Счет. У осетин имелось несколько систем счета. Наиболее распространенной была десятично-двадцатичная система, в которой десятичный принцип действует при обозначении натуральных чисел от 1 до 20, а числа больше 20 обозначаются при помощи двадцаток. Так, например, говорят
"иу æмæ ссæдз" ("двадцать один", букв, "один и двадцать"),
"дæс æмæ ссæдз" ("тридцать", букв, "десять и двадцать") и т. д.
Помимо этого существовала система, которую сами осетины называли
"пастушеским счетом" ("фыййæутты нымад'). Счет в ней ведется парами:
"дыууæ" (два), "цыппар" (четыре), "æхсæз" (шесть), "аст" (восемь) и т. д., а также десятками:
"дыууын" (двадцать), "æртын" (тридцать), "цыппор" (сорок), "фæндзай"(пятьдесят), "æхсай" (шестьдесят), æвдай" (семьдесят), "æстай" (восемьдесят), "нæуæдз" (девяносто), "сæдæ" (сто).До середины XIX в. осетины пользовались счетом, основанным на числе восемнадцать
("æстдæс"), которое использовалось в качестве главной единицы. Этот древний счет фигурирует и в Нартовском эпосе, а на практике он использовался в деловой сфере (торговые и другие сделки, уплата калыма за невесту и др.). Так, чтобы выразить стоимость земельного участка, говорили, что он стоит "девять раз восемнадцать" ("фараст æстдæсы") коров.
Осетины часто фиксировали договорные числа при помощи узлов или бирок с зарубками. Так, например, пастух, нанявшийся пасти овец за долю приплода
("лæскъдзæрæн"),-делал крупные зарубки на палке по числу взятых у хозяина голов скота. Палка затем расщеплялась на две половины, одна из которых оставалась у пастуха, другая - передавалась хозяину. По истечении обусловленного срока хозяин и пастух складывали вместе обе половины палки и по зарубкам на ней, в соответствии с условиями договора, производился расчет баранами.
Меры измерения. Как и у других народов, у осетин существовали различные единицы меры и способы измерения. Для обозначения разных расстояний и величин роль мерила была отведена конечностям человека или их частям. На первом месте здесь выступает рука. Самое незначительное расстояние измерялось толщиной указательного пальца
("в один палец"," в два пальца" и т. д.). Следующей единицей измерения длины был
"уылынг" (диг. "улинкъæ"), это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами; затем
"диены" (диг. "удзестæ") - расстояние от растянутого большого пальца до мизинца руки. В сказании о рождении блинецов Ахсара и Ахсартага мы читаем, что они росли днем на
"уылынг", а ночью на
"дисны" ("бон рæзтысты уылынг, æхсæв та дисны').
Наиболее значительная мера длины, измерявшаяся при помощи руки, называлась
"æрмæрин" (диг. "цæнгæрийнæ"), что по-русски означает
"локоть". Это расстояние от локтя до конца вытянутой руки: так измеряли домотканые сукна, как при их изготовлении, так и при продаже.
Расстояние между концами горизонтально растянутых рук называлось
"ивазн" (диг. "ивæзнæ"). У русских оно известно как "маховая сажень".
Расстояние на земле измерялось шагами. За единицу измерения брался один шаг -
"санчъех" (диг. "санкъех").Для определения размеров пашен существовала специальная мера -
"бонгæнд" (диг. "бонцау") - участок, который можно вспахать в один день одной сохой при одной паре волов.
Большие расстояния измерялись
"привалами" и
"днями" перехода. Любому осетину были знакомы слова:
"æртæ бонмæ йæм хæццæ кæнынц" ("туда доходят в три дня").Имелись удобные меры сыпучих тел и жидкостей. Например,
"мæрт"- это мера сыпучих тел, приблизительно равная четверти пуда. Количество приготовленного пива измеряли высокой деревянной кадкой для переноски воды
("донхæссæн"). Обычно говорили:
"авд донхæссæны бæгæны сфыхтам" ("мы сварили семь кадушек пива").После присоединения Осетии к России перечисленные единицы измерения стали заменяться новыми, принятыми в государственном обиходе. Процесс этот завершился в конце XIX в., но в быту некоторые из указанных мер измерения встречаются еще и теперь.
Народная астрономия. У осетин существовали достаточно четкие представления о небесных светилах, почитавшихся как источник света, тепла и самой жизни. С солнцем связано множество сюжетов осетинского фольклора, в котором присутствуют даже сыновья и дочери солнца. Так же и с луной связаны народные поверья и рассказы. Священным считалось новолуние. Увидев восход новой луны, осетины обращались к ней со словами:
"Амондджын мæй у!" ("Да будет месяц счастливым!").Считалось, что на небе столько звезд, сколько людей на Земле. В звезду превращается человек и поднимается на небо. Осетины чтили падающие звезды и говорили:
"Стъалы атахти" ("Звезда полетела") или - "Дзуар атахти" ("Святой полетел").Венера называется по-осетински Бонвæрнон
("Вестница дневной благодати"). Вечерняя Венера - Кæрдæджы стъалы
(букв. "Звезда травы").
Возникновение Полярной звезды -
("Ахсахъ Темыр") и Большой Медведицы
("Лæдæрттæ") осетины связывали с именем грозного завоевателя Тимура.
Млечный путь осетины называют
æрфæны фæд - след Арфана, прославленного коня нарта Урузмага. По описанию нартовских сказаний, искры из-под подков Арфана превращались в звезды, а дыхание его рождало облака.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Портал о домашних животныхФутбол Англияhttp://memorygame.ru/ргр по электротехнике