.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Пути сообщения и средства передвижения
Пути сообщения. Окруженные высокими скалами и глубокими ущельями, обитая на гребнях гор, осетины могли общаться между собой, передвигаться из села в село только по пешеходным тропам. "Общая ширина тропы, служившей главным путем сообщения, - писал в XIX в. чиновник-землеустроитель М. 3. Кипиани, - равняется диаметру лошадиного копыта. В некоторых местах на ней не могут разъехаться даже два встречных всадника".

Наиболее опасны были тропы на перевалах через горные хребты. Но прежде чем добраться до перевала, предстояло преодолеть тяжелый крутой подъем. По этим тропам поддерживалось сообщение между различными селами, обществами и ущельями Северной Осетии, а также с другими странами Кавказа.

На территории Осетии 15 основных перевалов с 18 перевальными маршрутами, основная часть их перерезает Главный Кавказский хребет. Из перевальных дорог, которыми аланы-осетины пользовались издревле, следует назвать дороги, шедшие по Дарьяльскому, Алагирскому и Дигорскому ущельям. Значение этих дорог было подлинно историческим и выходило далеко за рамки внутренних интересов Осетии.

Это были транзитные пути, по которым поддерживались торговые и политические связи многих народов. Наиболее значительной из них была Дарьяльская дорога или "Аланские ворота" (Дарьял - от персидского "Дар-и-Алан", т. е. "Аланские ворота"). Сами же осетины называли ущелье, по которому проходила эта дорога, "Арвы ком" ("Небесное ущелье"). Еще с древних времен за обладание этой дорогой шла упорная борьба между Византией и Персией; за захват дороги вели борьбу также арабы, хазары и монголы. Владеть "Аланскими воротами" означало для них - владеть Кавказом.

Пути сообщения и средства передвижения


После присоединения Кавказа к России, в начале XIX в. царское правительство приняло меры к упорядочению эксплуатации Дарьяльской дороги. В течение первой четверти XIX в. тут была проложена колесная дорога и построены капитальные мосты.

Вторая по значению, - известная также с древних времен, - Военно-Осетинская дорога. Начинается она от Алагира и тянется вдоль реки Ардон до Мамисонского перевала, а затем идет параллельно верхнему Риону, связывая Северный Кавказ с Западной Грузией.

Из ущелья реки Ардон в Закавказье ведут еще несколько троп, одна из самых удобных проходит через Рукский перевал. По ней осуществлялись связи между северными и южными обществами Осетии.

Весьма оживленное сообщение происходило также по тропам через перевалы "Гурдзийæфцæг" и "Гебийæфцæг" в Дигорском ущелье, соединяющим долины рек Ираф (Урух) и Рион. Дигорское ущелье связывалось с Балкарией через перевалы "Стулифцæг" и "Уаза" (в Донифарсе).

Магистральные пути по Дарьяльскому ущелью, долинам рек Ардона и Ирафа (в Алагирском и Дигорском ущельях), а также наиболее важные перевальные дороги в средние века имели крепостные, заградительные и другие сооружения, обеспечивающие безопасность от иноземных нашествий и нападений врага. Дозорные и оборонительные башни, таможенные заставы, заградительные стены и другие дорожные сооружения сохранились кое-где и до наших дней. За право проезда взимались таможенные сборы в пользу отдельных обществ и феодалов - в зависимости от того, по чьим владениям шла дорога.

Колесные дороги в горах стали прокладываться лишь во второй половине XIX в. Географические возможности равнины давали несравненно большие возможности для организации путей сообщения.

Способы передвижения и перевозка грузов. Предков осетин известный ученый-востоковед Н. К. Рерих называл "великими путниками". Верхом на конях и в повозках они проехали дорогами и тропами Востока и Запада. Основным транспортным средством и у горных осетин оставалась лошадь. Осетины были прекрасными наездниками и могли преодолевать верхом большие расстояния и самые тяжелые препятствия.

Пути сообщения и средства передвижения


На ослах вьючным способом перевозили самые разные грузы: зерно, сено, дрова, почву для пашен и т. д.
Вьюки укреплялись на спине осла при помощи самодельного деревянного седла ("хæрæджы саргъ"). Каждый из перевозимых грузов имел свой способ укладки и погрузки. Сено перевязывалось веревками в два равномерных больших тюка, дрова - в две одинаковые вязанки. Почва перевозилась в плетеных корзинах, прикрепленных к спине животного при помощи грузового седла. Зерно, мука и другие сыпучие материалы перевозились в кожаных мешках ("къæсса").

В горах для перевозки больших грузов использовали деревянные сани ("дзоныгъ") и арбу, в которые запрягали волов или лошадей. На хороших дорогах использовали арбу, но в условиях бездорожья колесный транспорт был малопригоден. Сани же, сделанные из твердых пород дерева, были приспособлены к самым сильным ударам на крутизнах горных дорог.

После переселения на равнину двухколесная деревянная арба вытеснила вьючный транспорт. Одновременно использовались два ее вида: одноконная арба ("бæхуæрдон") и воловья ("галуæрдон"). Тогда же появились четырехколесная бричка и тачанка.

Для ходьбы по крутым горным тропам горцы одевали специальную обувь ("æрчъи" или "къогъодзи"), изготовлявшиеся домашним способом из сыромятной кожи. Для хождения по скалам и ледниковым перевалам к ногам прикрепляли специальные железные крючки или подковы ("лæгдзæфхад").

Зимой передвигались на лыжах ("къахдзоныгъ"). Осетинские лыжи представляли собой доску-основание с приделанным дугообразным приспособлением, за которое держались, скатываясь со склона. Была и специальная обувь для хождения по глубокому снегу ("митцæуæн къалатæ").




Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С








Кошки, коты, котята. Все про этих загадочных существ!

Современные технологии в деревообработке на drevesnietehnologii.ru. Статьи о деревообработке.

Capperwin.com - Спортивные прогнозы

Портал онлайн игры WoW Cataclysm
У нас вы найдёте всё
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама