.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Семейные обряды. Уход из жизни
Семейные обряды. Уход из жизниПереход в "истинный мир". Для того, чтобы понять смысл похоронных и поминальных обрядов, надо помнить: осетины верили, что душа человека уходит после смерти в "истинный мир" - "æцæг дуне". Представления об этом мире отразились в нартовском сказании "Сослан в стране мертвых" и в текстах обрядовой речи "Бæхфæлдисын" - "Посвящение коня покойнику". Основной смысл этих представлений заключается в том, что праведники блаженствуют на том свете, а люди, прожившие лживую и корыстную жизнь, испытывают мучения.

Умерших хоронили на фамильном кладбище. Согласно древним обычаям, закончивших свою жизнь самоубийством не позволяли хоронить там и совершать по ним похоронные обряды. Считалось, что им путь в истинный мир закрыт, и душа их будет скитаться между мирами.

Похороны у осетин всегда были очень многолюдными. "Мах хуызæн мардмæ нæ цæуынц æндæр рæтты" ("Нет похорон многолюднее наших"), - писал Коста Хетагуров. Все родственники, соседи и знакомые, услышав печальную весть, спешили выразить соболезнование семье умершего и считали своим долгом проводить его в последний путь. Для того, чтобы сообщить о случившемся, в дальние кварталы села и в соседние селения посылали вестников. Сообщающий горестную весть назывался "хъæргæнæг" (букв, "кричащий"). Его было легко узнать по тому, как он держал плеть (не в правой, а в левой руке) и как сходил с коня (не слева, а справа). Проезжая мимо ныхаса, такой вестник не спешивался, а сообщив печальное известие, не заходил в дом.

Пришедшие на похороны шли организованными группами, исполняя обряд оплакивания - "иронвæндаг". Впереди шли мужчины, за ними женщины.

Семейные обряды. Уход из жизни


Плакальщицы ("хъарæггæнæг") в поэтических причитаниях обращались к ушедшему из жизни человеку и его близким, ко всем собравшимся.

Посвящение коня покойнику.
Конь играл особую роль в похоронных ритуалах осетин. Даже конные игры и состязания разделяются на скачки ("дугъ") и джигитовку. Если джигитовку устраивали только по случаю радостных событий, то скачки, как правило, использовались в цикле похоронно-поминальной обрядности.

Обычай посвящать умершему мужчине коня ("Бæхфæлдисын") восходит к скифским временам. Осетины накрывали снаряженного коня буркой, сверху клали башлык, к седлу привешивали ружье и плеть. Его гриву, челку и хвост заплетали в мелкие косички. В косички гривы вплетали разноцветные лоскутки ткани, которые спускались до земли. Когда покойника выносили на кладбище, то коня вели вслед за ним. Дойдя до кладбища, носилки или гроб ставили у могилы или склепа. Мужчины располагались справа, женщины - слева. Все близкие станови-лись ближе к покойнику. Коня подводил и держал за уздечку мальчик.

Обряд "Бæхфæлдисын" проводил кто-нибудь из сельских стариков, обычно хороший знаток обрядовой речи. Посвяти- тель произносил обрядовую речь, в которой вспоминал добродетели умершего и напутствовал его. В заключение говоривший как бы передавал коня, которого трижды обводили вокруг могилы и вкладывали конец уздечки в руку покойного.

Посвященного коня можно было узнать по надрезу на правом ухе. Его нельзя было продавать, он использовался лишь для верховой езды.

К обряду посвящения коня близки конные ристания, проводившиеся в день похорон или в один из поминальных дней. Тот, кто побеждал на этих скачках, должен был обвести коня вокруг могилы, а затем получал награду, назначенную семьей ушедшего из жизни.

Поминальные обряды.
Существенную часть погребальных церемоний составляло обрядовое угощение (тризна). Тризна ("хæрнæг") и проводившиеся по определенным дням в течение года поминки ("хист") были связаны с особыми представлениями об "истинном мире".

Семейные обряды. Уход из жизни


На поминальные обряды смотрели как на "кормление умерших". Считалось, что пища, съедаемая на поминках, не идет впрок, а достается покойному. Поминальный стол отличался от праздничного иным положением частей жертвенного животного и иным числом ритуальных пирогов (их было не три, а два).

М. М. Ковалевский отмечал, что, по представлению осетин, "насколько оставшиеся в живых усердно и точно заботятся о своих предках, настолько эти последние являются действительными покровителями и духами-хранителями своих сородичей".

Близкие родственники соблюдали траур, длившийся сорок дней или целый год. В этот период они носили траурную одежду черного цвета, отказывали себе во вкусной еде, не смеялись, не посещали свадеб и других праздников.

Христианство и ислам наложили свой отпечаток на погребальную и поминальную обрядность осетин. В зависимости от вероисповедания существовали некоторые отличия в обрядовой практике.



Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С




Немного о технике - что такое LED-телевизор и как он работает.
поради мандрівникам
Фильмы онлайн".
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама