.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Народные знания
Счет. У осетин имелось несколько систем счета. Наиболее распространенной была десятично-двадцатичная система, в которой десятичный принцип действует при обозначении натуральных чисел от 1 до 20, а числа больше 20 обозначаются при помощи двадцаток. Так, например, говорят "иу æмæ ссæдз" ("двадцать один", букв, "один и двадцать"), "дæс æмæ ссæдз" ("тридцать", букв, "десять и двадцать") и т. д.

Помимо этого существовала система, которую сами осетины называли "пастушеским счетом" ("фыййæутты нымад'). Счет в ней ведется парами: "дыууæ" (два), "цыппар" (четыре), "æхсæз" (шесть), "аст" (восемь) и т. д., а также десятками: "дыууын" (двадцать), "æртын" (тридцать), "цыппор" (сорок), "фæндзай"(пятьдесят), "æхсай" (шестьдесят), æвдай" (семьдесят), "æстай" (восемьдесят), "нæуæдз" (девяносто), "сæдæ" (сто).

До середины XIX в. осетины пользовались счетом, основанным на числе восемнадцать ("æстдæс"), которое использовалось в качестве главной единицы. Этот древний счет фигурирует и в Нартовском эпосе, а на практике он использовался в деловой сфере (торговые и другие сделки, уплата калыма за невесту и др.). Так, чтобы выразить стоимость земельного участка, говорили, что он стоит "девять раз восемнадцать" ("фараст æстдæсы") коров.


Осетины
часто фиксировали договорные числа при помощи узлов или бирок с зарубками. Так, например, пастух, нанявшийся пасти овец за долю приплода ("лæскъдзæрæн"),-делал крупные зарубки на палке по числу взятых у хозяина голов скота. Палка затем расщеплялась на две половины, одна из которых оставалась у пастуха, другая - передавалась хозяину. По истечении обусловленного срока хозяин и пастух складывали вместе обе половины палки и по зарубкам на ней, в соответствии с условиями договора, производился расчет баранами.

Меры измерения. Как и у других народов, у осетин существовали различные единицы меры и способы измерения. Для обозначения разных расстояний и величин роль мерила была отведена конечностям человека или их частям. На первом месте здесь выступает рука. Самое незначительное расстояние измерялось толщиной указательного пальца ("в один палец"," в два пальца" и т. д.). Следующей единицей измерения длины был "уылынг" (диг. "улинкъæ"), это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами; затем "диены" (диг. "удзестæ") - расстояние от растянутого большого пальца до мизинца руки. В сказании о рождении блинецов Ахсара и Ахсартага мы читаем, что они росли днем на "уылынг", а ночью на "дисны" ("бон рæзтысты уылынг, æхсæв та дисны').

Наиболее значительная мера длины, измерявшаяся при помощи руки, называлась "æрмæрин" (диг. "цæнгæрийнæ"), что по-русски означает "локоть". Это расстояние от локтя до конца вытянутой руки: так измеряли домотканые сукна, как при их изготовлении, так и при продаже.

Расстояние между концами горизонтально растянутых рук называлось "ивазн" (диг. "ивæзнæ"). У русских оно известно как "маховая сажень".

Расстояние на земле измерялось шагами. За единицу измерения брался один шаг - "санчъех" (диг. "санкъех").

Для определения размеров пашен существовала специальная мера - "бонгæнд" (диг. "бонцау") - участок, который можно вспахать в один день одной сохой при одной паре волов.

Большие расстояния измерялись "привалами" и "днями" перехода. Любому осетину были знакомы слова: "æртæ бонмæ йæм хæццæ кæнынц" ("туда доходят в три дня").

Имелись удобные меры сыпучих тел и жидкостей. Например, "мæрт"- это мера сыпучих тел, приблизительно равная четверти пуда. Количество приготовленного пива измеряли высокой деревянной кадкой для переноски воды ("донхæссæн"). Обычно говорили: "авд донхæссæны бæгæны сфыхтам" ("мы сварили семь кадушек пива").

После присоединения Осетии к России перечисленные единицы измерения стали заменяться новыми, принятыми в государственном обиходе. Процесс этот завершился в конце XIX в., но в быту некоторые из указанных мер измерения встречаются еще и теперь.

Народная астрономия. У осетин существовали достаточно четкие представления о небесных светилах, почитавшихся как источник света, тепла и самой жизни. С солнцем связано множество сюжетов осетинского фольклора, в котором присутствуют даже сыновья и дочери солнца. Так же и с луной связаны народные поверья и рассказы. Священным считалось новолуние. Увидев восход новой луны, осетины обращались к ней со словами: "Амондджын мæй у!" ("Да будет месяц счастливым!").

Считалось, что на небе столько звезд, сколько людей на Земле. В звезду превращается человек и поднимается на небо. Осетины чтили падающие звезды и говорили: "Стъалы атахти" ("Звезда полетела") или - "Дзуар атахти" ("Святой полетел").

Венера называется по-осетински Бонвæрнон ("Вестница дневной благодати"). Вечерняя Венера - Кæрдæджы стъалы (букв. "Звезда травы").

Народные знания


Возникновение Полярной звезды - ("Ахсахъ Темыр") и Большой Медведицы ("Лæдæрттæ") осетины связывали с именем грозного завоевателя Тимура.

Млечный путь осетины называют æрфæны фæд - след Арфана, прославленного коня нарта Урузмага. По описанию нартовских сказаний, искры из-под подков Арфана превращались в звезды, а дыхание его рождало облака.


Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С









Портал о домашних животных

Футбол Англия

http://memorygame.ru/

ргр по электротехнике
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама