Загадки. Стремление народа к воспитанию совершенного человека не мыслилось без тренировки и развития его ума, В деле воспитания умственных способностей детей важное место отводилось загадкам ("уыци-уыцитæ"). Загадки отличались тематическим разнообразием. Они развивали образное мышление, смекалку. Загадки широко использовались в сказках, сказаниях, легендах. Они применялись при проверке мудрости жениха, а иногда и невесты. От отгадки порой зависела судьба человека, но чаще загадки служили просто игрой-соревнованием. Особенность загадки в том, что она предполагает двух исполнителей - загадывающего и отгадывающего.

Пословицы и притчи.
Осетинское слово "æмбисонд" в переводе означает не только пословицу, но также басню и притчу. Иными словами, осетины зачисляли в разряд "æмбисонд" народные афоризмы или рассказы, в которых заключен поучительный опыт реальной жизни. "æмбисæндтæ фыдæлтæй баззадысты" ("Пословицы дошли до нас от предков"), - говорили в народе, подчеркивая, что краткие словесные формулы имеют древнее происхождение. Как правило, в них отражается опыт, повторенный настолько часто, что он сгустился до уровня народной мудрости. В пословицах фиксируются важные общественные нормы и заповеди. Благодаря образности и меткости формулировок народные афоризмы отличаются особой убедительностью. В притчах и баснях переданы выверенные оценки сложных жизненных ситуаций, обоснованы житейские правила безошибочного выбора между добром и злом.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С









программы для мобильных телефонов скачать можно тут

О красноногом ибисе популярно
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама