.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Родственные отношения
Родственные отношенияОсобое место в жизни человека традиционной культуры занимали отношения родства. Фундаментом и опорой родственных связей являлась семья. Отношения родства в более широких рамках, чем семейные, были основаны на признании происхождения разных семей от общего предка. Такие семьи составляли родственные объединения и группы, которые называют патронимиями ("иу артæй байуаргæ"), фамилиями ("мыггаг") и фамильными братствами ("æрвадæлтæ").

Семья.
Осетинская семья ("бинонтæ") обычно включала два поколения: родителей и детей. Взрослые сыновья разделялись, основывая самостоятельные семьи. В отдельные периоды истории из-за нехватки земельных угодий семейный раздел мог привести к разорению. Чтобы не допустить этого, несколько братьев могли сохранять общую семью - жили одним домом, вместе трудились. Как правило, в осетинской семье было много детей - это считалось признаком счастья и благополучия. Лучшее пожелание невесте у осетин - подарить семье семерых сыновей и дочь-красавицу. Семья считалась главной общественной и хозяйственной единицей. Семье принадлежали пахотные и сенокосные земли. От каждой семьи выставляли воина в народное ополчение, работника - на общественные работы, участника праздничного пира и молитвы.

Патронимия. "Когда большая семья разрастается, она сегментируется и делится. Образовавшиеся от этого разделения семьи сохраняют между собой более или менее глубокую и прочную связь. Такую, происшедшую от раздела одной большой семьи, группу больших или малых семей, сохраняющих между собой хозяйственную, общественную и идеологическую связь, мы называем патронимией", - писал известный этнолог М. О. Косвен. Раздел в большой семье происходил между братьями - сыновьями одного отца, возглавлявшего эту семью. Выделившиеся сыновья образовывали свои индивидуальные семьи. Поэтому группа таких семей у осетин называется "иу артæй байуаргæ" ("от одного очага разделившиеся") или "иу артæй рацæугæ" ("от одного очага вышедшие"). Связь между этой группой была, естественно, теснее и глубже, чем у фамилии.

Фамилия. Осетинские фамилии ("мыггаг") свое название, как правило, получали от собственных имен родоначальников. Например, от имени Хетага образовалась фамилия "Хетæгкатæ" (Хетагуровы). Осетинская фамилия была экзогамна, то есть существовал запрет на браки между ее представителями. Основополагающими чертами фамильного сообщества были солидарность (взаимопомощь и защита сородичей), общий религиозный культ (святые-покровители, совместные праздники), общее место погребения, а в некоторых случаях - общая собственность на пастбищные и лесные угодья.

Родственные отношения


Братство.
Родственная группа более широкая, чем "мыггаг", называлась у осетин "æрвадæлтæ" - братство. Обычно фамильное братство образовывалось в результате разделения единой фамилии по патронимиям, при этом от имени общего предка каждой патронимии происходит новое фамильное название. Случалось, что при распаде первоначальной фамилии на отдельные ветви одна из них сохраняла имя общего родоначальника.

Единство осетинских фамилий в составе братства опиралось на память о происхождении от общего предка.

Отношения между фамилиями - "æрвадæлтæ" были менее тесными, чем внутри единой фамилии - "мыггаг". Члены братства несли по отношению друг к другу определенные обязанности: оказывали друг другу материальную помощь в случае смерти родственника и при других несчастьях, принимали участие в семейных праздниках, собирались на общие праздники братства, соблюдали экзогамию.

Формы искусственного родства
. В Осетии существовали и различные формы искусственного родства, установленного путем усыновления, побратимства, аталычества и т. д.

К усыновлению чаще всего прибегали в бездетных семьях. Считалось, что не иметь потомства - большое несчастие. Поэтому естественное стремление оставить после себя наследника могло выразиться в усыновлении чужого ребенка. Усыновление происходило и при наличии у усыновителя своих детей - когда усыновляли, например, осиротевших детей ближайших родственников. Иногда усыновлялись и чужеродцы.

Другой известной формой искусственного родства было побратимство, известное еще скифам. Важным моментом обряда побратимства была клятва, сопровождаемая питьем из одного сосуда. Отношения между побратимами переходили в добрые, почти родственные отношения между их семьями.

Родственные отношения


Родственные отношения устанавливались и в случае аталычества. Дети, чаще мальчики ("хъан") передавались на воспитание и возвращались к родителям по достижении совершеннолетия (воспитателя называли "æмцег"). Семьи воспитателя и воспитанника обменивались подарками и устанавливали между собой родство.

Искусственное родство устанавливалось также между шаферами и молодоженами. Человек, давший имя новорожденному ("номæвæрæг"), считался родственником семьи ребенка.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С







Музей деревянной архитектуры Белоруссии.

Курортная Гаспра - прекрасный туристический посёлок вблизи Ялты
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама