.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Войско (социальный состав, численность и принципы комплектования)
Изучение военной организации алан (осет:æfsad) является одним из наиболее слабых мест алановедения. Скудность письменных источников усугубляется отсутствием четкой концепции внутриполитического устройства Алании и неразработанностью военной темы для соседних кочевых и полукочевых народов. Это, на наш взгляд, и служит причиной парадокса, состоящего в том, что даже в рамках единой концепции зачастую и превозносится до небес мастерство аланских воинов, и ставится под сомнение боеспособность аланского войска, да и факт существования сколь-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре алан неоднозначны и противоречивы (248, т.3.с.3).

Военная организация и социальная структура практически на всех этапах аланской истории - понятия почти идентичные и трудно разводимые на отдельные компоненты. Доходы от военных мероприятий (набегов, наемничества, продажи заложников, таможенного контроля и т.п.) являлись одним из основных источников существования аланского общества. Причину этого историки зачастую объясняют этнопсихологическими свойствами народа, а в советское время - экономическими трудностями, связанными с природными условиями. В качестве источника экспансии, как социальной системы, указывается и сам уровень общества, где стремящаяся к дальнейшему имущественному и социальному возвышению общинная знать, так же, как и ищущая источники удовлетворения своих минимальных материальных нужд обедневшая часть общинников - эти оба слоя оказываются все более заинтересованными в поисках вовне удовлетворения своих потребностей в материальных средствах (199, с.33).

Г.Н. Панченко, характеризуя образ воина - представителя этноса, формировавшегося в локальном ландшафтно-географическом ареале, выделяет три основных типа воинской культуры - «степняк», «горец» и «помор». Всем трем, бесспорно, присуща «воинственность» - «милитарная пассионарность», впрочем, с четко выраженными особенностями ментально-психологического порядка. Каждый из этих типов, вернее, их местных разновидностей - вырабатывает собственные системы воинского воспитания, боевой подготовки, военной организации и стратегии, тактические приемы, комплекс вооружения и героический фольклор (248, т.3,с.6).

Поскольку замкнутое развитие подобных типов предопределяет ущербность и однобокость наиболее эффективны смешанные и промежуточные типы, какими являются «горцы-степняки» аланы. Именно степные кочевники, имевшие «в тылу» горы, и значительную часть войска, укомплектованную из горцев, совершали наиболее успешные походы (248, т.3, с.6-7). Если военная культура алан характеризуется на первых этапах преобладанием черт «степняка», то дальнейшее ее развитие идет в сторону увеличения роли «горца». Если в период VIII-IX в.в. оба типа уравновешиваются, то уже в XIV-XV в.в. имеет место только один тип - «горца». Причина этого кроется в том, что вышеназванные военно-культурные типы отличались приспособленностью к строго заданным природно-социальным условиям и военно-политическим задачам, пусть даже охранявшимся на протяжении веков. В конечном счете, эти мирки настигала неизбежная гибель, крушение военно-социальной организации: в лучшем случае трансформация, передача, по крайней мере, части наследия воинских традиций в арсенал нового единого общества, в худшем, как это имело место у алан, искажение и самоуничтожение в междоусобной распре (248, т.З, с.8).

Мировую военную историю, в частности, проблему военного дела, исследователями принято рассматривать по периодам, с целью придания более удобной для восприятия формы. Учет этой периодизации необходим, поскольку, появляясь в ходе экономического и политического развития общества у кого-либо одного народа, любое новшество в военном деле в кратчайшие сроки распространялось и на сопредельные регионы, становясь общим достоянием благодаря интенсивным военным контактам. Вследствие этого, военное дело алан укладывается в рамки средневековой периодизации всемирной истории (238, 249). На правомочность подобной хронологии указывают и материалы аланской археологии. Каждый из пяти выделенных нами этапов развития военного дела характеризуется строго определенными типами археологических памятников, располагающимися в заданной системности и имеющими сходный инвентарь. Таким образом, можно говорить о пяти различных ступенях социально-экономического развития аланского общества, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития военного дела, и в первую очередь, структурой военной организации.

Сланов А.А. Военное дело Алан I-XV вв.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама