.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Общинные отношения
Фундаментом общественной жизни осетин были общинные отношения. Осетинская община - сложный социальный организм, основанный на территориальных связях. Соседские сельские общины, в которых осуществлялась хозяйственная деятельность, входили в общественно-политическое объединение - гражданскую общину. Союзы гражданских общин, сложившиеся в пределах определенной территории, называют горными обществами - хорошо известны, например, Алагирское, Куртатинское, Дигорское, Кударское, Ксанское и др. осетинские общества позднего средневековья.

Сельские общины.
Члены сельской общины были связаны тесной соседской солидарностью и общей собственностью на пастбища и лесные угодья. Сельская община регулировала проведение коллективных хозяйственных работ - ирригацию, строительство мостов и дорог, устанавливала правила пользования лесом и порядок пастьбы скота на общественном пастбище.

Для общинной жизни характерны разные формы хозяйственного объединения соседей ("цæдис"). Чаще всего несколько дворов, не имевших достаточно рабочего скота, объединялись для пахоты ("галæмбал"). Совместный труд был удобен потому, что для эффективного использования плуга необходимо несколько пар быков и не менее пяти работников.

Важнейший принцип жизни в общине - взаимопомощь. Если осетин нуждался в продуктах, хозяйственной утвари, даже одежде - он мог одолжить их у соседей. Отказ в подобной просьбе встречал всеобщее осуждение. Если в селении не было общинной мельницы, то сельчане бесплатно пользовались частными мельницами своих соседей-общинников.

Трудовая взаимопомощь в виде коллективной подмоги в строительных и других хозяйственных работах называется по-осетински "зиу". Без этого обычая невозможно представить выполнение таких трудоемких работ, как постройка или ремонт дома, валяние войлока и др.

Общей была и религиозная жизнь сельской общины, организованная по всем правилам календарной обрядности. К дню святого-покровителя селения был приурочен ежегодный общинный праздник - куывд. Его проводили вскладчину, назначая ответственными хозяевами поочередно (на один год) всех членов общины.

Круговая порука, то есть взаимная ответственность членов общины, не распространялась на тех, кто нарушал обычаи, наносил вред отдельным соседям или всему селению. Наказанием за низкие, безнравственные поступки было сочинение позорящих песен. Существовали действенные способы выявления воров. Осетины не запирали своих домовладений, пользование замками считалось унизительным и бесполезным - воровства практически не было. Но появись в общинной среде вор - его легко определяли поставлением заклада ("цъынды"). Каждая семья отдавала для заклада какую-либо нужную в хозяйстве вещь. Специально назначенные люди относили собранные вещи в святилище и обращались к святому-покровителю с молитвой о наказании вора. После этого каждый должен был сам забрать свою вещь из святилища. Если кто-то не являлся за своим имуществом, все знали - это и есть вор.

Гражданские общины.
Принципы устройства гражданской общины восходят к древнейшим представлениям о трех общественных функциях и трех группах людей, на которые должно делиться идеальное общество.

У каждой общины было свое генеалогическое предание, содержавшее рассказ о том, при каких обстоятельствах она была основана и от каких предков происходит. Большинство осетин считали себя потомками сыновей общего прародителя Ос-Багатара: Царазона, Сидамона и Кусагона. В памяти народа сохранялось и древнее распределение общественных функций. Потомству Кусагона (Къусæгонтæ) принадлежало религиозное первенство, потомство Царазона (Цæразонтæ) обладало воинским приоритетом, потомство Сидамона (Сидæмонтæ) выделялось хозяйственными возможностями, большой численностью и богатством.

Первоначально все равноправные граждане, имевшие земельную собственность и выборные права, имели звание "уæздан" (букв, "благородный"). Впоследствии это почетное звание осталось за феодальной знатью, а подчинившиеся ей крестьяне получили другие сословные наименования.

Гражданские общины, даже объединившись в рамках большого общества, в своей внутренней жизни сохраняли полную самостоятельность. Дигорское общество, например, состояло из трех автономных общин Тапан-Дигорской, Стур-Дигорской и Донифарсской.

Общинные отношения


Важной сферой ответственности, как для отдельной гражданской общины, так и для целого общества считалась военная безопасность. В случае формирования войска каждая семья была обязана выставить боеспособного ополченца в полном вооружении и с запасом провизии.

Государственная община. Традиционная система общинных отношений существовала в Осетии до 60-х гг. XIX в., когда в Российской империи были проведены буржуазные реформы. Для удобства управления население Осетии разделили на сельские общества, за которыми закрепили наделы казенной земли, соответствующие числу домохозяйств. Сельское общество стало теперь государственной общиной, низшей административной единицей. Важные вопросы хозяйственной жизни и местного правопорядка решались на сельском сходе. Старшина, получавший жалованье, осуществлял управление от имени государства. Однако и в этой общине, искусственно созданной государством, сохранялись многие обычаи и порядки осетинской общинной жизни.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С








Тут Вы сможете Смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве

Со времени своего появления бокс завоевал большое количество поклонников, такие имена как: Мухаммед Али, Джо Фрейзер, Майк Тайсон, Виталий и Владимир Кличко известны во всем мире. Прочесть свежие новости боксе и посмотреть видео боев можно на сайте youfight.info.
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама
сколько стоит пересадка волос на голове в турции у мужчин ссылка