руки.
Дети, отроки, юноши и взрослые мужчины входили в зависимости от возраста и физического состояния в различные возрастные классы
("фæлтæр"). Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался
"обрядами перехода", включавшими различные испытания
("фæлтæрæн").От рождения до трех и от 3 до 7 лет. Важным моментом после рождения мальчика было наречение именем. Осетины, как правило, давали ребенку два имени: домашнее и для общества.
До трех лет мальчик находился среди женщин. По достижении трех лет во многих районах Осетии устраивался специальный обряд
"цæуæггаг". Мальчику шили мужскую одежду: шапку, черкеску, бешмет и др., мастерили деревянный кинжал и стрелу и несли в святилище, где приобщали к святому-покровителю мужчин. После этого обряда мальчик становился полноправным членом общества. Старшие могли брать его на
"куывд" (обрядовый пир), где давали причаститься пивом. Ребенка с этого возраста, если он умирал, хоронили на общем кладбище.
От 7 до 10 лет. Следующим возрастным рубежом было семилетие. О семилетнем мальчике говорили, что он уже в состоянии играть луком и стрелой
("Фат æмæ æрдынæй хъазынхъом фæци"). За неделю до пасхи устраивался праздник
"Къутугæнæн". В преддверии этого праздника дети сами или при помощи взрослых изготовляли лук и стрелы и усиленно тренировались в меткости глаза и твердости руки. На праздник пеклись конусообразные булочки
("къуту"), которые яв-лялись мишенью на соревнованиях в стрельбе из лука. Победителем становился тот, кто сбивал наибольшее количество булочек. После состязаний мальчики собирались вместе и съедали их.
С семилетнего возраста мальчика под наблюдением взрослых могли сажать на коня и поручать ему некоторые дела по хозяйству - например, пасти ягнят.
Большую роль в нравственном воспитании детей играли сказки, песни, сказания о героях, пример старших и участие в общественной жизни.
От 10 до 16 лет. О десятилетнем мальчике говорили, что это уже мужчина
("Дæсаздзыд лæппу лæг у"). Если в доме была молодая невестка, она должна была выполнять в отношении его обычай избегания ("уайсадын"), так как считалось, что десятилетний мальчик "старше" невестки.
("Дæсаздзыд лæппу чындзæй хистæр у"). С этого возраста он активно включался в дела домохозяйства, помогал отцу, мог самостоятельно сидеть на лошади, участвовать в обрядовых скачках. В этот период мальчики начинали выполнят^ работу, которая считалась уделом только мужчин. Их воспитание полностью переходило в руки мужчин, женщины почти не принимали в нем участие.
"В 13-14 лет, - писал Коста Хетагуров, - мальчик становился помощником отца во всех отраслях производства, а к 16 годам свободно управлял сохой, владел топором, серпом и косой".С 10 лет мальчиков начинали обучать специальным приемам борьбы. Одним из средств физической подготовки были танцы, они способствовали развитию выносливости, подвижности и силы.
К 16 годам юноша считался вполне взрослым человеком, ему доверялись все дела в доме и хозяйстве. Летом, в начале сенокоса, устраивался праздник
"Атынæг" или
"Цыргъисæн", после которого юноша впервые мог взять в руки косу и косить. К этому празднику молодой человек получал полный комплект мужской одежды, включавший черкеску, бешмет, шапку и др. С этого возраста он мог носить оружие и вступать в брак.
От 16 до 30 лет. В период от 16 до 30 лет молодые люди должны были совершенствовать все то, чему их учили в предыдущем возрасте. Считалось, что действительное достоинство мужчины определяется к тридцати годам. В этом возрастном классе мужчина должен был проявить все свои лучшие качества. Молодые люди вели активный образ жизни, чтобы прославиться.
"Ирон лæг кадыл мæлæг у" ("Осетин умирает ради славы") - говорит осетинская пословица. Холостая молодежь разъезжала по праздникам, участвовала в игрищах и танцах, ходила в военные походы
("балц').В период от 16 до 30 лет необходимо было вступить в брак. Умереть холостым считалось большим позором.
Кровная месть входила в круг обязанностей этого возрастного класса. Кровники никогда не убивали детей, это считалось большим грехом.
В молодых людях ценились такие качества, как ум, отвага, честность, знание обычаев, верность данному слову, уважение к женщине. Если до присоединения
Осетии к России основным способом проявления своих лучших качеств было для молодежи участие в военных походах - балцах, то теперь молодые люди обратили свои взоры к образованию, военной и государственной службе.
От 30 до 45 лет. Мужчины этого возрастного класса были более опытны и одновременно сильны физически, поэтому они выполняли наиболее ответственные и трудные виды работ. Они были примером для молодежи и опорой для старших. Представители этого возрастного класса вели более спокойный образ жизни, чем молодежь, больше занимались домашним хозяйством и промыслами. Они строили дома, обрабатывали землю, изготавливали земледельческие орудия труда, выделывали кожу для обуви и ремней.
Вместе с тем считалось, что мужчина в доме гость
("Лæг хæдзары уазæг у"). Мужчины в возрасте от 30 до 45 лет много времени проводили на ныхасе, где решали вопросы, касающиеся жизни всей общины, или проводили свободное время, предаваясь беседам и развлечениям.
У этого возрастного класса были свои обязанности и в культовой практике. Махарбек Туганов писал о
"нартовском симде": «Танцевался под Новый год, вокруг зажженных костров, двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом от 30 до 45-летнего возраста, которые отличались силой и ловкостью».
Возрастной класс старше 45 лет. Мужчины старше 45 лет, как правило, являлись главами больших семей. Старший
("хистæр") пользовался большим уважением и авторитетом, принимал участие личным трудом в хозяйстве до тех пор, пока сохранял трудоспособность.
В силу своего возраста и авторитета представители возрастного класса старше 45 лет играли руководящую роль во всех делах общины. Из их числа выбирались священнослужители и судьи.
На праздниках, свадьбах, поминках они располагались за отдельным столом. Самые почетные гости - пожилые мужчины и старики сидели в одной комнате, мужчины средних лет в другой, молодежь веселилась отдельно.
Представители этого возрастного класса знали все законы и традиции своего народа, к ним обращались за советом и помощью. Можно с уверенностью сказать: этот возрастной класс являлся хранителем всего социального опыта народа.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
мир