.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Формы общественного самоуправления
Общественная жизнь осетин на протяжении веков регламентировалась традиционным или обычным (от слова "обычай") правом. Свод этих неписаных законов - "ирон æгъдæуттæ" ("осетинские обычаи") являлся полноценным кодексом правил общественной жизни. В нем были представлены не только права и обязанности человека в семье и гражданском обществе, но также нормы морали, правила поведения и приличия. "æгъдау" - обычай имел силу закона, нарушить который никто бы не отважился. Он передавался из поколения в поколение. Знание его являлось такой же необходимостью для осетина, как воздух, ибо забвение и неисполнение обычаев настраивало против него всех людей. Этнограф Н. Г. Берзенов писал в 1850 г.: "У осетин обычаи заменяют законы. Осетин никогда не нарушит обычая, утвержденного давностью, и осужденный приговором общества, без сопротивления склонится перед карающим обычаем, без ропота понесет наказание".

Ныхас. Управление селом и целым обществом происходило через народное собрание - ныхас. Ныхасом называлось и само место собраний. Некоторые из таких мест, например - в селениях Лац и Донифарс, назывались "нартовскими ныхасами", что говорит о древности этой формы общественного самоуправления.

На верховный ныхас большого общества собирались по делам особой важности или в момент чрезвычайных событий. Здесь решались вопросы объявления войны, заключения мира, отправки посольства и др.

Было принято обращаться за советом к собраниям опытных и мудрых людей. Один из самых авторитетных в Осетии ныхасов собирался в селении Дагом, туда приходили для решения сложных вопросов из Алагирского, Куртатинского и Дигорского ущелий.

На сельский ныхас сбор происходил через глашатая ("фидиуæг") без всяких церемоний, собирались обычно не в определенные сроки, а по мере надобности. Фидиугег делал свои объявления с возвышенного места, а если селение было большое, то обходил его и объявлял новости или решения схрда в каждом квартале. При этом он повторял слова: "Афтæ мачи зæгъæд, нæ фæхъуыстон, зæгъгæ!" ("Пусть никто не скажет, что не слышал!").

Во второй половине XIX в. функции осетинского ныхаса сузились основные вопросы управления окончательно перешли к российской администрации. Но нужды и взаимоотношения сельских жителей по-прежнему обсуждались на ныхасе.

На ныхас приходили и для проведения досуга. Вот что писал о ныхасе известный педагог и фольклорист Гагудз Гуриев:

"Это была своеобразная горская школа, где присутствующие находили себе большую пищу для развития ума, языка, ловкости, физического воспитания. Слушая лучших ораторов, стариков - рассказчиков преданий старины, у присутствующих на ныхасе накоплялся богатый запас слов, красивых оборотов, своеобразное мышление и взгляд на мироздание. Здесь распевались обрядовые и другие песни под аккомпанемент на двухструнном фандыре лучших певцов и стариков.Там же рядом находилась кузня, где молодые люди живо наблюдали за работой, а иной раз принимали непосредственное участие. Сюда же приходили скорняки со своеобразным инструментом для обработки кож и здесь находили себе бесплатных помощников.Там же на ныхасе находился и суд. Здесь же мирили кровников".


Общественные приговоры и наказания. Решения, которые принимались на сельском ныхасе, являлись обязательными для всех жителей селения; если решение принималось на верховном ныхасе общества, то ему должно было подчиниться все население ущелья. В случае уклонения от приговора или неподчинения решению ныхаса общество могло принять и репрессивные меры. Виновника подвергали штрафу в пользу общины или же ему объявлялся бойкот ("хъоды", "хъæудзырд"). Человек, подвергнутый такому наказанию, становился отверженным. Бойкот - "хъоды" применялся к тем, кто нарушил правила общественного поведения или совершил действия, направленные против интересов общины. Подвергнутый этой форме наказания не допускался на общественные мероприятия (обрядовые пиры, свадьбы, похороны и др.). Даже его домашний скот не допускался в сельское стадо. В свою очередь, что бы ни случилось у такого человека в доме (смерть домочадца и др. события), к нему также никто не приходил, чтобы помочь или посочувствовать. Подвергшийся бойкоту вынужден был бежать из села, а нередко его изгонял и в принудительном порядке - по решению ныхаса, предварительно разрушив его жилье или конфисковав имущество.

В качестве наказания, в зависимости от совершенного преступления, могли применяться и другие меры.
Суд. У осетин существовал традиционный посреднический суд ("тæрхон"). Судебные разбирательства в каждом обществе происходили в определенных местах ("тæрхондон"). Как правило, они находились возле святилищ. Так, известный по всей Осетии Дагомский суд, в который обращались даже представители соседних народов, заседал на небольшой площадке около святилища "Мадизæн". Общим для жителей Наро-Мамисонского общества был суд в местности Уазаг.

В качестве судей ("тæрхоны лæг') выбирались лица старше 45 лет. Помимо превосходного знания обычаев и норм обычного права, искусства красноречия и репутации честного, мужественного человека, судьи должны были обладать большой природной смекалкой и наблюдательностью.

Основной функцией осетинского суда было третейское разбирательство дела, посредничество между враждовавшими сторонами, примирение кровников и установление компенсации за причиненный ущерб.

Формы общественного самоуправления


Важным средством для защиты обвиняемого была присяга или клятва ("ард"). Присягу приносили в святилище или на могиле предков. Существовал вид присяги у надочажной цепи. Осетин становился перед очагом и, держась за цепь, произносил:
"Ацы Сафайы сыгъдæг сызгъæринæй ард хæрын!" ("Клянусь этим пречистым золотом Сафа!").


Присяга была священным актом, так как считалось, что если осетин даст ложную клятву ("мæнг ард'), то святой покарает его. Кара могла постичь человека не только при жизни, но и в мире мертвых. Если человека уличали в ложной присяге, он терял всякое уважение в обществе, имя его и фамилия покрывались позором.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С







Феодосийский музей древностей - Наиболее яркие экспонаты зала «Природа юго-восточного Крыма» связаны с древним вулканом Кара-Даг. Привлекают внимание высокохудожественные диорамы с видами ландшафтов юго-восточного Крыма и мозаичный пол с картой-схемой Крымского полуострова.


Природа Воронежской области
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама