.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Промыслы
Охота. Охота - одно из древнейших занятий человечества, красочно описанное в нартовских сказаниях и других произведениях устного народного творчества. Покровителем охоты и хозяином лесных зверей у осетин является Афсати. В посвященном ему стихотворении Коста Хетагуров пишет:

Фсатийæ зæронддæр Дауджытæм кæм и? Хæхтæй дæр бæрзонддæр Чиу, уый йæ фæци.
(Старше Афсати Кто из небожителей? Самая высокая гора И та досталась ему.)
Наилучшим новогодним пожеланием семье было следующее:
Уæ лæг саг амара, Уæ ус тыр ныййара!
(Пусть ваш муж убьет оленя, Пусть ваша жена родит богатыря!)
Охота в осетинском языке обозначается словом "цуан", охотиться - "цуаны цæуы", охотник - "цуанон".

Охотой занимались в свободное от полевых работ время, она являлась некоторым подспорьем в хозяйстве горца. Имена знаменитых охотников были хорошо известны среди осетин. Объектом охоты являлись в основном туры, косули, кабаны, олени, медведи. На пернатую дичь было не принято охотиться.

Среди охотников существовал специальный охотничий язык, которым они пользовались при подготовке к охоте и во время охоты. Так, олень ("саг") назывался "сыкъаджын" (т. е. "рогатый"), медведь ("арс") - "тъæпæнкъах" ("косолапый"), ружье ("топп") - "хæтæл" ("труба").

У осетин существовали ограничения на охотничий отстрел зверей. Если группа охотников составляла даже 5-7 человек, они не имели права убивать больше 2- 3 зверей. Осетинские охотники не могли тронуть стельную дичь, поэтому обычай не позволял охотиться весной и осенью.

На охоте соблюдались строгие правила, определявшие отношения между охотниками. Если в охоте принимало участие несколько человек, то тому, кто убивал зверя, доставались голова, шея и шкура убитого животного, остальное делилось поровну между всеми охотниками, включая первого. Охотник, первым убивший зверя, отрезал от правого бока туши кусок в 5-6 ребер и дарил встречным охотникам, не успевшим еще убить зверя.

Охота в условиях гор требовала от охотника большой физической силы и закалки, смелости, мужества, знания местности, умения ориентироваться на ней.

Промыслы


Рыболовство. До интенсивной индустриализации, начавшейся в XX в., в горных реках было достаточно рыбы - в том числе осетровых пород. Конечно, ловля форели или осетра не могла дать значительного прибавления к продуктовым запасам осетинской семьи. Однако рыболовный промысел существовал как в горах, так и на равнине. Осетины различали обычную рыбу ("кæсаг"), относимую к повседневной пище, и крупную "красную рыбу" ("кæф"), которая считалась ритуальной пищей и использовалась в некоторых обрядах.

Пчеловодство. Пчеловодство также относится к числу древнейших хозяйственных занятий осетин. Васо Абаев писал, что имеется много данных, подтверждающих большую древность у осетин пчеловодства и бортничества. Об исконности этих занятий в Осетии говорит и тот факт, что мед являлся необходимым продуктом для приготовления напитка нартов - ронга. Лепешки у нартов приготовлялись также с медом - они назывались "мыдамæстытæ". Арабский писатель XIV в. отмечал, что в стране алан было много меду белого цвета, приятного на вкус и лишенного остроты.

После потери аланских равнин, в период горного существования народа пчеловодство значительно сократилось, но не погибло окончательно. Пчеловоды даже почитали особого святого - покровителя пчел, именуемого Анигол.

Со второй половины Х!Х в. пчеловодством стали заниматься в основном жители равнинных сел. Производство и продажа меда были для опытного пчеловода ("мыддар") доходным промыслом. Пчел осетины разводили не в деревянных ящиках, а в сапетках. Их плели из тонких прутьев орехового кустарника и обмазывали глиной. При добывании меда из ульев-сапеток применяли окуривание дымом.

Осетины не забывали и такое занятие, как бортничество - поиск и сбор дикого меда. "Дикий мед, - писал Коста Хетагуров, - служил лакомой приправой многих блюд".





Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С






Мягкая мебель Ева
Изготовление и продажа мягкой мебели диваны кресла, угловые диваны, диваны еврокнижка по цене производителя в Челябинске

ТАЛВЕНТ производство вентиляции
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
бра eichholtz 108936 lexington