Охота. Охота - одно из древнейших занятий человечества, красочно описанное в нартовских сказаниях и других произведениях устного народного творчества. Покровителем охоты и хозяином лесных зверей у осетин является Афсати. В посвященном ему стихотворении Коста Хетагуров пишет:
Фсатийæ зæронддæр Дауджытæм кæм и? Хæхтæй дæр бæрзонддæр Чиу, уый йæ фæци.
(Старше Афсати Кто из небожителей? Самая высокая гора И та досталась ему.)
Наилучшим новогодним пожеланием семье было следующее:
Уæ лæг саг амара, Уæ ус тыр ныййара!
(Пусть ваш муж убьет оленя, Пусть ваша жена родит богатыря!)
Охота в осетинском языке обозначается словом "цуан", охотиться - "цуаны цæуы", охотник - "цуанон".
Охотой занимались в свободное от полевых работ время, она являлась некоторым подспорьем в хозяйстве горца. Имена знаменитых охотников были хорошо известны среди осетин. Объектом охоты являлись в основном туры, косули, кабаны, олени, медведи. На пернатую дичь было не принято охотиться.
Среди охотников существовал специальный охотничий язык, которым они пользовались при подготовке к охоте и во время охоты. Так, олень
("саг") назывался "сыкъаджын" (т. е. "рогатый"), медведь ("арс") - "тъæпæнкъах" ("косолапый"), ружье ("топп") - "хæтæл" ("труба").У осетин существовали ограничения на охотничий отстрел зверей. Если группа охотников составляла даже 5-7 человек, они не имели права убивать больше 2- 3 зверей. Осетинские охотники не могли тронуть стельную дичь, поэтому обычай не позволял охотиться весной и осенью.
На охоте соблюдались строгие правила, определявшие отношения между охотниками. Если в охоте принимало участие несколько человек, то тому, кто убивал зверя, доставались голова, шея и шкура убитого животного, остальное делилось поровну между всеми охотниками, включая первого. Охотник, первым убивший зверя, отрезал от правого бока туши кусок в 5-6 ребер и дарил встречным охотникам, не успевшим еще убить зверя.
Охота в условиях гор требовала от охотника большой физической силы и закалки, смелости, мужества, знания местности, умения ориентироваться на ней.
Рыболовство. До интенсивной индустриализации, начавшейся в XX в., в горных реках было достаточно рыбы - в том числе осетровых пород. Конечно, ловля форели или осетра не могла дать значительного прибавления к продуктовым запасам осетинской семьи. Однако рыболовный промысел существовал как в горах, так и на равнине. Осетины различали обычную рыбу
("кæсаг"), относимую к повседневной пище, и крупную
"красную рыбу" ("кæф"), которая считалась ритуальной пищей и использовалась в некоторых обрядах.
Пчеловодство. Пчеловодство также относится к числу древнейших хозяйственных занятий осетин. Васо Абаев писал, что имеется много данных, подтверждающих большую древность у осетин пчеловодства и бортничества. Об исконности этих занятий в Осетии говорит и тот факт, что мед являлся необходимым продуктом для приготовления напитка нартов - ронга. Лепешки у нартов приготовлялись также с медом - они назывались
"мыдамæстытæ". Арабский писатель XIV в. отмечал, что в стране алан было много меду белого цвета, приятного на вкус и лишенного остроты.
После потери аланских равнин, в период горного существования народа пчеловодство значительно сократилось, но не погибло окончательно. Пчеловоды даже почитали особого святого - покровителя пчел, именуемого Анигол.
Со второй половины Х!Х в. пчеловодством стали заниматься в основном жители равнинных сел. Производство и продажа меда были для опытного пчеловода
("мыддар") доходным промыслом. Пчел осетины разводили не в деревянных ящиках, а в сапетках. Их плели из тонких прутьев орехового кустарника и обмазывали глиной. При добывании меда из ульев-сапеток применяли окуривание дымом.
Осетины не забывали и такое занятие, как бортничество - поиск и сбор дикого меда.
"Дикий мед, - писал Коста Хетагуров, - служил лакомой приправой многих блюд".
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Мягкая мебель ЕваИзготовление и продажа мягкой мебели диваны кресла, угловые диваны, диваны еврокнижка по цене производителя в Челябинске
ТАЛВЕНТ производство вентиляции