Переход в "истинный мир". Для того, чтобы понять смысл похоронных и поминальных обрядов, надо помнить:
осетины верили, что душа человека уходит после смерти в
"истинный мир" - "æцæг дуне". Представления об этом мире отразились в нартовском сказании
"Сослан в стране мертвых" и в текстах обрядовой речи
"Бæхфæлдисын" - "Посвящение коня покойнику". Основной смысл этих представлений заключается в том, что праведники блаженствуют на том свете, а люди, прожившие лживую и корыстную жизнь, испытывают мучения.
Умерших хоронили на фамильном кладбище. Согласно древним обычаям, закончивших свою жизнь самоубийством не позволяли хоронить там и совершать по ним похоронные обряды. Считалось, что им путь в истинный мир закрыт, и душа их будет скитаться между мирами.
Похороны у осетин всегда были очень многолюдными.
"Мах хуызæн мардмæ нæ цæуынц æндæр рæтты" ("Нет похорон многолюднее наших"), - писал Коста Хетагуров. Все родственники, соседи и знакомые, услышав печальную весть, спешили выразить соболезнование семье умершего и считали своим долгом проводить его в последний путь. Для того, чтобы сообщить о случившемся, в дальние кварталы села и в соседние селения посылали вестников. Сообщающий горестную весть назывался
"хъæргæнæг" (букв, "кричащий"). Его было легко узнать по тому, как он держал плеть (не в правой, а в левой руке) и как сходил с коня (не слева, а справа). Проезжая мимо ныхаса, такой вестник не спешивался, а сообщив печальное известие, не заходил в дом.
Пришедшие на похороны шли организованными группами, исполняя обряд оплакивания -
"иронвæндаг". Впереди шли мужчины, за ними женщины.
Плакальщицы
("хъарæггæнæг") в поэтических причитаниях обращались к ушедшему из жизни человеку и его близким, ко всем собравшимся.
Посвящение коня покойнику. Конь играл особую роль в похоронных ритуалах осетин. Даже конные игры и состязания разделяются на скачки
("дугъ") и джигитовку. Если джигитовку устраивали только по случаю радостных событий, то скачки, как правило, использовались в цикле похоронно-поминальной обрядности.
Обычай посвящать умершему мужчине коня
("Бæхфæлдисын") восходит к скифским временам.
Осетины накрывали снаряженного коня буркой, сверху клали башлык, к седлу привешивали ружье и плеть. Его гриву, челку и хвост заплетали в мелкие косички. В косички гривы вплетали разноцветные лоскутки ткани, которые спускались до земли. Когда покойника выносили на кладбище, то коня вели вслед за ним. Дойдя до кладбища, носилки или гроб ставили у могилы или склепа. Мужчины располагались справа, женщины - слева. Все близкие станови-лись ближе к покойнику. Коня подводил и держал за уздечку мальчик.
Обряд
"Бæхфæлдисын" проводил кто-нибудь из сельских стариков, обычно хороший знаток обрядовой речи. Посвяти- тель произносил обрядовую речь, в которой вспоминал добродетели умершего и напутствовал его. В заключение говоривший как бы передавал коня, которого трижды обводили вокруг могилы и вкладывали конец уздечки в руку покойного.
Посвященного коня можно было узнать по надрезу на правом ухе. Его нельзя было продавать, он использовался лишь для верховой езды.
К обряду посвящения коня близки конные ристания, проводившиеся в день похорон или в один из поминальных дней. Тот, кто побеждал на этих скачках, должен был обвести коня вокруг могилы, а затем получал награду, назначенную семьей ушедшего из жизни.
Поминальные обряды. Существенную часть погребальных церемоний составляло обрядовое угощение (тризна). Тризна
("хæрнæг") и проводившиеся по определенным дням в течение года поминки
("хист") были связаны с особыми представлениями об
"истинном мире". На поминальные обряды смотрели как на
"кормление умерших". Считалось, что пища, съедаемая на поминках, не идет впрок, а достается покойному. Поминальный стол отличался от праздничного иным положением частей жертвенного животного и иным числом ритуальных пирогов (их было не три, а два).
М. М. Ковалевский отмечал, что, по представлению осетин,
"насколько оставшиеся в живых усердно и точно заботятся о своих предках, настолько эти последние являются действительными покровителями и духами-хранителями своих сородичей".Близкие родственники соблюдали траур, длившийся сорок дней или целый год. В этот период они носили траурную одежду черного цвета, отказывали себе во вкусной еде, не смеялись, не посещали свадеб и других праздников.
Христианство и ислам наложили свой отпечаток на погребальную и поминальную обрядность осетин. В зависимости от вероисповедания существовали некоторые отличия в обрядовой практике.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Немного о технике -
что такое LED-телевизор и как он работает.
поради мандрівникамФильмы онлайн".