.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Магический круг
Известный швейцарский психолог и философ К. Юнг (1875-1961) во многих своих работах обращался к символике мандалы - магического круга, разделенного на восемь частей лучами-радиусами. Изображение и созерцание мандалы позитивным образом влияют на психику человека.

К. Юнг отмечал, что видения мандалы появляются в ситуациях, которые характеризуются запутанностью и безвыходностью. Мандала является как бы упорядочивающей системой, которая «накладывается на психический хаос, благодаря чему каждое содержание обретает свое место, а разбегающееся в неопределенность целое воссоединяется магическим оберегающим кругом».


Мандала является одним из центральных символов этнической культуры осетин и присутствует на всех ее уровнях, в архитектуре, хореографии, визуальных изображениях, ритуальной пище, тем самым оказывая огромное положительное воздействие на психику, как отдельного человека, так и на психологию этноса в целом.

Важнейшим элементом в системе этнической культуры является пища. Пищу принято делить на повсед невную и ритуальную. Последняя имеет, как правило, глубокий знаковый характер.

Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехмастной структуры мироздания, воплощения Солнца, богов и Земли.

В погребальной и поминальной обрядности используется два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами. Отсутствует символ среднего мира - Солнце.

Ритуальные пироги у осетин бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные. Круглые пироги пекутся при обращении основной молитвы к Создателю, Абсолюту - Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага). Треугольные пироги посвящаются конкретным дзуарам - духам-покровителям (Уастырджи, Уацилла, Аларды и другим). Овальный пирог (гуыл), как правило, печется в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребенку. В этих случаях он не освящается молитвой. Но, например, в с. Нар Дигорского ущелья на праздник Сослана для основной молитвы приготовляются девять пирогов: три круглых, три треугольных и три овальных. Один большой круглый пирог - Артхурон (Огонь Солнцевич) - печется на Новый год.

Особо обращает на себя внимание следующий факт. Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а разламываются руками на произвольные части. Артхурон делится по числу членов семейства, и только ритуальные круглые пироги (три или два) разрезаются ножом по определенному правилу в том случае, если они посвящаются Хуыцау. Пироги круглой формы, посвященные Мады Майрам и Сафа, также разламываются руками. Конечной фигурой разрезанных круглых пирогов, посвященных Создателю, является восьмисегментный круг.

На обратной стороне зеркала, найденного в Келермесском кургане, принадлежавшем скифам, мы видим поделенный на восемь частей круг. Из центра круга образуется лотос (по два лепестка в каждом сегменте), смысл которого становится ясен при рассмотрении изображений птиц и животных в каждой из восьми частей круга. Семантика композиции зеркала отражает троичную структуру мироздания в идеологии древних индоиранских племен, деление на верхний (боги), средний (Солнце) и нижний (Земля) миры. Таким образом, Келермесское зеркало в одной плоскости отразило, как и осетинские пироги, троичную структуру мироздания и представления о цикличности времени.

Многие народы Азии обладают ритуальными предметами, в которых отразилась космограмма Вселенной. Один из них - мандала - важнейший предмет буддийского и в особенности ламаистского культа, геометрическая символика коего отражала структуру Вселенной, являясь как бы своеобразной энциклопедией буддийских и добуддийских представлений мироздании.

Практическое применение мандалы было разнообразно: от жертвенного блюда до одноразовых мандал, рисовавшихся на земле и по окончании обряда уничтожавшихся.

Смысл геометрической символики мандалы восходит к весьма отдаленным по времени символам природы: круг - к знакам Солнца, квадрат - земли, треугольники - гор и плодородия.

Ученые находят графическую мандалу в традиционных культурах народов Старого Света и Нового Света. Круг, поделенный на восемь равных частей, широко распространен в орнаментах многих народов, в том числе осетин.

Анализ форм, используемых при изготовлении ритуальных осетинских круглых пирогов, позволяет, на наш взгляд, раскрыть сакральную символику восьмисегментного круга, воссоздать семантику эзотерического знания осетин.

Первая геометрическая фигура, возникающая при изготовлении ритуальных круглых осетинских пирогов, - это круг. Круг - геометрический символ, известный во многих традициях как беспредельность, дремлющий перед пробуждением космос. Кроме того, круг - это женский символ.

Вторая фигура осетинских ритуальных круглых пирогов - круг с точкой в центре. Данная фигура широко известна как символ мирового яйца.

Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама