.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Восточные источники об аланах
Восточные источники об аланахБолее подробные и конкретные сведения об аланах-осах Северного Кавказа содержатся в древне грузинских, армянских, византийских и восточных источниках, данные которых позволяют уточнить конкретное содержание этнонима «аланы» в условиях Северного Кавказа - основной территории расселения алан с конца последних веков до н. э.

Уже в известной надписи Картира, относящейся к концу III в. н. э., мы встречаемся с названием Алании рядом с Арменией и Грузией и Аланских ворот (аланан дар). Правда, один из интерпретаторов этой надписи М.Л. Шомон исправляет название Алании на Аран - «иранское наименование Кавказской Албании» - и переводит его как название Албании. Однако для такого направления вряд ли имеются достаточные основания, так как в надписи это название обозначено согласными л и н, в то время как буква б отсутствует. Нельзя исключать, конечно, и то, что здесь, как и в ряде других случаев, мы имеем дело с смешением имени алан с албанами, хотя упоминание в надписи Аланских ворот, нам кажется, ясно указывает на существование и самой Алании. Во всяком случае, и в более поздних сасанидских источниках содержится упоминание страны алан.

Имя алан вместе с другими народами Северного Кавказа упоминается и сирийским автором VI в. Захарием Ритором (Митиленским). Последний сообщает, что за Каспийскими воротами живут «бургары со (своим) языком, народ языческий и варварский; у них есть города и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду (Дагестана? - Ю. Г.) живут в горах, у них есть крепости». Вслед за этим Захарий Ритор называет в числе тринадцати народов, живущих в палатках и существующих «мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием» и алан вместе с авгар, сабир, бургар (булгар), куртаргар и другими.

Отождествление перечисленных 3ахарием Ритором племенных названий с современными этническими единицами, так же как и их локализация, представляют большие трудности. В этом отношении определенный интерес вызывает указание автора на то, что «на запад и на север от них (очевидно, бургар и алан - Ю. Г.), живут амазонки, женщины с одной грудью... Соседний с ними народ - ерос, мужчины с огромными конечностями...». Если в данном случае Каспийскими воротами обозначается Дербентский проход, а не Дарьял, то речь, очевидно, идет о волжских булгарах и аланах центральной части Северного Кавказа. Если же Каспийскими воротами 3ахарий Ритор, подобно римским писателям, называет Дарьяльский проход, то ясно, что речь идет о прикубанских булгарах, находившихся в соседстве с аланами. Как бы то ни было, у Захария Ритора нет даже намека на собирательный характер имени алан.

Для того чтобы судить о характере этого имени в сирийских источниках, следует иметь в виду следующее обстоятельство. В источниках V-VI вв. сохранились наименования народов, о письменности которых в это время на Ближнем Востоке имелись сведения и сохранялось живое представление. В числе 15 народов древности, имевших по представлениям сирийских хронистов письменность, упоминаются и аланы в числе «шести языков Иафета» Вместе с греками, иверами, римлянами, армянами и мидянами. Ясно, что характеристика алан как «письменного народа», никак не может служить свидетельством их этнической неоднородности.

Более подробные сведения об аланах содержатся в арабских источниках.

У Табари (839-923) сохранилось известие о вторжении объединенных сил абхазов, банджар (?), баланджар и алан в Армению, якобы с целью грабежа, при сасанидском царе Хосрове Ануширване (531-578), сыне Кавада. Табари говорит, что вторгшиеся войска были разбиты и только в плен было взято 10000 человек, которые были поселены в Азербайджане и сопредельных областях. Более подробных сведений об аланах, в частности, о их территории, эти данные не содержат, однако сопоставление их с другими источниками проливает свет на характер этого вторжения. Феофан Византиец сообщает, что когда армяне в 571 г. вновь восстали против персов, то им помогали «колхи, абасги и Сарой, царь аланов».

Для арабского историка и географа Якуби (IX в.) царство алан одно из многочисленных политических образований Северного Кавказа. Так, только на территории Дагестана он называет страну лакзов, Маскат, Табарсаран, замок, в котором «находится царь престола» (царство Серир), Туманшах, Зирикиран (Зерихгеран), Хамзин и др. Якуби упоминает алан в связи с военными столкновениями между арабами и хазарами в 20-х годах VIII в.

Другой арабский автор Ибн-Рустэ, писавший в начале X в., следующим образом определяет границы алан:
«Выйдя с левой стороны владений царя Серир, идешь в течение трех дней по горам и лугам и, наконец, приходишь к царю аланов. Сам царь аланов христианин, а большая часть жителей царства его кяфиры и поклоняются идолам... Потом ты проходишь, десятидневный путь через реки и леса, пока не достигнешь крепости, называемой Баб-ал-Лан. Она находится на вершине горы. Стену этого укрепления охраняют каждый день 1000 человек из ее обитателей; они располагаются гарнизоном, на день и ночь».


В рассказе Ибн-Рустэ нельзя не обратить внимание на указание о том, что между царством Серир (Аварией) и аланами лежит территория, которую можно пройти за три дня. Нельзя не согласиться с 3. Н. Ванеевым, который пишет, что трехдневный путь от Серира до аланов проходил по территории современной Чечено-Ингушетии, которая и отделяла алан от народностей Дагестана.

Как отмечает В. Минорский, ранние мусульманские источники, имеющие обычно дело с крупными политическими образованиями, как правило, хранят молчание о более мелких племенах Северного Кавказа. «От ничего не говорят о большой группе чечено-ингушских племен, отделяющих собственно Дагестан от осетин. Вполне вероятно, что эти воинственные племена, занимавшие гористую и чрезвычайно лесистую страну, были яблоком раздора между правителями Серира и царем асов (алан, осетин)».

Сведения Ибн-Рустэ подкрепляются другим арабским автором, ал-Бекри, писавшим в XI в.:
«...налево от крепости царя Серира есть дорога, ведущая путешественника по горам и лугам после трех дней «в страны царя аланов. Он - христианин, а большинство жителей его государства поклоняются идолам».


Ибн-Рустэ сообщает также, что:
«аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежит племени Дахсас (Рухсас), а царь аланов называется «багаир». Имя это принадлежит всякому, кто у них царем».


Термин Рухс-ас (светлые асы) представляет собой хорошую параллель названию одного из алано-сарматских племен - роксолан (светлых алан). Эпитет рухс-рохс (светлый) употребляется, очевидно, и в том и в другом случае в значении «благородный», на что определенно указывают слова Ибн-Рустэ о том, что почет и власть у алан принадлежит племени рухсас. Что же касается титула «багаир», то нетрудно догадаться, что он является арабской передачей осетинского имени bagatur «храбрец», «богатырь». Этим именем, являющимся по своему происхождению монгольским (?) или тюркским(?), которое зафиксировано в знаменитой Зеленчукской надписи под именем Пакатар, грузинские источники называют исключительно осетинских (овских) вождей Os-Bagatari на протяжении с V по XIV век.

Сведения Ибн-Рустэ не оставляют никаких сомнений, вопреки мнению В. А. Кузнецова, в употреблении арабским историком термина «аланы» в узкоэтническом смысле.

Что касается упоминаемых Ибн-Рустэ четырех аланских племен, то трудно сказать, кем они конкретно были. Следует лишь отметить точку зрения X. Шельда, который видит в них дигорцев, куртатинцев, алагирцев, и тагаурцев.

Более точно определяет границы алан Масуди (сер. X в.). Так же, как и Ибн-Рустэ, восточным соседом алан Масуди называет царство Серир, между царями которых во времена Масуди «был заключен договор, и они взаимно отдали друг за друга своих сестер». О союзнических отношениях между аланами и царством Серир говорит и арабский историк XI в., сообщающий о их вторжении в Ширван в 1032 г.

На западе соседями алан, согласно Масуди, являются адыги, выступающие под именем кешаков (кашагов, касогов):
«По соседству с аланами между Кабхом (Кавказом - Ю. Г.) и Румским морем находится племя по имени кешак».

Говоря о взаимоотношении этих народов, Масуди пишет, что аланы:
«могуществом превосходят этот народ, и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед аланами, если бы не имел укреплений, построенных на берегу моря».
Отмечая раздробленность адыгов, Масуди пишет, что их слабость по отношению к аланам объясняется тем, что они не имеют общего царя.
«Известно, что если народы, говорящие их языком, сплотятся, то ни аланы, ни другой какой народ не будет в состоянии ничего предпринять против них».


С Масуди интересно сопоставить параллельное свидетельство византийского писателя X в. Константина Порфирородного, который писал, что на побережье Зихии находятся острова-укрепления, на которых зихи «находили убежище во время вторжений алан». Сопоставление этих двух независимых друг от друга источников подтверждает подлинность вышеприведенного известия. Другим соседом алан Масуди называет абхазов:
«Рядом со страною аланов живут абхазы, исповедующие христианскую религию. Царь аланов сильнее их и область их простирается до гор Кабх».


К X веку относится и анонимное персидское географическое сочинение Худуд ал-Алем, опубликованное В. Минорским. В описании страны алан Худуд ал-Алем сообщает, что на востоке аланы граничат с Сериром, а на западе с морем Гурз (Черное море) и хазарскими печенегами. Распространение границ Алании на запад вплоть до Черного моря объясняется тем, что аноним рассматривает касак, т. е. территорию адыгов, частью «страны алан на берегу моря Гурз». Худуд ал-Алем характеризует Аланию, как «гористую и пересеченную местность с хорошими природными условиями. Царь алан является христианином. Там имеется 1000 больших деревень. Между аланами, как христиане, так и идолопоклонники. Часть из них является горцами, а часть живет на равнине». Аноним называет также город Хайлан, «где находится армия царя» и Дар-и-Алан, «город, расположенный подобно крепости на вершине горы. Каждый день 1000 человек по очереди несут ее охрану».

Интересно отметить также упоминание анонимом внутренних болгар и венгров (мадьяр) в качестве сопредельных с аланами народов. Как известно, результатом некогда существовавшей территориальной близости между аланами и мадьярами является наличие в современном венгерском языке ряда слов осетинского происхождения.

Интересные сведения об аланах и других народах Северного Кавказа сообщает и другой автор X в. Абу-эль-Кассим.

На северо-восточном Кавказе, в Дагестане, Абу-эль-Кассим называет следующие области к северу от Дербента:
«Княжество Хайдак, которое зависит от хазарского хакана», к северо-западу от Дербента на расстоянии трехдневного перехода - «горную страну Серир, в которой находится двенадцать тысяч деревень и столица, которая называется Джирах. Царь Серира является христианином и, подобно предшественникам, носит титул филан-шаха и владетеля Серира, т. е. трона».
Рядом с Сериром он помещает область Зиргеран (Зерихгеран других авторов), имя которой по персидски означает «кольчужники». К западу от княжества Хайдак и к северу от Серира расположена горная страна Гумик, «народа христианского, который повинуется своим вождям, но не имеет царя. Гумик находится в мире с аланами».

После этого арабский географ переходит к описанию алан. Он пишет, что из страны гумиков можно пройти в страну алан,
«которая является очень обработанной. Население Алании столь многочисленно, что когда начинает кричать один петух, то все остальные вплоть до пределов страны начинают ему вторить. Царь алан носит наследственный титул Каркандадж; столица его называется Магасс. У царя есть также загородные дома. Армия состоит из тридцати тысяч конников».


Четко отделяет Абу-эль-Кассим алан от их западных и юго-западных соседей - кашагов (черкесов) и абхазов;
«Своими соседями на западе аланы имеют кашаков, большой народ, который остался приверженцем сабеизма; их территория простирается от Кавказских гор до Понтийского моря. Это самая красивая раса среди жителей этих гор».


Мы видим, таким образом, что арабские авторы совершенно четко отделяют алан от их западных соседей адыгов, выступающих под названиями кашаков, зихов, черкесов. В то же время арабские авторы IX-X вв. (Ал-Истархий, Ибн-ал-Факих, Баладзори) не распространяют имя алан на народности Дагестана, называя на территории северо-восточного Кавказа следующие «царства»: Лакз на территории лезгинов, Табариран в Табасарани, Джидан с центром в г. Семендере, Кердж в горах недалеко от Джидана, Зерихгеран с центром в сел. Кубачи, Хайдак (Кадак), Гумик на лакской территории и Серир в Аварии.

Исходя из приведенного выше материала, утверждение Вс. Миллера о том, что «у арабов аланами называются не только народности на западном Кавказе, но и воинственные племена Дагестана и вообще северо-восточного Кавказа...» следует признать ошибочным.

Если арабские источники четко отделяют алан от адыгских племен на западе и народностей Дагестана на востоке, то этого определенно нельзя сказать о предках чеченцев и ингушей, хотя, например, Ибн-ал-Факих (нач. X в.) говорит, что Хосрой Ануширван «выстроил Дурдзукие, представляющую из себя 12 ворот, а над каждыми воротами каменное укрепление».

Ворота Дурдзукие (груз. дурдзуки) несомненно находились на территории расселения чечено-ингушских племен. В. Минорский пишет по этому поводу, что в десятом веке крупнейшей силой в центральной части Северного Кавказа были ираноязычные аланы, которые, вполне вероятно, насчитывали среди своих вассалов ряд кавказских племен. Минорский замечает при этом, что из числа чечено-ингушских племен (Баладзори) арабские авторы смутно упоминают дурдзуков и дидоев (?). По его мнению, северные члены этой группы племен, в языке которых содержится много заимствованных аланских (осетинских) слов, могли «жить в орбите аланского царства».

Но вряд ли из довольно редкого упоминания арабскими писателями предков чеченцев и ингушей можно сделать вывод о распространении этнонима аланы на вейнахские племена. Нам думается, что дать окончательный ответ на этот вопрос можно будет только после разбора и других источников, относящихся к данному вопросу, в первую очередь, конечно, грузинских и армянских. На показаниях этих источников мы остановимся ниже. Уместно лишь напомнить свидетельства: Ибн-Рустэ и ал-Бекри о том, что между царством Серир и аланами находится промежуточная территория, простирающаяся на расстоянии трехдневного пути, а также упоминание арабскими авторами дурдзуков (ворота Дурдзукие).







Источник:Аланы и вопросы этногенеза осетин.Ю.С.Гаглойти




"Окна Найс" - Пластиковые окна в спб REHAU дешево и качественно!



Зачем компьютерные новинки и их характеристики!
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама