Самое большое значение в личной и семейной жизни люди традиционной культуры придавали рождению, браку и смерти. Эти события справлялись согласно древним обычаям при активном участии родственников и соседей. Считалось, что в эти моменты святые покровители находятся рядом с людьми.
Рождение ребенка. Каждая осетинская семья всегда мечтала иметь много детей, особенно сыновей. Уже на свадьбе осетины в молитвах обращались к небожителям с просьбой даровать молодой семье многочисленное потомство.
Женщину, ожидающую ребенка, окружали заботой и оберегали от волнений и выполнения тяжелых работ. В то же время обычай предписывал ей "стыдиться" своего положения, не показываться на глаза старшим мужчинам, избегать посещения общественных мест, свадеб, похорон.
В старину в горах роды проходили в нежилом помещении - это обычай, который известен многим народам мира. Роженице помогал кто-нибудь из опытных женщин - старшая невестка семьи, другая родственница или соседка. В молитве женщины просили помощи у Бога и святых:
Уастырджи (конечно, не называя его по имени) и
Мады Майрам. Все обряды, которые совершались с момента рождения ребенка в течение нескольких месяцев, были охранительного свойства - то есть имели целью оградить новорожденного от воздействия злых сил.
Новости о рождении ребенка с нетерпением ожидали соседские мальчики, чтобы оповестить об этом его отца и сельчан. Если рождался сын, то мальчик, первым сообщивший об этом, получал
"хорз лæг гурæггаг подарок за весть" "о рождении доброго мужа". Получившие добрую весть родственники шли в дом родителей новорожденного с тремя пирогами и традиционным подарком - куском белой материи на рубаху. Преподносились и особые символические подарки, которые было принято класть возле новорожденного: мужчины клали стрелы, серебряные или золотые монеты, женщины - яйца и вату. В свою очередь, семья устраивала угощение -
"лæппуйы куывд" ("торжество в честь рождения мальчика"). Рождение девочки праздновалось лишь в том случае, если в семье уже было несколько мальчиков и родители с нетерпением и молитвами ожидали рождения долгожданной девочки.
После рождения мальчика положение молодой женщины в семье резко менялось: она переходила в разряд старших невесток.
Наречение именем. Обряд наречения именем
("номæвæрын") был одним из важнейших моментов в жизни всей семьи. Выбору имени придавалось большое значение. Оно сопровождалось пиршеством
"номæвæрыны куывд".По мнению
осетин, от удачного выбора имени зависело очень многое в жизни человека. Как правило, у осетина было два имени - одно для дома, другое для общества. Домашнее имя должно было предохранить ребенка от несчастий и болезней. Для того, чтобы отвлечь злые силы, иногда давали имена наподобие
"Саукуыдз" (букв, "черная собака").Принятие осетинами христианства и ислама отразилось и на выборе имен. Под влиянием православной церкви появились такие имена, как Георгий, Николай, Мария и др. Под влиянием ислама в большом числе распространились такие имена, как Ислам, Магомет, Солтан, Фатима, Мадина и др. Но очень часто домашнее имя вытесняло официальное из употребления, и человека всю жизнь называли домашним именем: Гайто, Бæба и др.
Заметное место в осетинском именнике занимали имена из Нартовского эпоса: Ахсар, Урузмаг, Батрадз, Сослан, Ацамаз, Дзерасса, Агунда и др.
В силу существовавшего обычая избегания, невестка не имела право произносить имена своих детей в присутствии старших. Не мог называть своих детей по имени и отец. Поэтому родители называли своих детей
"Лæппу" - "мальчик" или "Чызг" - "девочка". Когда же детей было несколько, то их называли по степени старшинства:
"Хистæр" - "Старший", "Астæуыккаг" - "Средний", "Кæстæр" - "Младший".Обряды вхождения в жизнь. Обряды и торжества, проводившиеся в течение года, были призваны постепенно включить ребенка в общество и выпросить у высших сил для него благодати.
Через три-четыре дня после рождения ребенка совершался обряд его укладывания в колыбель -
"авдæнбæттæн". Смысл этого ритуала состоял в приобщении новорожденного к семье и передаче его под покровительство святого Сафа - патрона надочажной цепи.
Летний праздник в честь родившихся в течение года мальчиков
"кæхцгæнæн" (от слова "кæхц" - "миска") проводился в июле. Первоначально его устраивали в честь сыновей-первенцев, а затем распространили на всех мальчиков.
Первый год жизни ребенка завершался торжеством
"афæдзы куывд" - праздником в честь исполнения ребенку одного года.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
купить бильярдный кий в подарок боссу
Источник:
Красноярский клуб любителей BMW серии X inqe.ruРазве тебе не жалко
блогЭтот букет сирени
Ради тебя все парки
Летом цветут, поверь мне